Меню

Давайте удивляться!

28.11.2014 00:56 91 (11803)

Цирк призван удивлять. На то он и цирк. Не так-то просто это в современном мире, где публика избалована всевозможными спецэффектами, компьютерными наворотами. И тем не менее удивляет, поражает, захватывает дух все то же, что и сто лет назад, — мастерство человека, гибкость, сила, ловкость, выносливость, смелость.

Смелость на высоте десять метров и под носом у тигра
Очередной аттракцион в цирке заметно пощекотал нервы. Первый же номер, «Колесо смелости», полностью завладел вниманием публики: конструкция большого размера, внутри которой бешено вращаются два колеса с артистами. Ребята выполняют сложные трюки: прыжки, сальто на высоте около десяти метров и без страховки! Когда один из них сорвался, едва успев схватиться за металлический поручень, зал дружно охнул, племяшка мертвой хваткой вцепилась мне в руку, а мамочка рядом с нами схватилась за сердце и закрыла глаза своему малышу рукой: «Не смотри!»
— А почему они это делают без страховки?! — выдавила через силу моя малышня.
— Страховку здесь применить никак не получится. И потом, это же запланированный трюк, вот увидишь, они его повторят еще, — успокаиваю ребенка, хотя внутри у самой все дрожит как осиновый лист. Журналистская закалка не подвела: ребята действительно повторили «падение», зал снова охнул, но уже без истерик, и устроил овацию. Братья Саунбековы не менее интересно выступали и на канате.
— Все-таки рисковые ребята, — уже вслух восхищалась соседка, отбивая ладошки.
С особым нетерпением дети ждали появления четвероногих артистов — 15 белоснежных шпицев вызвали целую бурю эмоций. Славные собачки с большим усердием и даже удовольствием демонстрировали свои таланты.
— Мало животных, — вздохнула после номера племяшка.
— Погоди, еще будет второе отделение.
После антракта арена была отдана на откуп «царским особам». Королевские тигры Суматры любезно позволили публике понаблюдать за своими «развлечениями». Лениво и как бы нехотя они залезали по лесенке, проходили по жердочке и даже прыгали через огненное кольцо — все как в замедленной съемке.
Поразил дрессировщик. Он, как и тигры, вроде бы не особо напрягался. Со своей палочкой — как будто дирижер перед оркестром. Хотя на самом деле музыканты прекрасно понимают, какой это нелегкий хлеб. Точно так же и цирковые артисты знают, сколько труда и пота стоит дрессировщику такая непринужденность на манеже.

Поменьше вмешиваться
С дрессировщиком, народным артистом России Николаем Павленко мы встретились уже после представления. На руках у него уютно уместился самый маленький шпиц, который ревниво оберегал хозяина от журналистских посягательств.
— Ну все, Денни, хватит, — Николай Карпович придал голосу строгость, и звонкий лай сразу стих.
— Говорят, что все люди делятся на кошатников и собачников. У вас 15 собак и 13 тигров. Кого больше любите?
— Я собачник с большим стажем, к кошкам абсолютно равнодушен, они дома как украшение. У меня были разные породы, сейчас шпицы, целых 15 штук, — смеется дрессировщик.
— Чем они вас привлекли?
— Все просто, — машет рукой собеседник. — Я люблю красивых животных и естественных, то есть таких, которые красивы сами по себе и не требуют большого ухода. Я вообще считаю, что человек как можно меньше должен вмешиваться в природу животных.
— Ну а как же цирк? Разве это естественно, что медведь катается на велосипеде?
— Да, представьте себе! А вот лошадь на велосипеде — это противоестественно. И вообще медведи для российского цирка — это особые животные, на них весь наш цирк зиждется. По крайней мере, раньше так было, но мы отвлеклись.
 

Собачьи и кошачьи
— Как же вы тигров терпите при такой нелюбви к кошачьим?
— Ну, тигры — это другое дело. Я с ними работаю уже больше 40 лет. Работал с разными видами: индийскими, нашими амурскими, теперь вот у меня тигры с Суматры, уже шестое поколение меняется. Мне больше нравится этот вид, он мне подходит. Это самый мелкий вид тигров, но и самый вспыльчивый, темпераментный. А я в принципе не люблю медлительных животных.
— И кто же все-таки из них умнее: собачьи или кошачьи?
— На самом деле это ерунда, среди тех и других встречаются умники и дурачки. Вот, к примеру, до Денни (при звуке своего имени песик встрепенулся, хотя Николай Павлович даже не пошевелился, не поглядел в его сторону) у меня была другая собака. Просто красавец, я его выписал из-за границы, привез, нянькался с ним, а он оказался тупой, как пробка. Ну, конечно, что-то делал на манеже, какой-то минимум, но до Денни ему было далеко. Но тут, видите ли, какое дело: нам выбирать-то не приходится, надо работать со всеми.
— Нет желания свести вместе тигров и собак? В свое время был такой фильм «Укротительница тигров», так дрессировщица въезжала в клетку с тиграми верхом на лошади.
— А у меня был такой аттракцион, — улыбается Николай Карпович. — Но пришлось отказаться. Мы тогда за границей работали, нужно было постоянно репетировать, а этой возможности не было. А номер был хорош.
— Каждый день приходится репетировать?
— С тиграми репетировать не надо: один раз сделал номер, и они его отрабатывают, а вот собак гонять надо, любят пофилонить, играть на слабых человеческих струнках.

Аллергия, которая стала легендой
— Как вы оцениваете уровень российской дрессуры?
— Ох, как и все в России, держится на одном принципе — «либо пан, либо пропал». Лошади в свое время у нас были лучшие в мире — сейчас ими никто не занимается, медведи всегда были нашей прерогативой — а теперь… С хищниками тоже самое.
— Cirque du Soleil вообще работает без животных и считается одним из лучших в мире…
— Я знаю Cirque du Soleil с 1988 года, — перебивает Николай Карпович. — Они тогда еще только начинали раскручиваться в Канаде, хорошо знаком с его основателем Ги Лалиберте, он приходил к нам на представления. И тогда он жаловался: «У меня аллергия на животных, не могу держать их в цирке». А потом они сделали это своей фишкой и теперь везде позиционируют себя как цирк без животных. Все просто, — смеется дрессировщик. — А вообще, если честно, Cirque du Soleil выехал на наших — российских — артистах, режиссерах. Наш Павел Брюн из Москвы, там проработал артистическим директором десять лет, много сделал, много наших ребят там побывало.
— Скоро Новый год. Николай Карпович, у вас не было желания поменять амплуа и выступить Дедом Морозом?
— Выступал! — машет рукой собеседник. — Было ужасно смешно. На меня надели рубашку, валенки, приклеили бороду. Халат, правда, пришлось снять, все время полы путались, мешали. И я вошел в клетку. Так мои долго не могли понять, кто это. Потом вроде признали, но начали охотиться за моей бородой, уж очень она их привлекала, устал отгонять, — смеется дрессировщик.
— Желаю удачных новогодних гастролей.


 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»