Меню

Пусть птичка вылетает

19.12.2014 10:58 97 (11808)


На днях Челябинский фотоклуб отмечал свое 55-летие.
На торжественное мероприятие собрался почти весь фотографический бомонд Челябинска. На выставке, приуроченной к дате, можно было заметить не только «лучшие объективы» города, но и маститых журналистов, чиновников, политиков и ученых. Само собой, прибыло много молодых людей, вооруженных фотокамерами. Все, буквально все дышало уважением, пиететом, благоговением. Пусть прошло пять с лишним десятилетий, но по-прежнему велик авторитет фотоклуба, с полным основанием названного в народе академией. Разумеется, академики — кто сорок лет назад прошел в клубе школу высокой фотографии — тоже прибыли на мероприятие. Ведь это клуб, что значит — собрание.

Желтые ленточки славы
Выставка снимков корифеев клуба, пожалуй, главная часть мероприятия. Публика, совершающая осмотр, вздыхала, ахала и быстро двигалась вдоль «черных квадратов». В кулуарах ворчали: «Зачем надо было все снимки переводить в черно-белый формат?» Организаторы наверняка не ожидали, что печать снимков окажется грязной и снимки «забьются». Это сразу заметили специалисты. В результате получилось, на мой взгляд, как-то траурно. А ведь, слава богу, все живы. И не- даром же один из основоположников клуба, Евгений Ткаченко, сказал:
— 55 лет — это еще трудоспособный возраст.
 

Клубу — 55
Вячеслав Никулин, известный ветеран клуба, увидев свою знаменитую «Буква Р», воскликнул:
— Я когда-то вручную, на увеличителе, печатал этот снимок. Это небо и земля! Цвет-то иной раз нужен. Молодые сегодня все в цвете работают. Мою «Мисс Кувалда» повесили в черно-белом. А она у меня идет в синей дымке. Мрачная, грязная получилась фотовыставка.
Но торжественная часть шла своим ходом. Выступали с поздравлениями. Принимать подарки и выслушивать приветствия вышли два седовласых мэтра челябинской фотографии Сергей Васильев и Евгений Ткаченко. На них обрушились десятки фотовспышек, свет телекамер слепил им глаза.
Если бы случайный человек зашел с улицы, то понял бы, что идет чествование двух достойных мужей, которым исполнилось 55 лет. Но, при полном признании заслуг и глубоком уважении к Сергею Григорьевичу, обладателю четырех «Золотых глаз», и Евгению Ивановичу, волшебнику спортивной фотографии и основателю клуба, хочется спросить: настоящих ветеранов осталось немного, но почему они остались в тени? И почему в этот день тот же Юрий Рожков, член клуба со дня основания, скромно стоял в сторонке? Он принес в авоське старые, дорогие снимки. Но было не до него. Обещали памятные статуэтки — не выдали. А мастера, академики, ветераны клуба немножко их ждали. Им тоже хотелось о себе услышать пару добрых слов в день рождения клуба. Они продолжают трудиться в СМИ. Творчество ветеранов на виду: Шишкоедов, Каулин, Бакин . Список можно было бы продолжать. Эти мастера самодостаточны и чувствительность свою не будут обнажать. Но все они верны своему клубу.
Наконец, после множества спичей, ведущая Людмила Ковалева сказала:
— Может, еще кто-то хочет поздравить наших юбиляров?
Евгений Ткаченко и Сергей Васильев стояли, жмурясь под фотовспышками. На шеях у мэтров на желтых лентах висели флешки-фотоаппаратики. Цвет бросался в глаза. Потом руководителям клуба дали в руки ножи. И они, вооруженные, направились к столу с тортом, похожим на фотографию. На белой сладкой поверхности выделялась съедобная эмблема фотоклуба. А на краю гигантского лакомства укрепили шоколадный фотоаппарат. Мэтры отрезали понемногу. И сладкого хватило всем. Кипел чайник. Кипели под спудом страсти.

В свете красивой даты
Челябинский фотоклуб многое пережил за полвека. Совсем недавно казалось, что славную когорту мастеров уже не собрать и легендарный клуб не возродится. Однако этого не случилось. По инициативе Владимира Богдановского удалось собрать всех академиков, вновь запустить сложную тонкую работу по производству особого вида культуры — настоящей фотографии с челябинским особым почерком. Появилась молодежь, перенимающая традиции. И это самый замечательный результат, о котором говорили все. И это по-настоящему греет, нежели какие-то там организационные недочеты или перебор-недобор персонального внимания.
В нашей газете «Вечерний Челябинск» тоже работали мастера, многие выпускники клуба. И сегодня у нас работает «свой академик» — Вяче-
слав Никулин. В свете красивой даты клуба нам удалось побеседовать.
Политбюро и не снилось
— Челябинский фотоклуб был одним из сильнейших в СССР, — вспоминает Вячеслав Никулин. — И нет никакого преувеличения, что клуб часто называли академией. По сути, так и было. Снимки членов клуба показывали на самых престижных международных выставках, в том числе и на World Press Photo, который проходил а Амстердаме раз в два года. Сейчас каждый год.
Вячеслав Никулин пришел в фотоклуб в 1973 году. Собирались тогда в Доме печати, поскольку так или иначе клуб был завязан на газету «Челябинский рабочий». Это важное обстоятельство. Отцы-основатели академии сплошь были выходцами из ЧПИ, но инженеры тяготели к живой, содержательной фотографии, связанной с действительностью, что неминуемо вело в лоно репортажа.
— Общие собрания проходили в актовом зале Дома печати, — рассказывает Вячеслав Николаевич. — Порядок был такой. Прежде всего — открытость для всех. Я тоже пришел по объявлению в газете, хотя уже тогда работал как профессиональный фотограф. Мне было интересно посмотреть, что из себя представляет клуб. Народу — полный зал. К этому времени «действительные» члены клуба и кандидаты собирались отдельно. А на общем собрании были все.
На каждое заседание все приносили свои снимки: с пустыми руками нечего делать. Свои работы тогда сам Никулин оценивал невысоко. Ловить мгновение, останавливать ход жизни одним щелчком надо было еще учиться.
— Но я знакомился с людьми, — вспоминает Вячеслав Никулин, — а критику воспринимал нормально. Хотя могли за иной снимочек отчихвостить по полной программе.
Эксперты обсуждали снимки с пристрастием и глубоким анализом. В этом-то и состояла великая школа клуба. Так рождались знания, передавался опыт. Особенно в технической стороне фотографии. Никулин присматривался, наблюдал, делал выводы.
— Однажды старшие товарищи сказали: «Подбирай снимки для приема в кандидаты в члены фотоклуба», — говорит Никулин. — Это как в партию прием! Я сделал подборку снимков, которые считал удачными. Принес. И в 1974 году меня приняли. Теперь я мог ходить на заседания «политбюро».

Если клуб даст рекомендацию
По словам Никулина, фотоклуб — это объединение и профессионалов, и любителей. Там были люди разных профессий — от рабочих до инженеров, но все чрезвычайно творческие личности. В то время были и ремесленники от фотографии: сделал фотокарточку — продал. Это сегодня у каждого есть фотоаппарат. А тогда это было редкостью. Хороший снимок всегда был востребован.
— Я, как профессионал, обязан досконально знать фотографическую технику, — говорит Никулин. — У нас художественным руководителем был Владимир Белковский. Интеллектуал, мыслитель, отличный фотограф, он получал высокие награды на выставках. Но техника для него — ахиллесова пята. Вечно у него аппаратура самая неказистая — какой-то старенький «Киев». потом «Зенит-С». И пленку порой проявить качественно не мог. Да фотографии выходили у него не резкими, мутными — сплошная «вуаль». Но в смысле содержания его снимки обнаруживали несомненный талант.
В фотоклубе собирались в основном увлеченные фотографией люди. В те годы почти на всех предприятиях требовались фотографы. Никулин, например, был фотографом завода «Электромашина» и совмещал это с работой в заводской многотиражке. Типичное объявление того времени в газете: «Требуется фотограф» и обязательно приписка: «Рекомендация Челябинского городского фотоклуба обязательна». Вот так!

Люблю ловить мгновение
— Фотоклуб лично мне дал очень много, — признается Вячеслав Николаевич. — Я был молодым, учился и у своих ровесников, и у старших. Были люди, которые серьезно занимались техникой, в которую вбухивали много денег.
Я три с половиной года ходил кандидатом в члены фотоклуба! Это надо было заслужить. И только в 1977 году меня и троих моих товарищей — Бакина, Каулина и Тропина — приняли в члены фотоклуба. В «Уральских пельменях» заказали места, сделали выставку в 40 фотографий (по 10 снимков от каждого «виновника»).
Коллектив был относительно небольшим. Человек 30 набиралось вместе с кандидатами. Так поддерживался высокий уровень фотографии. С улицы сразу не зайдешь. Сегодня другое дело: пришел, показал карточки. Тут же голосуем, принимаем. Все хорошо! Демократия. Молодой человек сегодня думает, что он может все. Помню, 40 лет назад на 9-й отчетной выставке, где я участвовал и позволил себе заявить о своих «достижениях», мне коротко объяснили, что данный товарищ еще ничего путного не сделал. Хотя к тому времени я уже много лет работал в фотографии. Приучили к скромности одной фразой.
Я не люблю пиариться, выставлять барахло. А вот в «сборных солянках» много раз участвовал. В том числе и в международных.
Клуб существовал до счастливого 1985 года, потом развалился, как и вся страна.
— Вячеслав Николаевич, вот вас часто упрекают, что стиль у вас жесткий.
— Жесткой может быть только правда, — отвечает Никулин. — Великий Анри Брессон говорил: «Пусть некрасиво, но это правда». Фотография — это остановленное мгновение жизни. Я всю жизнь работаю в СМИ. Жанр у меня газетный — фоторепортаж. Все. Остальное не трогаю, хотя могу. Портрет, натюрморт, пейзаж, обнаженная натура. Но я люблю ловить мгновение.
Раньше снимал обнаженную натуру. Это упражнение в любой художественной школе лежит в основе обучения. Свет выставляется, чтоб чувствовал. Не на кирпиче, а на человеческом теле. Объемы, пропорции, композиция — до черта чего там можно найти. Но женское тело я снимал в основном в репортаже. Пробовал в студии. И сегодня все негативы уничтожил. Оставил совсем немного. В 1976 году на банкете в Германском торгпредстве, когда получил третью премию «За социалистическое фотоискусство», я показал снимки обнаженной натуры. Зарубежные товарищи сбежались смотреть, побросав рюмки и тарелки. Это было тогда ново, ярко, смело. Никто не верил, что такое в Челябинске можно снять. Мне тогда было 26 лет.
На юбилейном мероприятии всем мастерам фотообъектива пожелали творческих успехов, здоровья. «Вечерка» присоединяется ко всем добрым словами в адрес членов городского фотоклуба. И что бы ни было, пусть «птичка вылетает»!