Меню

*****

Сочинские гастроли под этноджаз

14.11.2014 00:19 87 (11799)

— Ох, какие у вас усы! — ахали журналисты.
— Настоящие? А кончики вы специально вверх завиваете? — хихикали девчонки.
— А как же! Настоящие. А форма от настроения зависит. Когда хорошее, то кончики усов вверх глядят, а поскольку у нас всегда хорошее настроение, то и усы торчат, — бойко отбивались ашинские «Ухари», оправдывая название. А потом так «дали джазу» на своих балалайках, что присутствующие по делу журналисты, позабыв о ручках и диктофонах, устроили музыкантам овацию.

Не затеряться в масштабах
 
А повод для встречи между тем был совсем нешуточный: в начале ноября в Сочи проходил Всероссийский фестиваль народной культуры, а заодно и грандиозная выставка народных промыслов. Форум проходил под эгидой Минкульта РФ, проходил впервые, а посему собрал все лучшее и всех лучших со всей страны.
— 85 регионов принимали участие, включая Крым, Севастополь. Концерт проходил в олимпийском дворце, а выставка занимала площадь в 5000 квадратных метров, — замминистра культуры области Яна Комиссарова явно поражена масштабами.
В масштабах легко затеряться, тем более такой маленькой делегации, как наша — трое мастеров да квартет музыкантов.
— Володю мы почти сразу потеряли. Он вышел и сел перед нашим стендом — и больше мы его не видели, поскольку его постоянно окружала плотная стена ребятишек, которые с удовольствием наблюдали за его работой, пытались узнать основы работы с берестой, что-то у него спрашивали, теребили, — рассказала участница сочинской выставки, челябинская мастерица Екатерина Черкасова.
Отец и сын Деняевы, Юрий и Владимир, — мастера из Нагайбакского района. Их сильная сторона — работа по дереву, в первую очередь с берестой. С ней они творят, что пожелают: хоть лапти, хоть обложку для паспорта, а однажды Владимир соорудил облож-ку книги отзывов для самого Деда Мороза. Заветная книжица вместе с нагайбакской обложкой теперь в Великом Устюге хранится.
Сама же Екатерина Георгиевна, которая рассказала о «пропавшем» на сочинской выставке Владимире (поскольку сами мастера не смогли до Челябинска добраться — далековато), поскромничала. А ведь она на открытии фестиваля удостоилась чести быть флагоносцем! Да и изделия челябинской мастерицы тоже шли нарасхват: полотенца, половички, выполненные в необычной так называемой технике шахматного порядка
— Это полуажурное ткачество, делается на традиционном ткацком станке русского типа при помощи палочки-бральницы.
— И долго такой половичок делать? — пытают коллеги.
— Ну, если с утра до вечера посидеть, можно сделать, — улыбается мастерица.
Хулиганы из Аши
Музыкальный квартет из Аши в Челябинске знают мало, по крайней мере в журналистской среде, хотя ребята иногда выступают в областном центре.
— На чем играете?
— На всем: хоть на балалайке, хоть на гитаре.
— А какую музыку?
— Всякую. Хотите джаз, хотите рэп. Мы любим похулиганить, сделать все наоборот: все грустят, а мы веселые, и наоборот.
— Как вам на фестивале?
— Понравилось! Когда шли по арене, я почувствовал себя настоящим хоккеистом, — Андрей Дубынин, руководитель ансамбля, поднимает руки над головой и машет воображаемым болельщикам. — А вообще, самое интересное происходило не на сцене, а за кулисами.
— И что же там было?
— О-о-о! Во-первых, никакого алкоголя. Во-вторых, сплошная дружба и доброжелательность. Мы играем, подходит мужик, достает откуда-то армянский дудук, начинает подыгрывать. Оказалось, что он профессиональный музыкант, преподает в консерватории, а ему дудук дали. «Надо играть», — сказали. Он и заиграл. Были сказители с Алтая, которые занимаются горловым пением, мы с ними пару треков даже записали, телефончиками обменялись.
Себя показали, на других посмотрели

— На открытии зал поначалу сонный какой-то был, а как наши ребята вышли, публика сразу проснулась. А вот на закрытии их только объявили, а зал уже хлопать начал, — снова замолвила за коллег веское словечко Екатерина Черкасова.
В Сочи наших «Ухарей» сразу раскусили.
— Государственные коллективы почти все отличаются от таких, как мы: они работают под фонограмму. Тот же хор Пятницкого. Пока все куплеты не прозвучат, пока все «ручейки» не сделают — со сцены не уйдут, — продолжает Андрей. — А мы можем в любой момент вступить и с любого места.
Этим беззастенчиво воспользовался тамошний режиссер: он занял наших музыкантов под завязку. Первоначально речь шла о том, что они выступят на открытии, а потом сыграют концерт сольно где-нибудь на другой площадке. В результате их настолько плотно заняли во всех госпрограммах, что на сольное творчество не осталось времени.
— Что запомнилось, поразило, впечатлило?
— О! Были на фестивале два чудака — притащили на вид настоящую лодку, выдолбленную из дерева. Да только в той лодке струны протянуты. По секрету скажу, что струн-то такой длины в природе не существует! Как умудрились их сделать, а потом еще играть… А мне потом ребята за кулисами рассказали, что, оказывается, у одного из них дома есть целая коллекция… ледяных инструментов, представляете? Как на них играть? — удивляется Андрей.
Екатерина Черкасова восхищалась изделиями из конского волоса, которые привезли откуда-то с севера. Словом, отработали по полной программе: и на других посмотрели, поудивлялись, и себя показали, поудивляли. По приезде грамоты от родного местного минкульта получили.
— У нас возникла идея расширить границы Бажовского фестиваля, и будущим летом мы хотим пригласить на Бажовку участников сочинского форума, — поделилась планами Яна Комиссарова.
* * *
Со 2 по 4 ноября в Сочи прошел первый Всероссийский фестиваль и выставка традиционной народной культуры. Инициатором мероприятия выступил Минкульт Российской Федерации. В фестивале приняли участие творческие делегации 85 регионов. Южный Урал представляли челябинская мастерица Екатерина Черкасова, отец и сын Деняевы из Нагайбакского района, ашинский квартет «Ухари», работающий в стиле этноджаз.


Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other