Меню

Маршрутки выходят из тени

26.11.2014 00:07 90 (11802)


«Серых» маршрутчиков выдавят из Челябинска. Отличительным знаком добросовестных перевозчиков станет терминал системы ГЛОНАСС. Современные технические устройства должны быть в каждой машине

Губернатор Борис Дубровский собрал специальное совещание, призванное найти решение проблемы пассажирских перевозок: повысить безопасность и качество услуг в маршрутках, изгнать нелегалов  с городских магистралей.

Гонка за пассажиром
Уже несколько месяцев работа по наведению порядка в сфере частных маршрутных перевозок в Челябинске ведется под контролем Бориса Дубровского. За это время наметились позитивные изменения. Постоянные проверки транспортных предприятий мобилизуют перевозчиков. В большинстве маршруток появились билеты, и пассажиры постепенно привыкают брать их. Сокращается число водителей-гастарбайтеров, не имеющих разрешения на работу. По информации ГИБДД, раньше в ходе рейдов ежедневно выявлялось по 80 — 90 нелегалов-иностранцев за рулем, сейчас — по 15 — 20 человек. На 30 процентов снизилась аварийность. Тем не менее о наведении порядка на маршрутах говорить преждевременно.
Открывая совещание, Борис Дубровский напомнил его участникам о недавнем трагическом случае, когда в Челябинске перевернулась маршрутка с 11 пассажирами, несколько человек получили тяжелые травмы, а одна женщина до сих пор находится в реанимации.
— Анализ произошедшего показывает: в аварии были выявлены самые проблемные моменты этой сферы, то, о чем мы постоянно говорим. А именно — водитель уже пять раз в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. И самое главное — этот автобус вообще не должен был находиться на этом маршруте. Так что пока все наши разговоры остаются разговорами, а я требую реальных действий, — подчеркнул губернатор.
Чтобы больше заработать, водители устраивают гонки, игнорируя правила дорожного движения. В результате создается реальная угроза для здоровья и жизни пассажиров.

Сумеречная зона
По мнению главы региона, отсутствие налогового контроля и огромное количество «серой наличности» в сфере маршрутных перевозок делает этот бизнес привлекательным для криминальных элементов. Именно поэтому экономической составляющей проблемы уделяется особое внимание.
В областном министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства провели аналитическую работу по определению предполагаемой величины валового дохода, получаемого при перевозке пассажиров в Челябинске. В ходе выборочных проверок пассажиропотока на определенных маршрутах было установлено, что за день только на одном автобусе проезжает примерно 240 — 300 человек. При этом доля маршрутных такси на рынке составляет порядка 78 процентов (около 22 процентов приходится на муниципальный транспорт).
Всего в Челябинске работает более 2200 маршруток, из них около 600 — без заключения договоров, то есть нелегально. По расчетам, доходы от перевозок должны составлять от 3,5 до 4,5 миллиарда рублей в год. При этом в 2013 году в бюджеты всех уровней частные перевозчики перечислили всего 13,6 миллиона рублей, из них 8,7 миллиона рублей — налог на доходы физических лиц.
— Учитывая количество только легальных машин, налоговые поступления в бюджет должны быть более 500 миллионов, в том числе НДФЛ — не менее 70 миллионов рублей, — прокомментировал исполняющий обязанности министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Виктор Тупикин. — То есть почти в десять раз больше. Это говорит о том, что большинство водителей, даже работающих у легальных перевозчиков, не имеют трудовых соглашений.
Губернатор акцентировал внимание на масштабности проблемы. По его мнению, «теневая экономика» прочно закрепилась в сфере маршрутных перевозок. Без наведения порядка она будет втягивать в себя все новых «функционеров».
— Перевозчики должны заниматься бизнесом легально: оптимизировать свою деятельность, искать новые решения, повышать качество услуг. Это сложно, но возможно сделать, — обратился Борис Дубровский к руководителям транспортных компаний, принимавшим участие в совещании.

Конкуренция под дулом пистолета
В свою очередь перевозчики рассказали губернатору о своих проблемах. Одна из главных — нелегалы, которые, что называется, переезжают дорогу транспорту добросовестных компаний. Пятая часть машин в городе принадлежит тем, кто занимается перевозками без соответствующего разрешения. Нелегалы забрасывают транспорт законопослушных конкурентов бутылками с зажигательной смесью, прокалывают шины, вторгаются на маршруты перевозчиков, имеющих договоры с городскими властями. Как пояснила директор транспортной компании «Альтранс» Алевтина Даутова, сегодня на маршрут может стать любой желающий, если у него есть лицензия — а получить ее не так сложно.
— В ходе совместных проверок с сотрудниками ГИБДД, дорожного надзора по Челябинской области подтвердились факты незаконного вмешательства в деятельность перевозчиков, у которых заключены договорные отношения с администрацией города, — говорит сити-менеджер Сергей Давыдов.
По его словам, для устранения нарушений ведется работа по запрету осуществлять потенциально опасную деятельность по перевозке пассажиров без договора. В отношении двух перевозчиков подано заявления в Арбитражный суд Челябинской области.
— Я — за рынок, я — за конкуренцию, но я не понимаю, что это за конкуренция, образно говоря, с пистолетом наперевес?! — выразил свое отношение к ситуации в сфере маршрутных перевозок Борис Дубровский.
Принимать участие в переводе этого бизнеса в легальное русло должны не только власти и правоохранительные органы, но и сами перевозчики, заинтересованные работать в правовом поле.

Правильные маршруты
Одним из путей решения проблемы «серых» маршруток может стать установка терминала системы ГЛОНАСС. Современные технические устройства помогут отличить транспорт, который работает по правилам и правомочно находится на маршруте, от «варяга» — нелегала.
Среди возможных вариантов — выдача специальных разрешений легальным перевозчикам. До 1 декабря 2014 года их должны получить транспортные компании, занимающиеся межмуниципальными пассажирскими перевозками. Соответствующие изменения внесены в региональное законодательство и вступили в силу с 19 ноября.
— Деятельность перевозчиков без специального разрешения является административным нарушением, за которое предусмотрен штраф, в частности, для юридических лиц он составляет от 40 до 50 тысяч рублей, — отметил Виктор Тупикин. — В дальнейшем возможно распространение этого опыта и на муниципальные перевозки.
Кроме того, для повышения цивилизованной конкуренции необходимо укреплять позиции муниципального общественного транспорта. В настоящее время в администрации города проводится работа по развитию этой сферы. С 2011 года в Челябинске приобретено 108 автобусов, в том числе 30 газовых, капитально отремонтировано 20 трамваев и три троллейбуса. В 2015 году планируется провести модернизацию десяти трамваев, в рамках федеральной программы на условиях софинансирования закупить 32 автобуса на газомоторном топливе.
— Если каждый будет честно делать свое дело, мы реально сможем навести порядок, — выразил уверенность Борис Дубровский.
Следующее совещание, посвященное теме маршрутных перевозок, губернатор назначил на январь 2015 года. Глава региона намерен проконтролировать, как продолжается работа по наведению порядка в этой сфере, и поставить новые задачи.
— Такие встречи для нас очень важны, — прокомментировала после совещания руководитель транспортной компании Алевтина Даутова. — Чувствуется, что губернатор искреннее заинтересован в решении проблемы маршрутных перевозок. Если люди будут работать по правилам, то мы наведем порядок. Думаю, вместе нам удастся этого добиться.