Меню

«Сценичный» юбилей

28.11.2014 00:04 91 (11803)


Понедельник — самый что ни на есть театральный день.Все театры в этот день отдыхают, а в прошедший — пели и веселились, отмечая юбилей областного фестиваля «Сцена»

Фестиваль этот особенный. Во-первых, потому что появился исключительно по инициативе снизу и, собственно, не ради наград, а исключительно по делу. Во-вторых, потому что умудрился продержаться четверть века, даже несмотря на перманентный кризис, который цветет и ширится вот уже шестой год подряд. И наконец, он имеет непосредственное отношение к «Вечерке», ведь у его истоков стояла Людмила Федорова, на то время корреспондент «Вечерки», заведующая отделом искусств.

Экскурсия на «кухню»
По стечению обстоятельств именно юбилейный год оказался для «Сцены» несчастливым: культурные «излишества» окончательно вывели за рамки бюджета, подпоясав отнюдь небогатую сферу искусства буквально под позвоночник. «Ничего, — утешались оптимисты из Союза театральных деятелей. — А мы все равно будем проводить «Сцену», пусть хотя бы раз в два года, но будем!»
«Манна небесная» просыпалась из близлежащего Заксобрания Челябинской области. «Забирайте обещанное», — широким жестом осчастливили депутаты. На весь фестиваль, правда, не хватило, но на сам праздник вполне. Тут же пытливые театрально-педагогические умы придумали экспериментальный проект «Ступени к сцене». Пригласили ребятишек из театральных классов и студий и показали им святую святых — театральную «кухню», рассказали пошагово, как делается спектакль: с самой первой читки за столом, музыкальных репетиций, расстановки по мизансценам и до финального поклона. И даже позволили «состряпать» свой первый пирожок — небольшой этюд минут на пять-семь по русским народным сказкам. Пять театров города работали параллельно на пяти точках, в результате на сцене Молодежного театра тремя часами позже разыграли пять сказок. Ребята ушли из театра с горящими глазами.
А вечером в театре загорелись огни уже для настоящих артистов, которые собрались вместе, чтобы отметить юбилей.

Быть в тонусе
— Вообще, само название «Сцена» появилось позднее, в 1999 году, а с 1989-го мы проводили «Театральную весну», наследницей и преемницей которой и стала «Сцена». А начиналось все с «Вечерки», конкурс начали проводить на ее страницах еще раньше, где-то в году 82-м. Это потом он переместился в Дом актера, — шепнула по секрету Людмила Федорова.
Все 25 лет Людмила Анатольевна работала в жюри «Сцены», кого-то «жюрила», кого-то хвалила.
— Что главное? Чего удалось добиться за эти 25 лет?
— Я считаю, что главное завоевание в том, что сами артисты очень дорожат этой премией. У Лина Варфоломеева дома на столе всегда стоял один из первых призов «Сцены», выполненный из змеевика, кажется. Тогда еще денежных премий не было, и мы дарили победителям какие-то скромные сувениры, но они были актерам очень дороги.
— Нам удалось достичь единения театрального сообщества, может, конечно, не столь сильного, как хотелось бы, но тем не менее, — к разговору подключается Александр Романов, директор старейшего театра области — златоустовского «Омнибуса». — А то получается, что живем в одной области, а видимся редко. Это неправильно. И второй момент: «Сцена» держит театры в тонусе, поддерживает творческий уровень. Для нашего коллектива это вообще самый важный фестиваль.
Поскольку в этот раз никто ни с кем не соревновался, выбирать номинантов поручили самим театрам. Их выбрали ровно 14 — по одному от каждого коллектива. Кто-то пошел по традиционному пути, награждал актеров и режиссеров, а кто-то вспомнил о работниках невидимого фронта (костюмерах, декораторах, работниках сцены…) и отметил их работу, ничуть не менее важную и столь же полезную для общего дела.

Чувство «за пазухой»
Цветы, дипломы и капустник — все, как полагается. В последнем, как всегда, равных не было озерчанам: легко, изящно, с юмором, а главное, коротко и понятно абсолютно всем присутствующим, а не только родным коллегам, знакомым с личными проблемами коллектива. Трио «Трое», которое выступало в этот раз в урезанном составе, тем не менее снискало овации благодаря вокалу и артистизму. А «капустный» номер из озерского театра кукол «Золотой петушок» сделан настолько виртуозно и смешно, что повторы только усиливают восторги публики.
Поздравления отгремели, подарки раздали, и что дальше? Встретимся через год?
— Разрыв на два года мне не очень понятен. Нарушается сам принцип фестиваля — творческий отчет за год, — пожимает плечами Людмила Федорова. — Состязательность — это важный и нужный момент в театральной работе.
— Такие встречи необходимы, они должны быть регулярными, — поддерживает начальник городского управления культуры Дмитрий Назаров, — даже если театр неудачно покажется и не всегда обмен мнениями будет позитивным. Но диалог театра и критиков — часть работы, как его исключить?
— Я считаю, что это неудачный выход, можно было придумать что-то получше, — Александр Романов весьма категоричен. — Например, один год проводить отдельный смотр детских спектаклей, а на следующий — спектаклей для взрослых. «Сцена» — это способ еще раз напомнить о себе, о своей работе, что мы живы, что мы нужны. Обидно, что именно в Год культуры мы остались без фестиваля.
— «Сцена» должна быть ежегодной, — уверен и худрук Нового художественного театра Евгений Гельфонд. — Можно придумывать разные форматы и отговорки, но «Сцена» задавала нужный вектор для работы, давала дельные советы. А сегодня нам даже и поговорить не о чем…
С тем и расходились — с каким-то странным чувством «за пазухой». Как в том анекдоте: ложки-то нашлись, а вот осадочек остался…
 


Фестиваль «Сцена» отметил 25-летие. Само название появилось позднее, в 1999 году, а в 1989-м состоялся первый городской фестиваль «Театральная весна», тогда же вышел первый номер газеты «Театральный разъезд», посвященной фестивалю. Через год форум расширил географию до границ области. Первоначально конкурс проходил исключительно на общественных началах.
И только в 1999 году он обрел официальный статус и получил нынешнее название — «Сцена».