Меню

Микеле Плачидо: Эмбарго на культуру ввести нельзя

10.12.2014 00:38 94 (11805)

Весть о том, что в Челябинск приезжает комиссар Каттани (в итальянском миру актер Микеле Плачидо), облетела журналистское братство в мгновенье ока

— А кто это? — недоуменно хлопала ресницами молоденькая журналистка, не заставшая в эфире подвиги героического полицейского. Через 10 минут, наслушавшись восторженных ахов старших коллег, она уже названивала маме, спеша сообщить ей о приезде любимца всех советских женщин.
 
 

Бонджорно
На закате советской империи итальянский сериал «Спрут» поведал наивным гражданам Страны Советов об ужасающей коррупции, процветающей на загнивающем Западе, и представил непримиримого борца за правду, коего и сыграл синьор Микеле и в которого влюбилась вся слабая половина СССР, в то время как сильная часть дружно завидовала знойному итальянскому мачо.
Несмотря на прошедшую почти треть века и грандиозные перемены, его и теперь не забыли на необъятных российских просторах. Неудивительно, что краеведческий музей осаждала толпа журналистов, жаждущих увидеть комиссара столь же страстно, как и метеорит после падения. Хотя прибыл актер, чтобы «в первую голову» открыть почетное итальянское консульство. Точный адрес журналистам был неведом, это и спасло консульство от массового пришествия, переместив журналистский ажиотаж в музей, где и места побольше, а заодно и две итальянских выставки открывались.
Немного припозднившись, пытаюсь протиснуться в зал, чтобы занять более выгодный плацдарм, вдруг человеческая волна буквально расплющивает меня по двери, и кто-то трясет за руку:
— Бонджорно! — Абсолютно белые кудри, ослепительная улыбка и глаза такие же, как и прежде, — черные, с искрой. Маэстро, как ледокол, плывет в людской толпе.
— Теперь год руки не мой, удачу смоешь, — хохотнул знакомый фотограф, хлопнув по плечу, и, подцепив меня на «буксир», препроводил поближе к выставке.
Что там и как там, если честно, толком разглядеть не удалось. Различила разве что пару знакомых римских фасадов да неповторимую атмосферу старой Италии.

Зима, снег и Челябинский метеорит
Синьору Плачидо, вероятно, повезло больше: ему удалось рассмотреть фотографии попристальней.
— Я чувствую себя очень взволнованным. Очень приятно увидеть частичку Италии в далекой России, — артист поделился впечатлениями с ощетинившейся микрофонами и диктофонами толпой журналистов. — Я всегда чувствовал себя связанным с вашей великой страной, с ее богатейшей культурой, искусством. Потому что на протяжении всей моей жизни меня вдохновляли Толстой, Чехов, Достоевский, другие великие русские писатели, которые дали мне гораздо больше, чем западноевропейская культура.
 
— Вы что-то слышали о Челябинске до того, как сюда приехали? — пытают гостя журналисты.
— Очень мало, — признается Микеле. — Слышал о Транссибирской магистрали и знал некоторые исторические рассказы, но сам никогда на Урале не был, и когда меня пригласили, с радостью согласился приехать.
— Как вам наша уральская погодка?
(Накануне приезда итальянцев на Урал выпал снег и весь город занесло.)
— Замечательно, что у вас так много снега! Я ждал его, но в Москве не было, а здесь увидел! Когда я думаю о России, сразу представляю зиму и снег.
Немного поговорили о выставке — понравилась, о политике — Россия спасет мир, и маэстро отправился на экскурсию по музейным залам: внимательно слушал лекцию об истории, заинтересовался ковриком ручной выделки, и вот наконец конечный пункт «путешествия» — метеорит. Ради такого случая стеклянный купол приподняли, «комиссар» прикоснулся к космическому страннику, застыл на пару секунд:
— Это просто какая-то мистика, — прошептал на выдохе.

Микеле Плачидо, итальянский актер и кинорежиссер. Всемирную известность получил после роли комиссара Коррадо Каттани в телесериале «Спрут», где отыграл четыре сезона. В 1991 году Микеле Плачидо сыграл роль русского офицера-десантника майора Михаила Бандуру в фильме Владимира Бортко «Афганский излом». Во время съемок этого фильма в горах Таджикистана съемочная группа оказалась в окружении боевиков. Микеле Плачидо смог успокоить людей и урегулировать ситуацию, выйдя из танка.
Достоевский и Шекспир
Вечером того же дня актер побывал в театре драмы. Он сам пожелал встретиться с челябинскими артистами, чтобы поговорить о профессиональных проблемах. Впрочем, журналисты и тут не оставили звезду в покое и оказались гораздо более заинтересованными в общении, нежели местные актеры.
— Господа, вынужден сообщить вам, что приехал федеральный инспектор! — В этой реплике с трудом, но различили цитату из «Ревизора».
— Я всегда чувствую эту связь между нашими странами, — пояснил актер. — В нынешней обстановке политики могут вводить всяческие эмбарго: запретить ввозить в Россию сыр пармезан, карпаччо, но эмбарго на культуру ввести нельзя. Это самая первая мысль, которая пришла мне в голову.
— Мы вас больше знаем как киноактера, с вашими театральными работами мало знакомы. Расскажите о них.
— Думаю, что в театре ролей побольше получится, — кивает головой Плачидо. — Семь-восемь только шекспировских персонажей: играл в «Отелло», в «Укрощении строптивой», последняя работа — «Король Лир», сейчас собираемся поехать с ним в турне по Италии. Кино и театр — изначально два разных вида искусства. Есть много талантливых театральных актеров, которых просто никто не знает. Кино делает актера популярным, но, с другой стороны, вопрос известности — это вопрос удачи. Да, благодаря сериалу «Спрут» я получил известность, но той радости, которую я получаю от игры на сцене, я никогда не испытывал, снимаясь в кино.
— А что играли из русской классики?
— Достоевского «Белые ночи». Кстати, есть потрясающий фильм с Марчелло Мастроянни, который так и называется. Его поставил Лукино Висконти. Сыграл роль Великого Инквизитора в «Преступлении и наказании», делал монолог из «Записок из мертвого дома», а сейчас планирую поставить роман «Идиот».
— Что хотелось бы сыграть?
— «Мастера и Маргариту».
Война для «Оскара»
Как ни просили организаторы, но обойтись без «Спрута» не удалось. Народная артистка с дрожью в голосе в очередной раз призналась герою в любви, правда, от лица своей дочери. Впрочем, явного неудовольствия со стороны актера это не вызвало.
— Я до сих пор получаю письма от женщин. Мне пришлось сменить три адреса электронной почты, — признался «комиссар». — Но некоторые сообщения приходят до сих пор даже на новый, никому не известный адрес! Я думаю, что женщины влюблялись в комиссара Каттани не за его красоту, а за его внутренний мир, потому что он не просто полицейский — он хороший муж и отец, он очень доброжелательный человек.
— Говорят, это вы предложили убить своего героя?
— Это правда, моя идея. Я очень хотел вернуться в театр.
— Не жалко Коррадо?
— Жаль, но что делать? Появился интересный театральный проект, и я попросил сценаристов убить моего героя. Да-да, такая вот проза…
— Вы три раза номинировались на главную итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло» и ни разу не получили, не обидно?
— Зато как режиссер я получал эту премию не раз. На самом деле все эти премии — лотерея, это далеко не единственный критерий таланта или даже успеха. Даже «Оскар» не всегда достается самым талантливым актерам. У меня дома вы не увидите никаких статуэток, призов — я все это отдаю дочке. Женщины больше любят собирать подобные штуки. А мне зачем? Чтобы расстраиваться: ах, сколько лет прошло? Я потому и фильмы свои не пересматриваю никогда, я иду вперед. Кончаловский, кстати, отказался выдвигать свой фильм на «Оскара». Это праздник гламура и глянца, не более. Американцы — большие мастера шоу. Я вообще думаю, что все войны они затевают только для того, чтобы потом снять фильм и получить «Оскара».
Как комиссар испугался
Вопросов было много, не меньше воспоминаний. Актера заставили вспомнить даже самую первую роль.
— Я тогда еще был студентом, учился в академии в Риме; а первая моя роль — в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Я изображал стену, но при этом что-то еще и говорил — все-таки волшебная ночь, — смеется артист.
— Как вы отнеслись к предложению сыграть русского офицера в фильме «Афганский излом»?
— Я испугался, мне казалось это абсурдом, но режиссер настаивал. У меня много хороших воспоминаний, касающихся работы над фильмом, хотя было нелегко. Во время съемок у нас даже были потери. А когда уходили из Таджикистана, с нами были трое гражданских, мы пытались им помочь. Нас окружили боевики, ситуация была сложная.
— Смотрите ли вы российские фильмы?
— Да, я смотрел кое-какие российские фильмы, мне понравилась картина Андрея Кончаловского, которая получила премию Венецианского кинофестиваля («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». — Авт.). В Москве у меня запланирована встреча с Никитой Михалковым, на которой мы будем обсуждать совместный музыкально-театральный проект с участием русских актеров. Еще одна идея — создать совместный сериал. И вообще хотелось бы поговорить о возрождении российского кино.
Словом, разговор больше крутился вокруг кино, что вполне логично: российские поклонники знают Микеле Плачидо исключительно по его киноролям.
— Одна дама сегодня мне сказала, что здесь, в Челябинске, нет возможности посмотреть современное итальянское кино, я расстроился, но подумал: почему бы не сделать в вашем городе фестиваль итальянского кино, не привезти вам фильмы? А заодно можно было бы поучаствовать нашим актерам в какой-нибудь вашей театральной постановке. Давайте, сделаем себе и зрителям такой подарок? — Это предложение встретило бурную поддержку. И синьор Микеле пообещал уже по осени привезти в Челябинск целую команду коллег и целую обойму фильмов.
Фирменные рецепты готовки и воспитания
— Ваше любимое блюдо? — уделили внимание и темам более прозаическим.
— О-о-о, это очень просто. Возьмите свежие помидоры, очистите от кожуры и — на сковородку с оливковым маслом, добавьте чесночка, немного перчика, обжарьте и добавьте спагетти, перемешайте, а сверху — сыр. Очень вкусно. Готовка — мое хобби. Я вообще люблю заглядывать в холодильник, смотреть, что там имеется, и готовить из этого обед. Я редко хожу в рестораны, зато люблю приглашать к себе друзей, детей. На мои спектакли они не всегда приходят, а на обед приходят гораздо чаще, — шутит синьор Микеле.
— А есть фирменный рецепт? Не поделитесь?
— Основные этапы и ингредиенты те же. На небольшой нагретой сковороде, в небольшое количество воды помещаем тонкими ломтиками нарезанную колбасу салями. Масло не требуется: салями — колбаса жирноватая. Жир вытапливается на медленном огне, заливаем колбасу красным вином, кладем нарезанные помидоры без кожицы. Тушим час. Незадолго до окончания отвариваем пасту, соединяем, все сверху сыром!
— Обязательно приготовлю, своих накормлю, — шепчет мне на ухо соседка и поднимает руку: — У вас пятеро детей, они пошли по вашим стопам?
— Старшая дочь Виоланте стала актрисой, работала с Джорджем Клуни в американском фильме, с Люком Бессоном снималась во Франции, вообще, она чаще снимается за границей. Один из сыновей пока еще не определился; мама по этому поводу сильно переживает, а я — нет. Он никогда не отличался энергией в выборе профессии, надеюсь, что в актеры он все-таки не пойдет, а выберет себе обыкновенную профессию. А вот другой уже работает водителем, но он очень амбициозный.
— Какой вы отец?
— Главная задача папы — чему-то научить своих детей. У меня был самый лучший отец в мире. И так думают многие дети. Я считаю, что детей нужно воспитывать на собственном примере.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»