Меню

Дорогу талантам, или как поверить в себя

07.11.2014 09:45 85 (11797)


Уже на протяжении нескольких лет челябинская школа  № 153 входит в десятку лучших образовательных учреждений города по итогам молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее», а в 2012 году была награждена кубком как лучшая общеобразовательная школа города. В чем секрет успеха и такой стабильности результатов, спросите вы? Попробуем назвать составляющие этого успеха.

Как часто, читая об очередных успехах в области образования, будь то победы в международных олимпиадах или престижных конкурсах, вы задаетесь вопросом: а что за этим стоит? Наверняка месяцы, а то и годы усердной учебы, нервы родителей и старания учителей… Может быть. Лучший способ узнать — взглянуть на ситуацию изнутри.

В первую очередь — заинтересованность. Заинтересованность кого? Ребенка? Учителя? Руководства? Всех вместе взятых! Думаю, ни для кого не секрет, что настоящее исследование никогда не получится (будь у него хоть трижды заслуженный руководитель), если ребенку это неинтересно! Так и с организацией всего конкурса, начиная со школьного этапа. Заинтересованность координатора конкурса — это раз. В 153-й школе им на протяжении нескольких лет является Оксана Юрьевна Леонтьева, которая без труда решит любой организационный вопрос, ведь она знает о «Шаге в будущее» все: от фамилии руководителя координационного центра до правил оформления работы на конкурс.
Заинтересованность администрации — это два! Директор школы — Любовь Алексеевна Дерягина — огромное внимание уделяет научно-исследовательской деятельности не только педагогов, но и учащихся, а «Шаг в будущее» — именно тот конкурс, который позволяет раскрыть научный потенциал школьников любого возраста: и второклассника, и выпускника. Было бы желание!

Заинтересованность научных руководителей — это три! В школе сложился талантливый коллектив педагогов, которые не боятся трудностей и ответственности, а потому из года в год готовят будущих исследователей — математиков, физиков, филологов, информатиков… Не в каждой школе такое большое количество учителей согласятся тратить личное время, помогая ребенку сделать свое, пусть небольшое, но все же открытие! В 153-й школе таких педагогов немало: Т.А. Зырянова, А.Ю. Рогов, С.Ю. Федорова, Т.В. Просвирнина, Н.Р. Лапотникова, В.В. Дерягин, Ю.Т. Валеева, Н.А. Осинцева, С.В. Концур, Л.А. Ермакова, Н.В. Шурыгина, Т.В. Каторгина. Радует и тот факт, что их количество увеличивается. Всего лишь второй год в качестве научных руководителей принимают участие в форуме такие педагоги, как Е.С. Цыганкова, Е.В. Заец, Т.М. Махмутова, К.Р. Филимошина, С.С. Воронин, но уже и они вместе со своими учениками принесли школе первые победы! Хорошо, когда есть на кого равняться: бессменным лидером здесь является Владимир Владиславович Дерягин, который был удостоен Премии признания, а его ученица, а ныне выпускница школы, Трифонова Валентина, стала дипломантом второй степени всероссийского этапа конкурса в Москве!

И наконец, самый важный фактор — заинтересованность ребенка. Ему должно быть интересно то, чем он занимается. Конечно, заинтересовать его — это большой труд, и, если это получится, — большая удача педагога, но как сделать так, чтобы приблизить научное знание к пониманию обычного школьника — вот это задача не из простых. Главное на этом этапе — не испугаться, не сдаться и не отступить.

Вот как об этом говорят сами школьники. Своими впечатлениями с нами поделилась ученица 11 «А» класса Татьяна Пупкова, которая в этом году занимается исследованием поэтики новелл Леонида Енгибарова: «Кому-то, как в песне группы «Дискотека Авария», раньше не приходилось бывать на вечеринках, — говорит Таня. — А мне до 11 класса не доводилось писать научных работ. Однако мой новый учитель литературы сподвиг меня на это масштабное действо. Сначала я очень испугалась серьезности исследования, боялась, что не смогу, не осилю. Думала, что все это не про меня, ведь «Шаг в будущее» — известный конкурс всероссийского уровня, а куда до него простой ученице? Однако проведение исследовательской работы оказалось очень захватывающим мероприятием. Подбор темы, актуального материала, его систематизация, создание интернет-блога. Как все это может быть не интересным современному подростку?..»

Наверное, это и есть самое важное. Все, ради чего пишутся все эти работы, решаются непростые задачи, придумываются различные модели. Заставить поверить в себя! Что ты сможешь. Что у тебя получится. Вот она, еще одна составляющая успеха. Наверное, этим и отличается 153-я школа. Чья-то цель — быть непременно первым. Здесь цель немного другая: расправить крылья, помочь взмыть в небеса, поверить в собственные силы и оттуда, с высоты, взглянуть на мааааааленькую проблему, которая раньше казалась огромной и неприступной. Ведь это для нас, взрослых, написать реферат — дело простое. А для маленького ребенка, когда он учится, ну, скажем, во втором классе, — практически подвиг. Помочь ему совершить этот подвиг, пройти этот путь вместе с ним — вот цель, которую ставят перед собой педагоги 153-й школы.

Когда работаешь с такой самоотдачей, хороший результат должен быть обеспечен. В школе всегда несколько десятков ребят принимают участие в конкурсе реферативных работ (для начальной школы) и в конкурсе исследо-вательско-творческих работ (для среднего и старшего звена). Для ребят помладше возможность проявить свою фантазию, смекалку и воображение найдется в конкурсе «Оригами» или «ТРПЛ» («Таланты развитой памяти и логики»). Конкурс рационализаторов «Полезная модель» позволяет детям придумать и сконструировать модель, которую затем можно использовать на уроках. Конкурс интеллектуалов «Что? Где? Когда?» (руководителем школьной команды является О.А. Никифорова) проверяет эрудицию школьников, а программно-компьютерный вернисаж — умение школьников использовать информационно-коммуникативные технологии не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.

Одним из самых сложных, но самых интересных испытаний в рамках интеллектуального форума «Шаг в будущее» является конкурс исследовательских работ, в котором могут участвовать школьники двух возрастных групп: с 5 по 8 класс (средняя группа) и с 9 по 11 класс (старшая группа). Количество секций огромно (от моделирования одежды до компьютерного моделирования), а широте разрабатываемых школьниками тем остается только позавидовать. Одни исследуют химический сос-тав мороженого, другие — способы создания кэрролловского абсурда, третьи пробуют сделать мини-гобелен из подручного материала, а четвертые изучают мотивы выбора профессии старшеклассниками.

Алена Попова, ученица 11 «А» класса, в этом году пишет работу по языкознанию, исследуя лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. Вот что она говорит об этом, отвечая на вопрос, чем для нее является «Шаг в будущее»: «Процесс создания научной работы хоть и трудоемкий, но очень увлекательный. Это дает массу новой информации. В «океане» новой темы я разбиралась постепенно, по крупицам собирая информацию из разных источников. «Исследовательская работа»… Послушайте! Это даже звучит гордо, с какой-то едва уловимой ноткой пафоса. А за этим кроется колоссальный поток информации, который тебе приходится изучить, переварить, да еще и по полочкам разложить, чтобы потом это как следует рассказать другим. Это же здорово! Лично для меня это тренировка собственного терпения, потому что порой усидеть в поисках нужной тебе информации достаточно сложно. И, конечно же, ничто не заменит ни с чем не сравнимое чувство, когда ты сам делаешь открытия, приходишь к интересным выводам и фактам. Оно того стоит!»
Теперь вы, прочитав об очередных успехах в области образовании, знаете, что за этим стоит. Труд и вера в себя. В свои собственные силы. А это, наверное, самое главное. Может, из наших детей не вырастет будущий М.Ю. Ломоносов, Н.И. Лобачевский или Ю.М. Лотман, зато они будут знать, что им по плечу многие трудности и не страшны задачи любой сложности. Не математические, а жизненные. Чтобы не получилось так, как писал Альбер Камю, который был уверен, что школа готовит нас к жизни в мире, которого, увы, не существует. Мы же учим своих детей поверить в то, что «невозможное возможно», как писал А.А. Блок, надо только постараться для этого. Ведь «если человек по-настоящему чего-то хочет, то вся Вселенная ему в этом поможет». Так считал Пауло Коэльо. И кто знает, может быть, кто-то из тех ребят, что сегодня делают свой маленький первый шаг в будущее, совсем скоро помогут сделать этот шаг вперед всему человечеству?!

Верьте в своих детей, любите их и всегда будьте рядом, ведь они — наше БУДУЩЕЕ!