Меню

«Синегорье» зажигает сердца

12.12.2014 10:30 95 (11806)


Этот детский коллектив заприметила еще давно.
На конкурсе «Марафон талантов» он вызвал бурю восторгов, на гала-концерте фестиваля «Соцветье дружное Урала» открывал программу и с первых же аккордов умудрился завести зал.
Мальчишки и девчонки в народных костюмах так азартно наяривали на своих домрах и балалайках, что вызвали овации в большом зале филармонии.

Счастье на всех
На самом деле заслуг у детского оркестра «Синегорье» из пятой школы искусств не счесть, хотя систематическим сбором призов ребята не занимаются, но участвуют в конкурсах да фестивалях весьма охотно. В числе последних завоеваний — три приза, в том числе первый, с международного фестиваля в Казахстане и Гран-при с областного конкурса имени Садакова, который проходил в Миассе.
— И где же вы берете таких талантливых ребятишек? — пытаю руководителя оркестра Галину Самохвалову. — Отбор проводите?
— Бог с вами! — машет рукой Галина Юрьевна. — У нас же учебный оркестр, участвуют все дети, который обучаются игре на народных инструментах, у них есть даже специальный предмет, который входит в учебную программу.
Так что все, кто в школе учится на домре, балалайке, баяне или аккордеоне, непременно играет в оркестре. Правда, совсем уж малышей не берут: «Пусть немножко подучатся», — поясняет руководитель, но с 12 лет — добро пожаловать!
— В коллективе дети быстрее развиваются, появляется желание заниматься, творить. Ребенок растет и как исполнитель, и как личность.
— Вы так много выступаете, обычно дети стесняются, даже боятся сцены...
— Конечно, боятся поначалу, а потом боязнь приходит, волнение остается. Волнение — это неплохо, оно дает импульс, эмоциональную подачу и отдачу от публики. И вообще я вам скажу, что выступать ребятам нравится. Вы бы видели, как они буквально светятся от радости после концерта. Меня иногда спрашивают: «У вас все дети счастливые?» — «Все».

Испанская кадриль
На международный конкурс «Фиесталония» юные челябинцы попали впервые, впрочем, и сам конкурс, покинув пределы Испании и Евросоюза, впервые проходил в Казахстане.
— В Астане мы уже были нынешним летом, выступали на дне рождения города, но малым составом. Мне очень понравилось: интересная культура, своеобразная. И когда появился шанс поехать еще раз, да еще целым оркестром, мы решили его использовать, — рассказывает дирижер. — Большинство участников были из Казахстана. Прослушивание продолжалось до 12 часов ночи. А на отборочные туры даже билеты продавали. Нам многих удалось послушать. Ребята играли на национальных инструментах: у нас домра, а у них — домбра. Очень хорошо играли ребятки. Вообще, сразу заметно, что в Казахстане ценят национальную культуру и лелеют.
Впрочем, наши не ударили в грязь лицом: ставку сделали на народную музыку и произведения уральских композиторов, и не прогадали: три диплома привезли, стали первыми в номинации «Народные инструменты. Инструментальная музыка».
— Трудно было?
— Нет вопроса, легко или трудно, есть понятие «хорошо», — уточняет Галина Юрьевна. — Мы играли с удовольствием и достойно. Дети всегда выкладываются, когда играют на публику, и это слышно, и публика это чувствует.
— По условиям конкурса победитель получает путевку на международный фестиваль в Европу. Вас пригласили?
— Путевки получили только солисты и хореографы, — разводит руками собеседница. — Наши солисты заняли вторые места.
— Не обидно?
— Ничуть. Я считаю, что наши мальчики-солисты замечательно играли. Зато есть куда расти, к чему стремиться. Ну а в качестве приза — экскурсия. Мы с большим удовольствием объездили всю Астану. Прекрасный современный город. 16 лет, как его построили на новом месте. Дворец школьников, в котором выступали, прекрасно оборудован, условия просто роскошные для выступлений. Зал приблизительно такой же, как в нашей филармонии. Все было замечательно.

Карате с баяном наперевес
Школьный оркестр в ДШИ № 5 существует уже давно. Его отец-основатель — Алексей Алекссев, а Галина Юрьевна получила коллектив в 1996 году, до этого преподавала: учила ребятишек игре на аккордеоне, что и сейчас с удовольствием делает.
— А что для вас важнее — оркестр или свои ученики?
— Я всех люблю, приоритетов никаких нет. Для меня все взаимосвязано. Когда солисты добиваются успеха — я радуюсь, когда весь коллектив удачно выступил — это замечательно. Как сравнивать подушку и одеяло? Сейчас себя и не мыслю без моих ребят, без оркестра. Коллектив у нас очень дружный: старшие помогают младшим, опекают, подсказывают. Даже репертуар выбираем вместе. Бывает, что кто-то приходит, говорит: «Я такую красивую пьесу услышал», и мы берем ее в программу. Вот так дети предложили, к примеру, вальс из «Маскарада» разучить.
— Все жалуются, что набор падает; а еще мальчишек не хватает, они чаще в спорт идут?
— Не могу сказать, что у нас проблемы с набором. Другое дело, что дети приходят в школу и сами не знают, на каком инструменте хотят играть, тут им нужно рассказать про ту же домру, увлечь. У нас замечательные преподаватели, они очень нам помогают, без них я бы не справилась. А с мальчишками… Да, наши тоже любят спорт и многие занимаются, кто мешает-то совмещать? Есть даже каратисты, парочка занимается спортивным ориентированием, некоторые ходят в тренажерный зал: а попробуй баян за собой потаскай. Ничего, успевают и на тренировки ходить, и на репетиции.

Двоечник не играет в оркестре
Под Новый год у юных оркестрантов наступает самая горячая пора: контрольные в школе, зачеты в другой, да еще и выступления новогодние.
— Часто приглашают выступить в поликлиниках, школах, в «Импульсе» выступаем, в ЗСО. Каждый месяц концерта по три бывает.
— Ничего, зато на каникулах отдохнете, — пытаюсь обнадежить.
— Да что вы! Каникулы — самое лучшее время для занятий музыкой, — хохочет Галина Юрьевна. — Во время учебы его совсем мало. Родители всегда переживают, что нагрузка большая, что дети должны многое успевать. Но, как правило, у наших ребят и с общеобразовательной школой все в порядке. Двоечников у нас нет. А в каникулы есть время собраться без спешки, поиграть, пообщаться, чаю попить, если хотите.
— Профессиональными музыкантами, как правило, становятся единицы…
— Это правда, — кивает головой педагог. — Один-два человека с курса. В прошлом году две девочки поступили в Южно-Уральский институт искусств.
— Не жаль своих трудов, работы коллег? Ведь столько сил тратится...
— Ничего не теряется, ничего мимо не проходит, ребята становятся нашими слушателями, почитателями, приходят на наши концерты, детей приводят и всегда нам помогают. Знаете, однажды был такой случай. Мы поехали на концерт и случайно уже на вокзале уронили контрабас, он сломался, а нам в Париж ехать. Что делать? Я позвонила одному нашему бывшему ученику, он быстренько прыгнул в машину, приехал в школу и привез нам прямо к поезду новый инструмент. Мы потом так хорошо выступили в Париже! Это было два года назад, мы тогда ездили на фестиваль «Я люблю тебя, Париж».
— Понятно, Париж вы уже покорили, а какие планы на будущее?
— Хотим в Чехию поехать, там есть интересный фестиваль «Юная Прага» — как раз фестиваль для детских оркестровых коллективов. Туда приезжают оркестры из разных стран. Вот уж где интересно посмотреть и выступить.
— Что ж, удачи!