Меню

ЖКХ: от прошлого — к качеству

31.10.2014 00:41 83 (11795)


«Вечерний Челябинск» уже рассказывал о предложениях областных парламентариев по развитию сферы жилищно-коммунального хозяйства, которые были озвучены по итогам Всероссийского форума «ЖКХ — новое качество», который прошел в начале июня текущего года в столице Южного Урала. Несмотря на то что с момента проведения форума прошло почти полгода, активная работа в этом направлении по-прежнему продолжается. За последние несколько месяцев депутаты Законодательного собрания Челябинской области разработали и направили в адрес федерального правительства и Государственной думы целый пакет законодательных инициатив. Как прокомментировал первый вице-спикер регионального парламента, председатель комитета по строительной политике Юрий Карликанов, данные инициативы — результат деятельности рабочей группы по реализации решений форума «ЖКХ — новое качество жизни». Участники группы планомерно работают над вопросами и пробелами в законодательстве, требующими решения как на региональном, так и на федеральном уровне.

Напомним, форум ЖКХ проходил по инициативе и с участием главы федерального правительства, председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева.
На четырех тематических дискуссионных площадках были подняты злободневные и актуальнейшие проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В обсуждении вопросов ЖКХ принимали участие представители органов исполнительной и законодательной власти, председатели советов многоквартирных домов, руководители организаций общественного контроля жилищно-коммуналь-ного хозяйства, жилищностроительных кооперативов, товариществ собственников жилья, управляющих компаний. А также руководители региональных партийных проектов «Управдом», активисты общественных организаций. География участников — от Дальнего Востока до Калининграда.
По результатам пленарного заседания была разработана резолюция, в которую вошли предложения, прозвучавшие на Форуме. Дмитрий Медведев обратился ко всем участникам форума с просьбой доработать свои предложения и инициативы с тем, чтобы федеральное правительство могло рассмотреть каждое и наиболее значимые внести в качестве изменений в действующее законодательство в сфере жилищно-коммунальной политики.
Депутаты Законодательного собрания Челябинской области стали одними из первых, кто разработал целый ряд законодательных инициатив. Некоторые из них уже направлены на рассмотрение федерального правительства и в Госдуму.

Тарифы должны быть обоснованными
В числе первых законодательных инициатив, с которой вышли южноуральские парламентарии к депутатам Госдумы, — внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации с целью наделить органы государственной власти российских регионов полномочиями по установлению предельного (минимального) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как известно, с 2005 года в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники квартир несут ответственность за управление и содержание многоквартирных домов. Жильцы сами
вправе устанавливать наиболее оптимальный, по их мнению, способ управления общим домовым имуществом, определять перечень работ и размер платы, которая взимается за обеспечение полноценного содержания общедомового имущества многоквартирного дома. Правда, в Жилищном кодексе есть оговорка: если жильцы не определились, решение этих вопросов на себя берут органы местного самоуправления.
Но в процессе реализации установленных норм и собственники жилья, и муниципалитеты столкнулись с огромным количеством сложнейших проблем. В первую очередь трудности исполнения норм закона связаны с плохим состоянием жилищного фонда, который передан в управление жильцам домов. Как итог — неравные условия для жителей старого жилого фонда и новостроек. Понятно, что в новых домах содержание общего имущества обходится в разы дешевле, чем в старом жилом фонде. Есть и ряд других проблем. Например, плата за коммунальные услуги, как правило, выше платы за содержание и ремонт жилья, конфликты интересов между жильцами одного дома из-за резкого различия в уровне дохода и различных оснований права пользования квартирой: приватизация, покупка, наем.
Депутаты Законодательного собрания Челябинской области обращают внимание: из-за отсутствия специальных знаний в решении вопросов тарифного регулирования содержания и ремонта жилого помещения собственники просто не могут понять, какой размер затрат необходим для надлежащего содержания общедомового имущества, проведения текущего ремонта. Простым гражданам крайне сложно найти общий язык с управляющими компаниями при обсуждении размеров жилищных тарифов. Трудности диалога возникают из-за недоверия к расчетам управляющей компании.

По мнению южноуральских законодателей, наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельного (минимального) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, позволит решить эти и многие другие проблемы.
Например, создаст определенный ориентир для собственников жилья о фактической стоимости работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества в каждом конкретном регионе страны с учетом цен территории. Кроме того, позволит минимизировать внесение управляющими компаниями необоснованно высоких тарифов, а собственникам жилья ограничит установление размеров тарифов по содержанию и ремонту жилья ниже минимальных.

Разрешение на поощрение
Также южноуральские законодатели предлагают дать право собственникам жилья многоквартирных домов на общем собрании принимать решение об установлении вознаграждения председателю совета дома, а также самим определять размер такого вознаграждения. Законодательная инициатива с просьбой внести изменения в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации уже направлена депутатами Законодательного собрания в адрес Госдумы.
На сегодняшний день Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы создания и деятельности совета многоквартирного дома, но не содержит норм, которые позволяют жильцам устанавливать выплату вознаграждения председателю совета дома. И свои обязанности по контролю работы управляющей компании председатель совета дома выполняет, что называется, на общественных началах. При этом он вынужден нести расходы, связанные с деятельностью совета дома, по организации и проведению заседаний, а также за свой счет печатать, копировать объявления, информационные и отчетные материалы, приобретать канцелярские принадлежности, бумагу и т. д. И зачастую это приводит к тому, что собственники жилья отказываются от должности председателя совета дома.
Кроме того, депутаты ЗСО предлагают разрешить председателям совета многоквартирного дома снимать показания с общедомовых приборов учета коммунальных услуг и совместно с управляющей компанией или ресурсоснабжающими организациями составлять акты о фактическом количестве граждан, проживающих в квартирах своего дома.

Сэкономить миллионы
Еще одна инициатива областных парламентариев — внести изменение в две статьи — 7 и 8 — федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Изменения позволят региональным операторам бесплатно получать информацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о каждой конкретной квартире и ее собственниках.
Напомним, в каждом регионе страны созданы региональные операторы, обязанность которых — формировать фонд на капитальный ремонт жилья в своей территории за счет платы граждан.
Деятельность региональных операторов осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. И чтобы получить сведения о собственниках жилья многоквартирных домов в Едином государственном реестре прав, необходимо эти услуги оплатить. В настоящее время на Южном Урале порядка 1 миллиона 800 тысяч собственников жилья, на получение сведений о таком количестве граждан потребуется более 360 миллионов рублей. Для того чтобы снизить нагрузку на областной бюджет, депутаты Законодательного собрания Челябинской области вышли с законодательной инициативой о внесении указанных изменений в федеральный закон. Инициатива уже направлена в Государственную думу.

Право выбора и контроля
На днях депутаты Законодательного собрания Челябинской области подготовили еще ряд законодательных инициатив в рамках резолюции Всероссийского форума «ЖКХ — новое качество жизни». Парламентарии уверены: управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы также заинтересованы в качественном капитальном ремонте многоквартирного дома, именно поэтому депутаты ЗСО считают необходимым внести изменения в статью 189 Жилищного кодекса РФ.
В настоящее время обязанность по контролю за качеством работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов возложена исключительно на регионального оператора, а вот управляющие компании, ТСЖ, ЖСК таким правом не обладают. По мнению южноуральских депутатов, такой принцип несправедлив, поскольку после проведения капремонта именно управляющим домами организациям эксплуатировать отремонтированные помещения. Чтобы устранить этот перекос, парламентарии предлагают закрепить за собственниками жилья многоквартирных домов право на общих собраниях жильцов возлагать обязанности по контролю за качеством ремонтных работ на ТСЖ, ЖСК и управляющие компании.
Кроме того, изменениями предполагается установить право жильцов также на общем собрании выбирать подрядную организацию, которая будет проводить капитальный ремонт их дома.
Фонд как необходимость
Областные парламентарии считают необходимым продлить действие Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до первого января 2020 года в части оказания финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Для этого депутаты ЗСО предлагают внести изменение в федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Стоит отметить, что с учетом действующего законодательства срок работы Фонда установлен до первого января 2018 года, при этом финансовые средства в рамках государственной поддержки проведения капитального ремонта пока предусмотрены лишь на 2015 год. Но законодатели региона уверены: без государственной поддержки вопрос капремонтов не решить.
Кроме того, депутаты Заксобрания предлагают предусмотреть в законе возможность использовать финансовые средства Фонда содействия реформированию ЖКХ для уплаты процентов по кредитам и займам, которые привлечены для проведения капитального ремонта общедомового имущества. А также на уплату превышения предельной стоимости услуг и работ по капремонту, которая возникла в результате применения энергосберегающих материалов и технологий.
 
Бой «резиновым квартирам»
Кроме того, депутаты областного парламента подготовили обращение к Правительству Российской Федерации о необходимости внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Не секрет, что во всех регионах страны существует проблема так называемых «резиновых квартир», то есть квартир, в которых количество проживающих жильцов в разы больше, чем прописанных. При этом законопослушные граждане оплачивают не только собственные коммунальные услуги, но и общедомовые нужды, которые иногда значительно превышают индивидуальное потребление именно из-за того, что в доме есть «резиновые квартиры». А потому депутаты ЗСО считают необходимым прописать в Правилах предоставления коммунальных услуг норму о том, что акт об установлении количества фактически проживающих жильцов в квартире является основанием для начисления платы за коммунальные услуги. Это может стать эффективным методом борьбы с «резиновыми квартирами». К слову, на сегодняшний день основанием для начисления платы за коммунальные услуги в таких квартирах является протокол об административных правонарушениях за проживание без регистрации.
Еще одно предложение южноуральских парламентариев — установить обязанность управляющей компании, ресурсоснабжающей организации снимать показания общедомовых приборов учета в присутствии уполномоченного собственниками квартиры или при непосредственном участии председателя совета дома. Также предлагается установить обязанность жильцов по запросу ресурсоснабжающей организации в течение трех рабочих дней информировать ее о количестве проживающих в квартире.
Предлагают депутаты ЗСО и способ стимулирования установки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг. Так, законодатели считают справедливым установить с первого января 2015 года повышающий коэффициент к нормативам потребления коммунальных услуг в квартирах без специальных счетчиков, который будет расти на 50 процентов в полугодие. Сейчас Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрен рост этого коэффициента на уровне 10 процентов за полугодие, начиная с 2015 года и по 2017 год.