Меню

Легеды закамской столицы финно-угров

05.12.2014 10:22 93 (11804)


На Гляденовской горе (Пермский край) в наше время удивительным образом пересеклись пути искателей «места силы», неошаманов, православных паломников и археологов

С давних пор на реке Мулянке,на Гляденовской горе, существовало языческое капище — место, откуда шаманы черпали энергию силы. На территории будущей Перми много сотен лет существовал культ Чернобога. И данная гора является одним из подземных храмов Чернобога.

Гляденовское святилище было открыто пермскими археологами еще в конце XIX века. В этом месте нашли многочисленные культовые предметы, изделия местных мастеров, напоминающие произведения искусства Древнего Египта и Средиземноморья. По оценкам археологов, капище относится к VI веку до новой эры. Оно было «действующим» вплоть до XVI века.
В 2001 году при раскопках, производимых на вершине горы, случайно было обнаружено, что Гляденовская гора представляет собой многоярусное сооружение, напоминающее пирамиды древних египтян и индейцев майя. У подножия горы располагался монашеский скит, а вглубь вел наполовину заваленный подземный ход. Предполагается, что его проложили в сторону оврага или реки.
Но обо всем по порядку…
 
 
* * *
Старинное село Нижние Муллы находится в Пермском крае, на берегу реки Камы и ее притока — речушки Нижней Мулянки (в переводе с башкирского Кичи Мул, то есть Малый Мул).
От названия речки и произошло название села, а приставка Нижние — потому что есть еще Верхние Муллы, которые находятся, что несложно предположить, выше по течению. В селе проживает всего тысяча человек. Главной архитектурной достопримечательностью села является каменная церковь Святой Троицы, построенная на средства сельчан и князя С.М. Голицына во второй половине XIX века.

Гляденовская гора невысокая (всего 173 метра над уровнем моря) и не особо видна со стороны города. Не каждый проезжающий по Гляденовскому тракту от Большого Савино на Нижние Муллы обратит на нее внимание.
В чем же уникальность этой вроде бы обычной для уральского ландшафта возвышенности?
О Гляденовской горе научный мир узнал в июле 1896 года, когда два действительных члена Уральского общества любителей естествознания С.И. Сергеев и И.Н. Глушков решили проверить истинность «Жития Трифона Вятского» и отыскать упоминаемое в нем «закамское золото». Кроме того, на пашнях рядом с горой крестьяне часто находили пережженные кости и какие-то древние изделия…

Археологи провели разведку, и таким образом было открыто Гляденовское костище — эталонный и самый грандиозный по площади и количеству найденных артефактов памятник подобного рода, давший название целой археологической эпохе раннежелезного века Прикамья.
 
* * *
Культурный слой памятника насыщен на несколько метров в глубину в основном костным пеплом, пережженными и сырыми костями животных, среди которых попадаются уникальные предметы: кушанская монета царя Хувишки 306 — 333 годов нашей эры, китайская монета императора Гуан Уди (25 — 57 годы нашей эры) из династии Младшая Хань, любопытные литые изображения животных (птицы, медведи, фантастические змеи), людей и орудий труда. А кроме этого, свыше 25 тысяч стеклянных и каменных бус, в том числе ближневосточных и египетских, множество железных и бронзовых наконечников стрел, копий и дротиков, сотни чашечек для жертвенной крови…
То есть Гляденовская гора в древности была культовым местом, посещаемым язычниками со всех сторон света. Но кроме того, к горе примыкала крепость с тремя валами, то есть речь может идти о древнем городище, закамской столице финно-угров.

Все они были в настоящее время изуродованы местными хозяйственниками, вырывавшими ценные пласты карьером, а потом заполнившими их строительными и прочими отходами.
Приложили руку к уничтожению памятника и «черные копатели». Хотя ученые утверждают, что Гляденовская гора могла бы стать историко-туристическим объектом уровня нашего Аркаима. Можно было бы воссоздать на исследованных участках различные виды жертвенных мест, поднять валы и крепость, организовать постоянные музейные экспозиции.
Пока же эти косогоры радуют искателей «места силы», неошаманов, эзотериков (чего с лихвой хватает и на Аркаиме) и православных паломников. На горе проложена тропа (и даже две тропы) преподобного Трифона Вятского, который, по преданию, жил тут и творил свой христианский подвиг.
 
* * *
В «Житии преподобного Трифона Вятского» указано, что, покинув Пыскорскую обитель, он искал уединения и на лодке проплыл вниз по Каме около 150 верст от монастыря. Трифон достиг реки Нижней Муллы, и «чудесный голос трижды указал преподобному это место для пребывания». На поляне, окруженной лесом, он устроил себе небольшую хижину. На этом месте было остяцкое мольбище: остяки приносили здесь жертвы своим идолам.
Около того места, где поселился преподобный, росла огромная ель. К ней собирались для жертвоприношений остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы, приезжал остяцкий князь Амбал, вогульский Бебяк со своими соплеменниками-вогулами.
При этом дереве происходили дивные, устрашающие явления. Если кто из христиан, не твердый верою, смеялся под деревом, ломал его ветвь или брал что-нибудь из приношений, с теми случались несчастья, даже смерть.

Услышав об этом, преподобный Трифон решился на подвиг — истребить языческое мольбище. Молитвою и постом он готовил себя к подвигу четыре недели. Затем, взяв святую икону, пошел к тому месту, где стояла ель. Это было огромное и необычайно широкое дерево — в обхвате две с половиной сажени; ветви ее имели четыре сажени длины и даже более. Помолившись перед образом, преподобный возложил его на себя и с молитвой срубил топором дерево.
Узнав об этом, остяки повели себя сначала на удивление цивилизованно. По легенде, остяцкий князь Амбал без укоризны и поношения тихо сказал святому: «Дивлюсь я, старче, как это мог ты сделать? Отцы наши и мы почитали это дерево как бога; никто не мог даже подумать о том, чтобы сокрушить его. Даже люди вашей веры и те не смели его касаться. Или ты сильнее богов наших?» Преподобный ответил: «Бог, Которого я проповедовал вам, Тот помог мне в этом удивительном для вас деле, помог для вашего спасения». Остяки громко воскликнули: «Велик Бог христианский!»

Впрочем, сожалея о своем мольбище, они отправились в городок на реке Сылве и жаловались приказчику на преподобного. Нашли кому жаловаться! Приказчик Строгановых Третьяк Моисеев сказал им: «Исполните все, что говорит вам святой: учение его ведет к бессмертной жизни».
После этого остяки, конечно, бросились и хотели убить преподобного, но удивительным образом не могли отыскать его келью. Трифон же в то время, не подозревая ничего худого, стоял на молитве в келье. После этого чудесного происшествия остяки окончательно уверовали в силу преподобного и потихоньку начали обращаться в Христову веру.
Сейчас на Гляденовской горе бьет святой источник Трифона Вятского; около родника установлены часовня и православный крест. На поклон к святому приходят сотни паломников; на горе почитается пещера, в которой якобы жил преподобный.



Как проехать к Гляденовской горе

От Челябинска до нее — 560 километров. Если вы путешествуете на автомобиле, из Перми нужно выехать в сторону Большого Савино. Немного не доезжая до аэропорта, следует повернуть направо — на Мураши и Петровку. Гора будет видна справа от дороги. На всякий случай сообщаем GPS-координаты объекта: N 57°55'47 , E 55°56'46.