Меню

*****

Короткие встречи

12.11.2014 00:46 86 (11798)

Театр современного танца между Мюнстером и Болоньей

Этот коллектив уникален не только в масштабах нашего города, но и страны — обладатель нескольких премий «Золотая маска», признанный на Западе, творящий высокое искусство не столько согласно, сколь вопреки существующей действительности, театр современного танца благополучно стартовал в новом сезоне, а 24 ноября готов представить на суд публики новую работу — «Встречи».

Двойное открытие
Новый сезон театр открыл дважды: сначала в Мюнстере в Германии, а затем уже в родных пенатах. Так уж повелось который раз: с немецкими коллегами у челябинской труппы сложились прочные творческие отношения.
— В Европе очень многие театральные сцены не имеют постоянной труппы, поэтому главная задача директора — составить интересную программу на год и пригласить хороших исполнителей, — поясняет руководитель труппы Ольга Пона.
В Мюнстере труппа представила два спектакля — «Поцелуй меня дважды» молодых хореографов Елены Пришвицыной и Владислава Морозова и «Укрытие» в постановке Ольги Пона.
— Конечно, это некая привилегия. Уже второй сезон мы получаем приглашение. В Мюнстере у нас уже образовалась своя публика.
— И она чем-то отличается от российской?
— Вы знаете, да. Там публика точно знает, на что она идет и что увидит на сцене. Случайных людей нет. И в то же время публика смешанная: приходят и профессионалы, и простые бюргеры, но и те, и другие точно знают, что они хотят увидеть. На Западе зрители более ориентированы, и если им не понравится, в следующий раз не придут, а значит, и труппу больше не пригласят. В России же публика идет просто в театр, на танец, при этом зачастую даже не разбираясь, какой это танец — современный или классический. Я считаю, что это как раз плюс для российской публики, поскольку зритель открывает новый для себя жанр и либо становится его поклонником, либо понимает, что это не его. Но то, что зритель в России массово приходит в театр, в любом случае это настоящее достояние, у нас гораздо большая зрительская аудитория, чем за границей.

Как наши танцоры «Пумпенхаусу» помогли

Вместе с работой уже признанного мастера театр рискнул показать спектакль молодых хореографов, танцовщиков, работающих в труппе. Это уже не первая совместная постановка Елены Пришвицыной и Владислава Морозова, однако представлять свою работу на пристрастную публику — в любом случае определенный риск.
— Поначалу обстановка была нервозная, — рассказывает Елена. — Ну, во-первых, наш спектакль необычный, в нем принимают участие не только танцоры, но и люди со стороны, что называется, — в Германии нам помогали рабочие сцены. И второй момент: приехав в Мюнстер, мы не досчитались реквизита. Наш багаж просто не прилетел. Дело в том, что реквизит у нас специфический: от костюмов артистов до стульев на колесиках, то есть на подборе сыграть нельзя. Мы уже разрабатывали план, что можно купить, чтобы заменить, как изменить: очень не хотелось срывать премьеру, все переживали. И буквально за день до выступления мы нашли наш багаж! Как только приступили к нормальным, стабильным репетициям, наступило внутреннее успокоение.
Спектакль Елены и Владислава рассказывает о таких разных и неоднозначных взаимоотношениях мужчины и женщины.
— Эта тема, с одной стороны, банальная, а с другой — вечная. Можно тысячу дуэтов сделать на эту тему, и все равно будет интересно и актуально, — уверена исполнительница. — Мне бы хотелось, чтобы зритель после спектакля что-то пересмотрел в своей жизни, задумался.
Несмотря на все страхи и перипетии с багажом, немецкая публика восприняла работу на ура.
— Зал был полный. На открытии присутствовал бургомистр, после выступления пригласил нас в мэрию и был очень доволен. Насколько я знаю, он даже повысил финансирование театра «Пумпенхаус», в котором мы выступали. Зрителям тоже понравилось, они сначала хлопали, а потом затопали — это считается лучшей похвалой. Большое спасибо Ольге Николаевне, что она предложила нашу работу к показу. Такие выступления дают внутреннюю уверенность, что ты движешься в нужном направлении.
Оторваться от мастера
Последнее время репертуар театра пополнился сразу несколькими работами молодых постановщиков. Руководство труппы всячески поддерживает подобные творческие эксперименты. Кстати, на домашнем открытии сезона, которое случилось в ТЮЗе, публика увидела еще одну «непоновскую» работу — «Возвышаясь над». Ее авторы Андрей Зыков и Мария Грейф. Это уже вторая совместная работа, первая — «Пространство вариантов» — даже попала на «Маску плюс».
— Вы работаете с таким ярким мастером. Трудно уйти из-под его влияния и выработать свой почерк?
— Да, оторваться трудно, — согласен Андрей. — В свое время я видел работы вагановских танцовщиков — и это было в том же самом стиле. А зачем? Лучше уже все равно не сделать. Поэтому нам как раз хотелось сделать что-то свое, не повторяться. А что отличает хореографа? В первую очередь хореографический язык. Ольга Николаевна пошла дальше, она уже изучает философию движения, трансформацию движения.
— А ребята как раз привнесли в свою работу логическую цепочку взаимоотношений, некую логическую последовательность, — подключается Ольга Пона.
— Для нас важна история, которая не повторяет сюжет, но ведет, рождает ассоциации. Отправной точкой для создания спектакля стал рассказ Куприна «Гранатовый браслет». Мы изначально решили, что иллюстрировать не будем, задача иная — передать психологизм и атмосферу. Ольга Николаевна больше работает с формой, а мы — с наполнением. Если бы мы копировали мастера, нам было бы проще, но мы пошли от противного. Нам с Машей нравится творчество Пины Бауш, которая работает не столько как хореограф, сколько как драматург. И мы стараемся идти как раз в этом направлении.
— Какая работа будет следующей?
— Задумки есть, но пока премьеру надо выпустить, — улыбается Андрей.
Приглашение к соучастию
А премьера грядут уже совсем скоро — 24 ноября в театре драмы. Новая работа Ольги Пона называется «Встречи».
— Все, что случается в жизни с нами, все происходит через встречи в самом широком смысле слова, — объясняет постановщик. — Встречи с кем-то, кто становится другом, близким человеком, коллегой. Не менее важна встреча с чем-то, что влияет на человека и даже переворачивает его жизнь. Это может быть встреча с искусством, с произведением, прочитанная книга, увиденный фильм, театральный спектакль. Все это может повлиять на тебя так, что изменит твою жизнь, приведет в другую профессию, к примеру. Почему человек становится танцовщиком? Когда-то в детстве он увидел незабываемый спектакль, и это привело его в хореографию. На протяжении всей жизни мы встречаемся с людьми, через эти встречи человек растет, раскрывается. Мы живем сейчас очень обособленно, и только через встречи происходят какие-то изменения, потрясения, мы получаем впечатления. Встречи могут быть плодотворными, позитивными или, наоборот, отталкивают людей, такое тоже может быть.
Новый спектакль, впрочем, как и прежние работы Ольги Пона, лишен какой бы то ни было драматургической или сюжетной основы. Его трудно пересказать словами, потому что фабулы нет. Это некий другой уровень трансляции эмоций, сверхсущностный, за пределами ума, времени и форм.
— Что является отправной точкой для новой работы? — пытаю собеседницу.
— Каждый раз по-разному. Это может быть прочитанное произведение, музыка или жизненное наблюдение, в основном за взаимоотношениями людей. А воплощение… Я считаю, что все искусство идет через интуицию. Очень важно создать уникальный и неповторимый танцевальный язык. Как бы хороша ни была драматургия, если язык не насыщен, то спектакль страдает. В то же время, если драматургия хромает, а язык интересен — это способно вытянуть спектакль.
— Что вы ждете от своих зрителей?
— Мы в первую очередь рассчитываем на соучастие, даже не на понимание, пусть это не станет пищей для ума, но затронет сердце — вот что значит для меня соучастие. Для кого-то важно понимание истории, но для этого есть драматические жанры, есть оперный театр, к примеру. Там всегда есть внятно рассказанная история. Но мы движемся по другому пути и совершенно не преследуем цели соответствовать традиционным формам построения спектакля.

Гастроли и мечты
Каждая премьера театра современного танца, даже не премьера, просто каждая встреча — для публики событие, правда, случается не часто: театр по большей части гастролирует за пределами родного края. Вот и на собственную премьеру танцоры попадут буквально с корабля на бал — с международного фестиваля в Витебске. Тем не менее переносить дату премьеры не стали.
— Международный фестиваль современной хореографии в Витебске — один из крупнейших и старейших танцевальных форумов, у него 25-летняя история, — продолжает Ольга Николаевна. — В свое время мы прошли все стадии, от участников до лауреатов, и теперь нас приглашают в качестве гостей. Там мы будем показывать «Погружения и всплытия». И в этот же день после возвращения играем премьеру в Челябинске.
Гастролей и разъездов, как всегда, ожидается много: Екатеринбург, Омск, Самара, Москва...
— В декабре в городе Болонье (Италия) пройдет фестиваль, и мы туда приглашены. Покажем шесть спектаклей за три дня. Везем «Вертикальные связи» и «Ожидание», которое взяли за русский колорит, снег и валенки — это очень любят на Западе.
— Ольга Николаевна, ваш театр уже больше 20 лет живет буквально на чемоданах. Для вашего коллектива это оптимальный способ существования или вынужденная мера?
— Вопрос сложный и больной, — качает головой руководитель. — Мы до сих пор не имеем репетиционной базы. Вот сейчас репетируем спектакль, а там достаточно объемные декорации — лестницы, и мы не можем декорацию оставить в зале, ее нужно постоянно разбирать, а на это уходит полдня. Конечно, мы бы очень хотели иметь свой дом, где могли бы репетировать. С другой стороны, если бы у нас была постоянная сценическая площадка, нужен вал, но это достаточно трудно для нас. Пока мы вынуждены существовать в подобном режиме, и мы уже, честно говоря, приспособились.


Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other