Меню

АВТОРЫНОК В ЧЕЛЯБИНСКЕ: ИДЕМ ВНИЗ?

31.10.2014 00:20 83 (11795)


Ситуация на рынке продаж новых автомобилей в России вызывает серьезную озабоченность экспертов. Как же выглядит на этом фоне наш город?

 
 
Российский рынок: будет ли минимум?
Российские производители и автодилеры бьют тревогу: показатели продаж новых авто неуклонно ползут вниз. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за шесть месяцев 2014 года рынок легковых автомобилей и LCV упал на 7,6% (до 1,23 млн машин), причем в июне падение составило 17,3% (до 199,4 тыс. машин). Учитывая статистику первого полугодия, в АЕБ пересмотрели прогноз до конца года: авторынок упадет на 12% (до 2,45 млн машин). Во втором полугодии продажи ожидаются на уровне 1,2 млн машин. При этом в начале года в ассоциации сохраняли оптимизм и прогнозировали снижение рынка в текущем году на 0 — 5%.
В ответ на это участники рынка просят государство принять меры поддержки: ввести льготное автокредитование, которое действовало в 2013 году, дифференцировать транспортный налог, тариф ОСАГО и акцизы на топливо. Однако пока все происходит с точностью до наоборот: тарифы ОСАГО выросли, цены на бензин — тоже.
По мнению президента ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссона, российский автомобильный рынок может упасть на 20%. Такие цифры Бу озвучил в интервью телеканалу «Россия 24», отвечая на вопрос о прогнозах падения авторынка в России в 2014 году. «Если все пойдет по оптимистичному сценарию, можно ожидать, что российский рынок может даже остаться таким же, как и в прошлом году. А если по пессимистичному — он может быть и на 20% меньше», — заявил глава «АвтоВАЗа».

На 2015 год прогнозы также безрадостны. Согласно предсказаниям аналитического агентства «Автостат», вероятное снижение рынка в случае пессимистичного сценария составит 10 — 15%. Этот сценарий подразумевает, например, что нефть упадет ниже 80 долларов за баррель, а курс доллара вырастет до 45 — 50 рублей.
Впрочем, есть и оптимистичный сценарий. Он может реализоваться в том случае, если произойдет ряд событий. Во-первых, в ближайшие шесть месяцев будет найдено политическое решение по Крыму и Украине. Во-вторых, цены на нефть вернутся в диапазон 100 — 110 долларов за баррель. В-третьих, курс доллара вернется и стабилизируется в диапазоне 35 — 40 рублей. И в-четвертых, банки перестанут поднимать процентные ставки.
Как хочется во все это верить...
 
Челябинск: в едином тренде со страной
Согласно экспертным данным, продажи автомобилей в нашем городе с начала года уменьшались, но не катастрофическими темпами.
— Не все идет, как хотелось бы, но мы примерно это предсказывали. Большого удивления падение не вызывает. Это рано или поздно должно было случиться. На объективные факторы наложились и повышение цены, и экономическая нестабильность. Все это не способствовало улучшению настроения на авторынке, — сказал исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский.

Кроме того, эксперт уверен, что у автомобиля как покупки есть сильный конкурент — жилье.
— Большая часть рынка ушла в жилищный сегмент. Дома строятся. Поэтому надо учитывать, что наряду с объективными предпосылками есть еще характерная особенность нашего рынка — это переток большого объема денежных средств на жилищный рынок, — отметил он.
Несмотря на негативные тенденции, автодилеры не сворачивают деятельность и даже открывают новые точки продаж.
— Рано или поздно стадия кризиса закончится и начнется рост. Не будет же всю жизнь плохо. Поэтому вполне удобное время сейчас реализовать строительные проекты. Когда начнется рост, уже будет все готово, — заявил директор группы компаний «Планета Авто» Андрей Кольцук.

Не только об автомобиле
Среди причин падения продаж назывались и падение курса рубля, и ухудшение отношений с Западом. Между тем складывается впечатление, что внутренняя государственная политика направлена на понижение числа автовладельцев. Например, сегодня для того, чтобы получить водительское удостоверение, придется еще поискать автошколу. Потому что из-за нового закона, который обязывает автошколы согласовывать свои программы с ГИБДД, образовательные учреждения никак не могут начать набор курсантов: программы согласуются медленно. Стоимость обучения в автошколах между тем растет. Госпошлина за выдачу водительского удостоверения тоже увеличилась с 800 до 1000 рублей. Растет и ставка транспортного налога (что сказывается на продажах автомашин мощностью более 100 л. с.).
Потому понятно, что для исправления ситуации на автомобильном рынке нужно решить целый комплекс проблем. Однако эксперты полагают, что государство займется этим только при резком ухудшении ситуации.