Меню

ПРОГНОЗ — РЕАЛИСТИЧНЫЙ, БЮДЖЕТ — СОЦИАЛЬНЫЙ

31.10.2014 00:08 83 (11795)


В повестке дня очередного заседания правительства области особо выделялись два вопроса — прогноз социально-экономического развития и проект бюджета на три года. Изменившиеся политические и экономические факторы внесли коррективы в эти документы.

Оптимизм или реализм?
К сожалению, нынешнее положение дел, когда доллар стоит больше 43 рублей, особого оптимизма не внушает. Потому в качестве базового региональное министерство экономического развития представило так называемый реалистический вариант прогноза.
С докладом на заседании правительства выступил исполняющий обязанности заместителя министра экономического развития Артем Новиков. Он отметил, что «при разработке документа учитывались итоги развития области за восемь месяцев текущего года с учетом основных тенденций девяти месяцев, а также использованы прогнозные показатели органов исполнительной власти, муниципальных образований и крупнейших предприятий региона».
В частности, в 2015 году прогнозируется рост валового регионального продукта от 0,5% до 2,6%. В последующие годы прирост валового регионального продукта сохранится от полутора до трех процентов в год.

При этом аграрный сектор, по оценкам экономистов, будет расти более высокими темпами, чем промышленное производство. Для сравнения: в 2015 году планируют увеличить выпуск продукции АПК до 5%, тогда как в промышленности максимальный прирост ожидается на уровне 2,2%.
Также в прогнозе учтены показатели развития малого и среднего предпринимательства. В этом секторе экономики прирост оборота планируется до 5,7%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году прогнозируется на уровне 220 — 230 миллиардов рублей, при этом по первому варианту прогнозируется снижение на 4,4%, а по второму варианту — сохранение уровня 2014 года.

Докладчик отметил, что в последние годы изменилась структура инвестиций. Основным источником станут привлеченные средства, которые будут направлены в такие крупные проекты, как строительство Томинского ГОКа, реализацию инвестиционной программы ОАО «Фортум», проекты металлургических предприятий, строительство и реконструкцию свинокомплексов в Еманжелинском и Троицком районах.
Также сохранится рост средней заработной платы и денежных доходов населения, который с учетом корректировки на индекс потребительских цен за три года составит от 6% до 14,7%. При этом среднемесячная заработная плата в 2017 году в 3,8 раза превысит величину прожиточного минимума.
 
Социальный, но дефицитный
Таким будет бюджет области на ближайшую перспективу. Проект основного финансового документа сформирован на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Общий объем доходов в 2015 году запланирован в сумме 101 млрд 946,4 млн рублей, расходов — 113 млрд 751,1 млн.
По оценкам специалистов, в будущем году собственные поступления в бюджет (это те налоговые и неналоговые поступления, которые область зарабатывает самостоятельно) составят 81 млрд 922,1 млн рублей, что обеспечит 80% всего объема доходов областной казны.

Как подчеркнул министр финансов Андрей Пшеницын, «структура основных источников налоговых и неналоговых доходов на 2015 год практически не изменится: налог на доходы физических лиц составит 43% в объеме собственных поступлений; налог на прибыль — 22%; налог на имущество организаций — 16%; акцизы — 9%».
Пятая часть доходов областного бюджета в 2015 году — это федеральные средства. Они включены в бюджет в объеме 20 млрд 24,3 млн рублей.
В процессе подготовки главного финансового документа все областные министерства и ведомства сформировали собственные бюджетные планы с учетом поставленных губернатором Борисом Дубровским задач по оптимизации затрат и сокращению дефицита.
— В ходе работы межведомственной бюджетной комиссии под руководством главы региона каждое направление расходов подверглось пересмотру с точки зрения их приоритетности, содействия целям Стратегии социально-экономического развития региона и, что самое главное, эффективности. В том числе исключены необязательные в текущей ситуации траты, часть расходов перенесена на более поздние сроки, — отметил Андрей Пшеницын.
Так, объем средств на содержание органов власти уменьшен в целом на 9%.

В полном объеме сохранены средства, направляемые на предоставление мер социальной поддержки жителей. На реализацию социальной политики области в 2015 году будет направлено 27 млрд 379,9 млн рублей. По сравнению с первоначальным планом 2014 года эти расходы вырастут на 6%. Также сохранены все дополнительно установленные на уровне области льготы и выплаты.
На финансирование образования в 2015 году предусмотрено 30 млрд 388,8 млн рублей (прирост 0,5%), здравоохранения — 22 млрд 882,6 млн рублей (прирост 6%). В результате областной бюджет останется социально ориентированным. А доля расходов социальной направленности в 2015 году составит 73%.
Общие расходы казны в 2015 году запланированы в сумме 113 млрд 751,1 млн.
Таким образом, в будущем году, учитывая ограниченность доходов, экономические риски и продолжающийся рост расходной нагрузки, областной бюджет сохранит дефицитность. Однако если в 2014 году бюджет был принят с предельно разрешенным законодательством размером дефицита, то в 2015 году он будет ниже этого уровня и составит 14,4% налоговых и неналоговых доходов, или 11 млрд 804,7 млн рублей.

— Формирование бюджета проходило напряженно, — резюмировал исполняющий обязанности председателя правительства Сергей Комяков. — Однако, несмотря на все сложности, нам удалось выполнить поставленную губернатором Борисом Дубровским задачу по сокращению дефицита. Если в 2015 году предусмотрено снижение дефицита до 14,4%, то в 2016-м — до 9,9%, а в 2017 — до 6,6%.
 
Поддержим семью
Кроме прогноза и бюджета, на заседании правительства рассмотрели еще ряд вопросов, среди которых — отчет о выполнении поручений президента РФ.
Министр социальных отношений Татьяна Никитина доложила о разработке на основании национальной концепции семейной политики государственных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения семей с детьми. Поскольку социально-экономическое положение семей с детьми оказывает существенное влияние на демографические процессы, будут также привлечены общественные и некоммерческие организации. «Также в реализации программ поучаствуют все заинтересованные в улучшении демографии ведомства», — уточнила министр. Касательно ежемесячного пособия по уходу за ребенком Никитина заметила, что Челябинская область не отнесена к числу регионов, в которых коэффициент рождаемости ниже показателя по России, и в связи с этим дополнительного софинансирования из средств федерального бюджета не предусмотрено. Всего в бюджете области на 2014 год предусмотрено 77,4 млн рублей, которые ежемесячно выплачиваются 171 ребенку. Так, в среднем на каждого третьего и последующего ребенка, которому не предоставлено место в детском саду, предусмотрена выплата в размере 7 906 рублей.

Предложений по установлению выплаты для иных категорий семей не вносилось, так как средства консолидированного бюджета направляются на создание дополнительных дошкольных мест. Однако возможны изменения в планировании, которые будут рассмотрены в первый квартал 2015 года. Министр уточнила, что в соответствии с утвержденным планом мероприятий за 2014 — 2015 годы запланировано более 17 тысяч новых мест, что позволит ощутимо снизить срок ожидания в очереди до одного-полутора лет.
Министр также отметила, что по поручению губернатора Бориса Дубровского разрабатывается пилотный проект по строительству жилья для многодетных семей в рамках государственной программы «Жилье для российской семьи» путем участия в жилищно-строительных кооперативах, созданных из числа семей, получивших в собственность земельные участки для индивидуального строительства. В реализации проекта смогут принять участие семьи, имеющие детей и стоящие на учете на получение социального жилья.
Таким образом, поручения президента по поддержке семей с детьми на территории региона системно выполняются в рамках имеющегося областного финансирования. А также определены перспективы развития этих направлений.