«Сценичный» юбилей
Понедельник — самый что ни на есть театральный день.Все театры в этот день отдыхают, а в прошедший — пели и веселились, отмечая юбилей областного фестиваля «Сцена»
Фестиваль этот особенный. Во-первых, потому что появился исключительно по инициативе снизу и, собственно, не ради наград, а исключительно по делу. Во-вторых, потому что умудрился продержаться четверть века, даже несмотря на перманентный кризис, который цветет и ширится вот уже шестой год подряд. И наконец, он имеет непосредственное отношение к «Вечерке», ведь у его истоков стояла Людмила Федорова, на то время корреспондент «Вечерки», заведующая отделом искусств.
Экскурсия на «кухню»
По стечению обстоятельств именно юбилейный год оказался для «Сцены» несчастливым: культурные «излишества» окончательно вывели за рамки бюджета, подпоясав отнюдь небогатую сферу искусства буквально под позвоночник. «Ничего, — утешались оптимисты из Союза театральных деятелей. — А мы все равно будем проводить «Сцену», пусть хотя бы раз в два года, но будем!»
«Манна небесная» просыпалась из близлежащего Заксобрания Челябинской области. «Забирайте обещанное», — широким жестом осчастливили депутаты. На весь фестиваль, правда, не хватило, но на сам праздник вполне. Тут же пытливые театрально-педагогические умы придумали экспериментальный проект «Ступени к сцене». Пригласили ребятишек из театральных классов и студий и показали им святую святых — театральную «кухню», рассказали пошагово, как делается спектакль: с самой первой читки за столом, музыкальных репетиций, расстановки по мизансценам и до финального поклона. И даже позволили «состряпать» свой первый пирожок — небольшой этюд минут на пять-семь по русским народным сказкам. Пять театров города работали параллельно на пяти точках, в результате на сцене Молодежного театра тремя часами позже разыграли пять сказок. Ребята ушли из театра с горящими глазами.
А вечером в театре загорелись огни уже для настоящих артистов, которые собрались вместе, чтобы отметить юбилей.
Быть в тонусе
— Вообще, само название «Сцена» появилось позднее, в 1999 году, а с 1989-го мы проводили «Театральную весну», наследницей и преемницей которой и стала «Сцена». А начиналось все с «Вечерки», конкурс начали проводить на ее страницах еще раньше, где-то в году 82-м. Это потом он переместился в Дом актера, — шепнула по секрету Людмила Федорова.
Все 25 лет Людмила Анатольевна работала в жюри «Сцены», кого-то «жюрила», кого-то хвалила.
— Что главное? Чего удалось добиться за эти 25 лет?
— Я считаю, что главное завоевание в том, что сами артисты очень дорожат этой премией. У Лина Варфоломеева дома на столе всегда стоял один из первых призов «Сцены», выполненный из змеевика, кажется. Тогда еще денежных премий не было, и мы дарили победителям какие-то скромные сувениры, но они были актерам очень дороги.
— Нам удалось достичь единения театрального сообщества, может, конечно, не столь сильного, как хотелось бы, но тем не менее, — к разговору подключается Александр Романов, директор старейшего театра области — златоустовского «Омнибуса». — А то получается, что живем в одной области, а видимся редко. Это неправильно. И второй момент: «Сцена» держит театры в тонусе, поддерживает творческий уровень. Для нашего коллектива это вообще самый важный фестиваль.
Поскольку в этот раз никто ни с кем не соревновался, выбирать номинантов поручили самим театрам. Их выбрали ровно 14 — по одному от каждого коллектива. Кто-то пошел по традиционному пути, награждал актеров и режиссеров, а кто-то вспомнил о работниках невидимого фронта (костюмерах, декораторах, работниках сцены…) и отметил их работу, ничуть не менее важную и столь же полезную для общего дела.
Цветы, дипломы и капустник — все, как полагается. В последнем, как всегда, равных не было озерчанам: легко, изящно, с юмором, а главное, коротко и понятно абсолютно всем присутствующим, а не только родным коллегам, знакомым с личными проблемами коллектива. Трио «Трое», которое выступало в этот раз в урезанном составе, тем не менее снискало овации благодаря вокалу и артистизму. А «капустный» номер из озерского театра кукол «Золотой петушок» сделан настолько виртуозно и смешно, что повторы только усиливают восторги публики.
Поздравления отгремели, подарки раздали, и что дальше? Встретимся через год?
— Разрыв на два года мне не очень понятен. Нарушается сам принцип фестиваля — творческий отчет за год, — пожимает плечами Людмила Федорова. — Состязательность — это важный и нужный момент в театральной работе.
— Такие встречи необходимы, они должны быть регулярными, — поддерживает начальник городского управления культуры Дмитрий Назаров, — даже если театр неудачно покажется и не всегда обмен мнениями будет позитивным. Но диалог театра и критиков — часть работы, как его исключить?
— Я считаю, что это неудачный выход, можно было придумать что-то получше, — Александр Романов весьма категоричен. — Например, один год проводить отдельный смотр детских спектаклей, а на следующий — спектаклей для взрослых. «Сцена» — это способ еще раз напомнить о себе, о своей работе, что мы живы, что мы нужны. Обидно, что именно в Год культуры мы остались без фестиваля.
— «Сцена» должна быть ежегодной, — уверен и худрук Нового художественного театра Евгений Гельфонд. — Можно придумывать разные форматы и отговорки, но «Сцена» задавала нужный вектор для работы, давала дельные советы. А сегодня нам даже и поговорить не о чем…
С тем и расходились — с каким-то странным чувством «за пазухой». Как в том анекдоте: ложки-то нашлись, а вот осадочек остался…