Меню

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ВАСИЛЬЕВСКИЕ СОПКИ СТАЛИ ЛЕНИНСКИМИ

19.12.2014 11:09 97 (11808)


Среди корабельных сосен и каменных великанов, вблизи села Степное (того, что в Пластовском районе Челябинской области) спрятано рукотворное чудо. 47 лет назад в этой глуши местный умелец Евгений Андреевич Тележный вырубил в огромной скале барельеф вождя советского народа.

Много воды утекло с тех пор. Давно умер степнинский мастер. Но его работа не может оставить равнодушными ни местных, ни приезжих. Одни восторгаются грандиозностью замысла, другие бурчат про политическую подоплеку творения…
Тогда, в далеком сейчас 1967 году, прогуливался по родным местам Тележный, любовался Васильевскими сопками, сосновым бором. И вдруг осенило его, что место-то пропадает. Недолго думая, уже на следующий день вернулся он сюда с нужным инструментом. Да только не далась скала с первого раза. Крепок гранит — за считанные минуты разломалось зубило. Отступать Евгений Андреевич не привык: характер не тот. Поспрашивал у знающих людей — подсказали, посоветовали. Нашелся еще один самородок, он-то и смастерил для Тележного чудо-инструмент, который оказался крепче гранита уральского! Все лето и теплую осень работал Тележный. И как раз к 50-летию Октября завершил свой труд.
Это событие не осталось без внимания. Такой трезвон поднялся! Понаехали ребята с телевидения, газет, радио. В общем, самобытный скульптор оказался героем дня.
Сейчас сюда приезжают молодые в день бракосочетания. До сих пор любители чудес Урала, услышав информацию по сарафанному радио, пытаются увидеть своими глазами диво дивное среди гранитных скальных выступов, но не с первого раза открываются владения степнинского умельца… А горы с тех пор стали звать Ленинскими.

И швец, и жнец, и на дуде игрец
Евгения Андреевича смело можно назвать человеком-оркестром. Он не только изготавливал самые разнообразные инструменты (бубны, флейты, балалайки, колокольчики), но и великолепно играл на них, не имея музыкального образования. Совершенно не зная нотной грамоты, самоучка без труда подбирал любую мелодию и исполнял ее с легкостью и огоньком хоть на мандолине, хоть на пищалке.
Таким он был всегда: веселым, предприимчивым, мастером на все руки. Кем только не работал за всю свою жизнь: и токарем был, и жестянщиком, и столяром, и сапожником! Никакой работы не боялся. Любое дело в умелых руках спорилось.

«Не прахом стать, а хорошим воспоминанием»
Спустя 30 лет после первого монументального произведения самобытный художник на тех же скалах, но в семи километрах от первого объекта изобразил Богоматерь с младенцем!
Писал Тележный с домашней иконы, окроплял камень святой водой и продолжал работать. Вот так в 1997 году появилось еще одно рукотворное чудо. Сюда теперь нередко приезжает молодежь, чтобы попросить о заветном и оставить цветы.
Евгений Андреевич любил мечтать: «Хочу не прахом стать, а хорошим воспоминанием».
Так и получилось. Сбылось. Мастер жив, потому что живут его работы.