Меню

Выгодная экология

31.10.2014 00:49 83 (11795)


Если посмотреть на промзону Челябинска, то можно без труда представить, как выглядит кошмарный сон эколога. Увы, Челябинск без промышленности тут же превращается в кошмарный сон экономиста. Но, возможно, из этого круга есть выход? Ведь мы хотим жить в удобном и красивом городе, а не в чьем-то кошмарном сне.

Невозможное возможно
Так или иначе, большинство жителей Челябинска смирилось с тем, что их город — промышленный центр. Мы привыкли, что заводы дымят и время от времени разбавляют воздух выбросами. При таких условиях идеальная — или даже просто хорошая — экология кажется мечтой из разряда невыполнимых. А между тем некоторые города знали ситуации и похуже.
Например, Питтсбург в штате Пенсильвания сорок лет назад способен был нагнать на приезжего ужас одним своим видом. Центр сталелитейной промышленности США дымил сотнями труб и был накрыт таким густым смогом, что днем приходилось зажигать уличное освещение. Однако сегодня — вот так перемена! — это один из самых комфортных и удобных для проживания городов США. Экология в нем почти безупречна. При этом экономика не грозит падением в пропасть. Городом заинтересовались корпорации, в нем разместила свое представительство компания Google.
Тут, конечно, самое время спросить: а как Питтсбургу это удалось? На самом деле достаточно немного подумать, и вопрос окажется очень простым. Чтобы город процветал, он должен привлекать к себе квалифицированных специалистов, которые захотят в нем жить и работать; компании, которые могут разместить в нем свои офисы; туристов, спонсоров... В серый, душный, задымленный город никто не захочет приезжать. Так и оказывается, что экология — проблема для экономики совсем не второстепенная.

Челябинск сегодня

О деревьях и не только
Мечта о превращении Челябинска в богатый, удобный и благополучный город посетила не фантазеров, а вполне серьезных людей. Разработкой этой темы занялась группа Development-PRO. Ее старания вылились в ряд встреч «Челябинск — путь к городу мирового уровня: как превратить промышленный город в комфортный и конкурентный мегаполис». В этом году в наш город приехали как раз представители Питтсбурга — специалисты в вопросах озеленения. Мэтью Эрб — член комиссии по тенистым деревьям, директор общества TreePittsburgh. Именно он занимался разработкой мастер-плана зеленых насаждений Питтсбурга, а теперь отвечает за его внедрение. Даниэла Крамрин — исполнительный директор TreePittsburgh, а так же лидер Объединения городской экологии, где проводила проекты по привлечению жителей города к проблемам окружающей среды. Джо Грегори — руководитель Urban Forest Managerat Davey Resource Group — лидер в области экологического консалтинга и «умного» планирования и развития территорий. За день они встретились с представителями бизнеса, депутатами, Горзеленстроем и управлением экологии Челябинска, с архитекторами, дизайнерами, студентами ЮУрГУ, с экологами-обществен-никами и специалистами Общественной палаты Челябинской области.


Питтсбургу действительно есть чем поделиться. В плотно застроенном городе удается найти места для посадки деревьев — например, строятся «подвесные тротуары», которые проходят над корнями деревьев и не мешают им расти. Жители города активно относятся к вопросу зеленых насаждений: они уже давно поняли, насколько важны деревья. Определенный стандарт озеленения предполагается муниципалитетом, и застройщики должны принимать это к сведению. Но Мэтью Эрб говорит не только об этом. Он рассказывает, насколько выгодной может стать хорошая экология и на примерах поясняет пружины, которые способны заставить людей заниматься озеленением.
 
Питтсбург 30 лет назад
 
 
 
Питтсбург сегодня
 
 
Положение дел
Проблема озеленения в Челябинске весьма актуальна, даже болезненна. Думаю, многие испытали это на себе, хотя и в несколько другом смысле: как раз в этом месяце, когда многие деревья после заморозков сломались, перегородив упавшими кронами проход, а то и проезд. Но по-настоя-щему это «повальное дезертирство» тополей скажется на городе весной: потеря зеленой массы отразится на количестве пыли и густоте смога.

Нельзя сказать, чтобы озеленением Челябинска злостно пренебрегали. Только ко дню рождения города было высажено 277 тысяч деревьев. Сергей Давыдов выступил за то, чтобы сделать Челябинск самым зеленым городом России. И жители охотно поддержали инициативу, разобрали саженцы. Однако разовые мероприятия способны разве что спасти зеленые насаждения от вымирания, но едва ли сделают Челябинск по-настоящему зеленым. До создания «комиссии по тенистым деревьям» нам еще далеко, и у гостей есть чему поучиться.
На встречах с представителями Питтсбурга (всего их прошло четыре за один день) было задано много вопросов, в том числе от управления особо охраняемыми территориями (к ним относится Челябинский городской бор), удалось выяснить много действенных технических инструментов. Теперь осталось только узнать, будет ли опыт зарубежных гостей действительно использован. Возможно, воплощение чужих идей станет большим шагом на пути к созданию чистого, комфортного Челябинска.
Мы обсудили возможности этого «волшебного преображения» с Андреем Васильевичем БОДРЯГИНЫМ, руководителем группы DevelopmentPRO, экспертом Общественной палаты Челябинской области и членом общественной организации «Опора России».
— Ведь на самом деле речь идет не только об экологии и озеленении?
— Речь идет о том, чтобы сделать Челябинск удобным, процветающим и конкурентоспособным. Встреча экологической тематики — вторая из группы встреч «Челябинск — путь к городу мирового уровня: как превратить промышленный город в комфортный и конкурентный мегаполис». Первая была направлена на понимание того, как построено самоуправление в США и что из опыта работы их муниципалитетов мы можем взять на вооружение. Она произошла между представителями города Абингтон штата Висконсин (население 8 тыс. человек) и нашим Кременкульским муниципалитетом
(8 тыс. человек). На встрече обсуждалось, чем живет маленький городок, как осуществляется связь с бизнесом, как и чем муниципалитеты и девелопмент могут помочь друг другу, чтобы сделать город комфортным.
— А почему вы заинтересованы в этих встречах? Что заставило вас заняться их организацией?
— Мы считаем, наш город достоин того, чтобы развиваться. Чтобы добиться успеха, проще всего посмотреть на лидера в этой области. Это самое логичное — учиться на опыте тех, кто уже преуспел. Именно это мы и хотим сделать — ознакомить Челябинск с достижениями других городов. Наша задача как патриотов этого города — показать позитивные возможности на примерах — на невыдуманных примерах! Есть разные города, разные подходы, нужно только выбрать, что в большей мере соответствует нашим потребностям.
— Какие еще планы и ориентиры у нас есть?
— Следующие встречи, скорее всего, тоже будут узкоспециализированными. Пока планируются выездные консультации. На следующей неделе едем в Швецию. Встречаемся с несколькими компаниями, которые имеют опыт девелопмента и сделали много для развития Стокгольма, Гетеборга, Копенгагена. Встретимся с Яном Гейлом — своеобразным гуру этого процесса.

Вероятно, мы договоримся, что они приедут в следующем году сюда. Эти архитекторы работали во многих городах по всему миру и могут рассказать об интересных решениях. Тема будет подобна нынешней: «Как сделать Челябинск комфортным». Мы снова попробуем поучиться на их опыте. Подобные встречи мы будем продолжать и в течение следующего года. Это будет наш патриотический вклад в развитие Челябинска.
— А как представители европейских и американских городов относятся к идее такого сотрудничества?
— Когда кто-то — люди или компании — находит путь к успеху, то просто глупо не делиться своим опытом с теми, кто этот путь хочет найти. Я просто не могу себе представить подобной «жадности» — если, конечно, речь не идет о конкурентах. Делиться секретами с противником обидно. Но здесь, рассказав о причинах своего процветания, мы не создаем никакой конкуренции. На конференциях, круглых столах мы обсуждаем свои достижения — и это считается нормальным в сфере промышленности, медицины, торговли, образования... Все делятся опытом, информацией. Ведь люди — социальные существа.

— Пресса уже начинает пророчить Челябинску путь Питтсбурга. Насколько это реальный ориентир?
— Нам бы очень хотелось, чтобы Челябинск превратился в Питтсбург, а не в Детройт. Есть путь, который приводит к хорошим, даже стоит сказать, правильным результатам. И есть пути к результатам ненужным, плачевным, к гибели и разрушению. Так вот нам бы очень не хотелось, чтобы наш город повторял путь Детройта, потому что эта дорога ведет в никуда.
В девелоперской среде Питтсбург на слуху последние 20 лет, как один из самых удачных проектов по реформированию населенного пункта в город, удобный для жизни. Кстати, наши гости сказали, что виды Челябинска показались им знакомыми, только труб было намного меньше. Так что Челябинск в сравнении с бывшим Питтсбургом еще не очень проблемный город.
— Питтсбург давно перестал быть сталелитейной столицей. Значит, если выбирать его путь, то Челябинску пора прощаться с заводами?
— Челябинску не нужно отказываться от промышленности. Просто помимо нее есть и другие направления, которые можно развивать. Строительство, образование, спорт, поддержка предпринимательской среды, снижение административных барьеров — таких пунктов множество!
Если заставлять заводы больше дымить как единственный способ пополнить бюджет, то заводы будут дымить и ничего мы с этим не сделаем. А если появится возможность наполнять бюджет за счет, например, создания не дымящих производств, то они будут развиваться, а прежние заводы уйдут сами собой. Когда у голодного человека есть только хлеб — он боготворит хлеб! Но когда голод проходит, то человек в состоянии понять, что хлеб — не самая лучшая, не самая вкусная и здоровая пища.
Нельзя закрывать заводы — сейчас это основной источник доходов. Такова специфика нашего города, области. У нас в регионе вообще нет городов без промышленности, кроме каких-нибудь сельских населенных пунктов. Если мы попытаемся закрыть заводы, то будем рубить сук, на котором сидим. Гораздо проще развивать другие источники доходов. В Питтсбурге и других городах, прошедших этот путь (Торонто, Сидней), все было так. Никто не искоренял трубы, насильно их не перетаскивал. А ведь там было гораздо больше заводов, чем в Челябинске!

— Возьметесь пофантазировать о том, каким станет Челябинск после воплощения этих проектов?
— Лучше не воображать, а просто посмотреть на других. Разве мы не хотим видеть Челябинск зеленым, как Вена? Со свободным движением, как в Лондоне? Или, например, с таким уникальным транспортом, как в Осло — чтобы с дорог исчезли маршрутки, стало меньше машин и люди ездили на трамваях? Или на велосипедах! Ведь почему-то в скандинавских странах, где зима приходит не позже нашего, люди ездят круглый год на велосипедах и получают от этого удовольствие.
Фантазировать не надо — надо просто брать в пример разные города, которые в разных сегментах достигли успеха. А потом произвести некую компиляцию, собрать мозаику. Тогда возникнет удивительный, уникальный, хороший город!

Итак, деловая среда уже готова вложить силы и деньги в преобразование Челябинска, даже заняться такой неблагодарной темой, как экология. Но изменить город своими силами бизнес все равно не сможет: его представители вправе только предлагать. Нужно содействие муниципалитетов, местного самоуправления и федеральных органов власти. Пока DevelopmentPRO получила отклик и одобрение от представителей законодательной власти (на встрече присутствовали и депутаты районных собраний) и Общественной палаты области. Конечно, это хороший признак, но внедрение принятых решений — компетенция исполнительной власти. А ее интерес к проекту оставляет желать лучшего. Если встреча по вопросам муниципалитетов и самоуправления еще привлекла некоторое внимание, то вопросы экологии почти полностью остались за бортом. Представителей исполнительной власти Челябинска, к сожалению, не было. Так и хочется вспомнить фразу кота Матроскина о том, что средства у нас есть...

Впрочем, будем утешаться тем, что такую же историю рассказали своим слушателям гости из Питтсбурга. Тридцать лет назад, когда они раскачивали в своем городе тяжелый маятник аналогичного проекта, там происходило примерно то же самое. Чиновники смотрели сквозь пальцы, не понимая, в чем смысл этих перемен, во что это выльется для города и для них самих. Но через некоторое время их мнение изменилось, пришло понимание, а вместе с ним и широкое содействие. На которое остается надеяться и нам.