Меню

Шесть тонн деталей для органа и концерт для Мединского

28.11.2014 10:06 91 (11803)

Главное культурное событие года на Южном Урале грядет уже скоро — 24 декабря. В этот день в новом зале камерной и органной музыки «Родина» пройдет первый публичный концерт.

На торжественную церемонию пригласили даже министра российской культуры. Правда, пока неизвестно, почтит ли своим присутствием Владимир Мединский наш город, но официальное приглашение было отправлено. Это подтвердил глава регионального культурного ведомства Алексей Бетехтин на специальной пресс-конференции.

Сделано с умом
Сейчас новый зал практически готов к работе, остались кое-какие мелочи. По словам министра, проект развеял все сомнения скептиков и даже превзошел самые смелые ожидания его инициаторов.
— Немецкие специалисты во время последнего визита признались, что даже в Европе залов такого качества по акустике достаточно мало, и, как правило, это старинные храмы, — рассказал Алексей Валерьевич. — Если вы помните, когда Иржи Коцоурек, представитель органостроительной фирмы Hermann Eule, первый раз приехал, чтобы определить, куда все-таки можно перенести орган, мы показывали ему несколько вариантов: костел, «Импульс», институт музыки. Единственное, на чем немцы остановили свой взгляд, была «Родина». «Вот здесь, может быть, что-то может получиться», — так сказали они, хотя даже сами не верили, поскольку понимали, каких огромных затрат и усилий потребует этот вариант.
Затраты и усилия вылились в четыре года непрерывных работ и около 680 миллионов рублей. Все работы велись с размахом, но особой тщательностью. Старое здание бывшего кинотеатра заметно преобразилось: специально под орган крышу подняли на семь метров, пристроили два крыла, которые уравновесили структуру здания, а заодно добавили ему функциональности.
— Да, было вложено много средств, труда, но самое главное — все сделано с умом. Времени на принятие каких-то важных решений было достаточно, никто никого не торопил. В результате мы получили такой хороший результат, — пояснил глава ведомства.
— 70 процентов стен оформлено с учетом того, чтобы усиливать акустику, установлен гранитный язык, который выполнен по требованиям специалистов-акустиков и которого в прежнем зале не было, — уточнила директор зала Ирина Андреева.
 

Реверберация в норме, трубы не пострадали
И все-таки журналисты — народ недоверчивый. Поскольку прежний зал на Алом поле являлся неким эталоном, провести сравнительную характеристику попросили московского эксперта.
— Акустические свойства нового зала оказались лучше, чем в прежнем здании. Мы проводили замеры. Если в здании на Алом поле реверберация длилась 1,9 — 2,1 сек., то в новом помещении она увеличилась до 2,5 сек., а это главный показатель, который определяет технические параметры звучания органа, — подтвердил по видеосвязи председатель экспертного совета по органостроению Международного союза музыкальных деятелей Павел Кравчун.
Словом, акустика в порядке, а сам инструмент? Ведь столько было споров: можно или нельзя разбирать и переносить орган, выдержит ли мороз или жару, где и сколько его можно хранить?

Сколько было подозрений, что орган загубят.
— Мы немцев просто задергали, по каждому поводу требовали у них справку: что орган можно перевозить даже через океан, даже в 25-градусный мороз, — перечисляет директор органного зала Ирина Андреева. — На самом деле мы погрузили его очень быстро. Подошла 12-тонная фура с подогревом, 24 грузчика, правда, им все-таки пришлось сделать по две ходки. Они все перенесли за 15 минут — немцы ахнули. Защитники органа очень боялись, что помнут трубы, поскольку они сделаны из достаточно мягкого металла. Я лично обегала весь город, привезла 500 кг бумажной шерсти, каждая труба была упакована в отдельный прочный ящик. Потом все это хранилось в помещении, где поддерживался нужный климатический режим.

Две машины одеял и новый шпильтиш
Кстати, уже при сборке инструмент был обновлен, для чего потребовалось около шести тонн деталей: заменили электрическую часть органа, шпильтиш (игровой стол). Плюс модернизация, в результате которой орган получил два новых регистра — «ксилофон» и «челеста», систему регистровок, в которой хранится около десяти тысяч комбинаций. Все это должно пойти инструменту «в плюс».
— Вы знаете, а мне даже приятно, что общественность так неусыпно следила за каждым нашим шагом, — призналась Ирина Александровна. — Буквально весь город переживал, страдал, звонил. Звонков было много, постоянно спрашивали: чем помочь. Когда собрались перевозить орган, дети из школ искусств собрали одеяла, чтобы его укрыть, представляете? Две машины этих одеял.
— Скажу больше: бывший министр культуры Александр Авдеев на совещаниях в Москве меня постоянно спрашивал: «Что у вас там происходит с органом?», — добавил глава культурного ведомства.
Словом, нервы и деньги были потрачены не зря. Что же ждет челябинских меломанов 24 декабря? Большой концерт. Правда, Гарри Гродберг, увы, не сможет приехать по причине преклонных годов, а в качестве приглашенной звезды выступит народный артист Татарстана Рубин Абдуллин. Также зрители услышат выступления челябинских органистов Владимира Хомякова, Ларисы Тимшиной, Камерного хора имени Михальченко и оркестра «Классика».
— Поскольку в один день зал не сможет вместить всех желающих, мы решили посвятить открытию десять концертов. А потом планируем возобновить фестиваль «Джаз на большом органе» и воплотить свою давнюю мечту — провести хоровые ассамблеи, — поделилась планами по работе Ирина Андреева.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»