Меню

Молодежные эксперименты на классическую тему

14.11.2014 00:28 87 (11799)


В бывшем ТЮЗе снова экспериментируют: зазвали в гости молодых режиссеров со всей страны (благо сами недавно изгнали главного) с целью прицениться, да и спектакль, может быть, поставить. Поразмышлять предложили над классикой. На все про все дали недельку, и уже в грядущее воскресенье целая комиссия соберется в стенах молодежного театра, чтобы судить-рядить театральные эскизы.

Нетленная классика в Год литературы
Желающих поучаствовать в проекте было много — около 30, выбрали пятерых. Больше прочих понравились москвичи Татьяна Воронина и Семен Филиппов, Анна Соловьева из Питера, Евгения Акс из Симферополя и местный талант Алексей Мухин.
— Задача моего эскиза — проверить, понаблюдать, что будет, если Обломов окажется в современном мире. И вообще есть ли ему сейчас место среди нас? — поделилась мыслями Татьяна Воронина на первой встрече участников проекта.
— Я выбрала пьесу «Банкрот», вспоминая о том, как в школе мне лично было неинтересно читать Островского, — призналась Евгения. — Но я хочу попробовать поставить ее так, чтобы заинтересовать подростков.
— Почему мы так живем? Почему конфликтуем с природой, с окружающими нас людьми? На эти вопросы хотелось бы получить ответ, — говорит Семен, а в помощники себе в этом деле он выбрал Пушкина и Евгения Онегина.
Классическая тема, кстати, была выбрана не случайно, а в преддверии Года литературы, к тому же, по условиям, произведение должно входить в школьную программу, как следствие, целевая аудитория — школьная. Задачка совсем непростая: если для взрослых постановок выработали массу шаблонов, а для детских — особое, не всегда серьезное отношение, то с подростками ни то, ни другое не проходит. «Возможно, молодые легче найдут с ними общий язык?» — подумали в Российском молодежном театре Москвы (том самом РАМТе), и вот уже который год творческая лаборатория колесит по городам и весям страны. В Челябинске, кстати, уже второй раз проходит.
Услышать и понять
Первая встреча участников прошла бурно. Режиссеры в красках описывали свои концепции, их с интересом слушали студенты и поклонники театра, которых также пригласили на рандеву. А вот непосредственные исполнители — актеры замечательного молодежного театра — восприняли процедуру своеобразно.
— Я посмотрел на актеров и увидел некий скептицизм, — подметил московский гость лаборатории, координатор международных театральных проектов Максим Рейно. — Хочу пожелать, чтобы вам было интересно работать в этом проекте.
И тут же, не откладывая в долгий ящик, чтобы оживить интерес, подбросил каверзный вопрос: почему классика и нужна ли современная драматургия? Народ оживился. С классикой разобрались быстро — это условие нынешнего конкурса, а вот тема присутствия на сцене новой драмы вызвала бурную дискуссию. Впрочем, дискуссия — не совсем верное определение тех боевых действий, что развернулись на глазах потрясенного пристрастного зрителя.
Молодые ребята, студенты, пытались высказать свое мнение, быть может, спорное и не всегда правильно изложенное, что для молодых лет простительно. Впрочем, противоположная, профессиональная актерская среда даже не сочла за труд выслушать и понять, что же все-таки хочет видеть на сцене молодой зритель — кстати, тот самый, для которого они и работают. Большой артист, брызгая слюной, выговаривал хрупкой девчушке, которая только пикнула, что, по ее мнению, современный театр изменится тогда, когда в него придет новый Чехов, что она не понимает сути вопроса, и как в свое время Чехов был изгнан Ермоловой. Поразила агрессия, которая так и клокотала в словах. Агрессия то ли к Чехову, то ли к Ермоловой, то ли к оппоненту. Впрочем, наверное, это уже не важно. Если актеры не хотят услышать своего зрителя, трудно рассчитывать на взаимность. Что, кстати, зачастую и происходит. Впрочем, еще не вечер. Все-таки подождем окончания эксперимента.

В молодежном театре Челябинска начала работу творческая лаборатория «Молодые режиссеры — детям», которая проходит в рамках международного театрального проекта «Открытые двери», учрежденного Российским академическим молодежным театром (РАМТ). Целью проекта является привлечение молодых и талантливых режиссеров к работе в театрах для детей и молодежи. Участниками стали пять режиссеров: Евгения Акс из Симферополя, Татьяна Воронина и Семен Филиппов из Москвы, Анна Соколова из Санкт-Петербурга и Алексей Мухин из Челябинска.