Меню

Откуда берутся дети

10.12.2014 00:45 95 (11806)


Психологи считают, правильное половое воспитание в школе все-таки нужно

Вопрос о том, стоит ли посвящать школьников в подробности интимной жизни человека во всем ее многообразии, на протяжении последних лет остается дискуссионным. На прошлой неделе уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов уже не в первый раз высказался категорически против школьных уроков полового воспитания как чреватых пропагандой разврата и угрожающих нравственному здоровью детей.

Свою позицию детский омбудсмен озвучил на встрече с активистами общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление». По словам Астахова, ему регулярно приходится сталкиваться с непониманием европейских коллег и представителей международных организаций, у которых на этот счет иное мнение. Сегодня, 10 декабря, российский детский омбудсмен принимает участие в конференции по проблемам обеспечения прав детей, которая проходит в Брюсселе. Вопросы полового воспитания вполне укладываются в рамки обсуждаемой тематики.

В беседе с российскими общественниками Павел Астахов рассказал, что омбудсмены из стран Европы постоянно спрашивают его, когда же, наконец, уроки полового воспитания будут введены в нашей стране. Такой напор не случаен: в 2012 году Россия подписала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуального насилия и сексуальной эксплуатации и факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В апреле прошлого года наша страна ратифицировала оба этих документа, которые среди прочего предусматривают создание системы раннего сексуального воспитания детей. Так, школьникам необходимо давать информацию «об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием», а также о способах защиты от них. Присоединение к европейской Конвенции и факультативному протоколу предполагает, что все связанные с этим вопросы, в том числе разработка школьных программ по половому просвещению, будут решены до 2017 года.
Однако перспектива таких нововведений вызвала протест у большинства представителей российской родительской общественности. Детский омбудсмен полностью поддерживает соотечественников: по мнению Павла Астахова, под обтекаемыми формулировками документов о способах защиты детей от сексуальной эксплуатации могут скрываться уже разработанные Советом Европы и другие концепции так называемого полового и сексуального просвещения для детей, которые могут противоречить российским законам, пониманию морали и нравственности, а также традициям России.

«Преждевременно и некорректно преподнесенная детям информация об интимных сторонах жизни человека может принять форму пропаганды разврата, беспорядочного образа жизни и причинить существенный вред физическому, нравственному и психическому здоровью детей, сделать их более уязвимыми для посягательств на их половую неприкосновенность», — цитирует «Российская газета» сделанные ранее заявления детского омбудсмена.

По словам Павла Астахова, вместо уроков полового воспитания в целях защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуального растления следует возобновить преподавание предмета «Этика и психология семейной жизни». Омбудсмен считает, что в первую очередь детям нужно рассказывать о том, как избегать преждевременного начала сексуальной жизни, сохранять целомудрие, правильно строить семью и ответственно относиться к супружеству, готовить школьников к рождению и воспитанию детей в будущем, к выполнению важнейших социальных функций отца и матери в семейной жизни.

Между тем мнения психологов и педагогов насчет целесообразности школьных уроков полового воспитания разделились. Одни убеждены, что идея вряд ли приживется, тем более что она не нова: попытки ввести в школах в порядке эксперимента основы полового воспитания уже были, но общество воспротивилось, и от замысла пришлось отказаться.
Другие специалисты считают, что давать детям правдивую информацию об интимных вещах нужно. По мнению сторонников этой точки зрения, наоборот, именно неведение делает детей незащищенными от разного рода сексуальных посягательств. А родительские сказки об аисте и капусте в раннем возрасте и вовсе порождают инфантильность и даже грозят психологическим ударом в дальнейшем, когда правда все-таки откроется.

Интересно, что в необходимости именно информирования подрастающего поколения по половым вопросам, собственно говоря, не сомневается никто. Все дело в том, с какого возраста начать, с какой стороны к этому информированию подойти и как расставить акценты. Ведь и понятие «целомудрие» без разъяснения вопросов пола не растолкуешь. Не говоря уж о «супружестве» и тем более «рождении детей».

В концепции полового воспитания, созданной британскими специалистами, выделено несколько возрастных групп: от рождения до четырех лет, от четырех до шести, от шести до девяти и далее.
К примеру, у детей первой группы предлагается воспитывать положительное отношение к собственной половой принадлежности, объяснять, откуда берутся дети и что наслаждение физической близостью является «нормальной частью жизни каждого».
Детям второй возрастной группы, согласно документу, надо рассказывать о дружбе и любви
к представителям одного пола, детям от шести до девяти лет — о контрацепции и разных способах оплодотворения. А в девять — двенадцать лет, по мнению британских педагогов, дети вполне способны воспринять информацию о симптомах беременности и гендерной ориентации.

Комментарии

Маргарита Павлова, уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области:
— Полностью поддерживаю идею Павла Астахова о возвращении уроков этики и психологии семейной жизни. Сейчас мы имеем дело со следствием: это и сиротство — проблема номер один, и неурядицы в семьях. У нас просто огромное количество разводов! В результате страдают дети, которых родители не могут между собой поделить. А происходит все это потому, что люди изначально безответственно подходят к созданию семьи. Никто их этому не научил. Такой предмет, как этика и психология семейной жизни, здесь будет очень полезен. Конечно, одними этими уроками проблему не решить, но по крайней мере дети научатся разрешать конфликты в семье, поймут, насколько важно взаимное уважение. Я искренне убеждена, что нужно отдавать именно таким урокам приоритет перед половым воспитанием. Сексуальная революция у нас уже прошла — ее плоды мы, кстати, сейчас и пожинаем.
Не спорю, половое воспитание тоже должно быть, но уж никак не с шести лет. В этом возрасте ребенок должен еще сказки слушать и в Деда Мороза верить. Не стоит пытаться детей сделать сразу взрослыми. Не надо бежать впереди паровоза и рассказывать детям о каких-то вещах раньше, чем они проявят к ним естественный интерес. Средняя школа, подростковый период, может быть, ближе к старшему звену — и то надо еще это обсуждать.

Валентина Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЧГПУ:
— Половое воспитание обязательно должно быть! Причем весь процесс я разделила бы на три модуля. Первый — осознание ребенком своей принадлежности к полу: «я — мужчина» или «я — женщина». Часто приходится наблюдать примеры родительского идиотизма: «Ой, у меня такой чудесный сынок! Ну прямо как девочка!» И наоборот. Надо помнить, что мир женщины — дом, дом мужчины — мир. Мы вышли когда-то из дома за куском хлеба, потому что мужчина не смог обеспечить внешних связей, а теперь даже при материальном достатке дома уже сидеть не можем. Успешная в социальном плане девочка — ущерб для ее будущей семьи, а женщина, вырванная из семьи, — горе для общества. Поскольку если ее домочадцы вовремя не накормлены, это чревато гастритами и холециститами, а если она после работы на них свое раздражение срывает — то еще и психопатией.
Второй модуль — осознание взаимоотношений между полами. И это не то же самое, что семейные отношения. Например, на Востоке женщина всегда идет позади мужчины. С нашей точки зрения это означает, что она забита и подчинена. Если посмотреть по-другому — женщина ведь в этом случае защищена. А не бежит, как у нас, грудью навстречу всем опасностям, да еще с сумками.
Ну и третий модуль — знания о сексуальных отношениях. Это тоже надо обсуждать. Честно говоря, я удивлена, что Астахов, умный, образованный человек, занял такую позицию. Уйти от этого нельзя, поскольку главная задача любого вида — выжить, а воспроизводство невозможно без совокупления. Но преподноситься оно должно на достойном уровне, и сводить все только к совокуплению тоже нельзя. Ведь процесс полового воспитания охватывает очень много аспектов, начиная, например, с того, почему девочке так важно зимой тепло одеваться. А воспитывать ребенка в этом направлении надо уже с рождения. Да мы, собственно, так и делаем: покупаем ведь мальчику голубое, девочке — розовое. Только сами не осознаем, что это уже начало полового воспитания.

Дмитрий Истомин, директор средней общеобразовательной школы № 17 Челябинска:
— У меня отношение к этому вопросу двоякое. Я человек старой закалки и считаю, что самое главное здесь — палку не перегнуть. Помню, в курсе этики и психологии семейной жизни нам чуть ли не с начальной школы навязывали рассказы о том, что не аист приносит ребенка. Были соответствующие книжки и рабочие тетради с картинками (боюсь ошибиться, но, по-моему, их издавали в Прибалтике). Такой подход к предмету — это, конечно, перегиб. Но, с другой стороны, в прежнем школьном курсе было и много хорошего. Думаю, что подходить к подобным урокам, будь то половое воспитание или психология семейной жизни, надо очень осторожно, с привлечением профессионалов высокого уровня. И делать это начиная со среднего школьного звена.

Татьяна Ветрова, педагог-психолог, мама семилетней дочери:
— На мой взгляд, о половом воспитании ребенка должны позаботиться в первую очередь родители. Почему-то об этом никто не говорит, хотя это очевидно, пусть даже детям зачастую сложно разговаривать на столь деликатные темы с папой или мамой. Я придерживаюсь убеждения, что не нужно ничего навязывать, ребенок должен получать правдивые ответы на свои вопросы по мере их возникновения. Своей дочке я именно так и стараюсь отвечать, конечно, в адаптированной для ее возраста форме. Ведь главное — дать ребенку правильное, объективное представление о существующих вещах и при этом не ранить психику. Что касается уроков в школе — если их будут вести грамотные педагоги, то почему бы и нет? Только, конечно, не с первого класса.