Меню

*****

Пореформенный рубеж

29.10.2014 00:21 82 (11794)

Михаилу Ивановичу Братишкину, старейшему банкиру России, исполняется 90 лет

Есть и еще один юбилей — полвека работы в банковской сфере Южного Урала: начиная с Челябинской областной конторы Госбанка, через перестроечные реформы, полностью изменившие прежний советский мир, но давшие многим шанс написать свою судьбу заново. Дело своей жизни, как коней на переправе, М.И. Братишкин менять не стал и создал один из первых на Южном Урале коммерческих банков.
Банковское дело, собственно, и заняло максимальный объем его личной жизни. Михаил Иванович как-то сказал, что работа в банке — интереснейшее занятие; это своего рода передовая линия экономики страны: постоянно чувствуешь себя причастным ко всем переменам и преобразованиям. Свой Челиндбанк он, естественно, называет главным итогом профессионального пути и не представляет себя вне его стен: «Это же не просто место моей работы, это — моя жизнь».
А мы об этой жизни, об этом уникальном человеке почти ничего не знаем…

 Окончание. Начало в номере за 24 октября.

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые…
Именно так, вслед за Ф.И. Тютчевым, несмотря на «потрясения государственного масштаба», многие предприниматели и банкиры отзываются об эпохе перемен, реформ.
М.И. Братишкин вошел в нее начальником Челябинского областного управления Промстройбанка. На эту должность его назначил легендарный банкир и финансист Михаил Семенович Зотов, ветеран Великой Отечественной войны, политрук в знаменитой стрелковой дивизии Панфилова, оборонявшей Москву. «Это один из самых авторитетных банкиров современной России и самый достойный, честнейший человек из всех, кого я знал в своей жизни», — говорит о нем М.И. Братишкин, называя М.С. Зотова своим учителем.
В этой связке — Зотов на федеральном уровне, Братишкин — на региональном — они и начнут переводить страну на двухуровневую банковскую систему. Планировалось постепенное реформирование банковской системы, переход банков к коммерческой деятельности. В связи с этим было образовано пять специализированных банков: Промстройбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк, Жилсоцбанк и Сбербанк. Главенствующая роль отводилась государственному Центральному банку, который должен был стать «банком банков».
В условиях пореформенного периода с полным «перелицеванием экономики» экспериментировать на реальном секторе производства М.С. Зотов счел необоснованным риском. Поэтому на ключевых банковских направлениях должны были встать профессионалы. В итоге в Челябинской области новые банки возглавили люди, которые работали вместе с М.И. Братишкиным еще в системе Госбанка. Выбор оказался оправданным. Например, Челябинское отделение Жилсоцбанка возглавил В.Г. Назарец, бывший начальник городского управления Госбанка и будущий основатель Челябинвестбанка.
На подготовку перехода от государственного банка к коммерческому ушло огромное количество сил. Но сам переход был на редкость стремителен. Спустя три года после начала реформ, 16 октября 1990 года, созданный на базе Промстройбанка и имевший в своем активе около 7 тысяч клиентов, 30 филиалов, свыше 1500 сотрудников и 297 пайщиков, Челиндбанк получил свои регистрационные документы. На следующий день был открыт и Челябинвестбанк. Так что двум ведущим южноуральским финансовым учреждениям приходится поздравлять друг друга с днем рождения взаимно и одновременно…
Поспешай медленно
Несмотря на весь трагизм постсоветской государственности, страна жила обновлением. Чуть ли не каждый день появлялись новые инструкции и правила, а сами банки росли как грибы. Финансовый институт мог создать практически каждый, благодаря символическим требованиям к размеру минимального капитала. В том, что за два десятилетия число региональных банков значительно поредеет, не было ничего удивительного…
В пореформенные рыночные времена Михаил Братишкин входил, сообразуясь с восточной мудростью «поспешай медленно». За плечами — опыт жизни и знание людей, умение читать между строк и слышать то, что не произносят вслух. Стиль банка он определит сразу же: консервативный подход к бизнесу, огромная ответственность перед акционерами, клиентами и партнерами.
— Мы сохранили все хорошее, что банк имел до преобразования: коллектив, клиентскую базу, — говорил Михаил Иванович в одном из интервью. — А в качестве основной стратегии — планомерное развитие, отвечающее интересам экономики региона.
Консервативным будет и подход к организации управления банком. С момента образования банком руководила сплоченная команда менеджеров, стоявших у истоков создания банка и одновременно являющихся его основными акционерами.
Еще одним изначально ключевым принципом работы М.И. Братишкин назвал «неучастие в политике» — красиво, верно и идеально. Другой разговор, что рыночные либеральные реформы очень скоро дали понять, что «один в поле не воин» и требуется консолидация действий. Поэтому, когда в 1993 году в Челябинской области появилось отделение Союза промышленников и предпринимателей, в первый состав правления вошел и Михаил Братишкин. Именно в этой общественной организации (а не политической партии) и были прорисованы первые ключевые черты региональной финансово-экономической политики.

Метель августа
Главное испытание новой финансовой системы выпадет на злополучный август 1998 года. Вообще еще с мая в воздухе витало странное ощущение. С одной стороны, неудержимая инфляция, рост цен и процентных ставок; с другой — раздувание рынка государственных ценных бумаг, допуск на него всех, кто пожелает, спад производства, дефицит товаров для народа и так далее. Все это не говорило о стабильности. И вот 17 августа пламя занялось.
В тот день на прилавках магазинов творилось что-то невообразимое: продавцы не успевали менять ценники; даже в течение одного дня цена менялась трижды — вслед за скачущим долларом. Разом рухнули многие договоры и соглашения. Реальная стоимость договоров упала в четыре раза. Во столько же обесценились вклады населения. Банки разве что штурмом не брали. У закрытых дверей выстроились огромные наэлектризованные очереди.
— Общая ситуация была шоковой, абсолютно неуправляемой и непредсказуемой, — вспоминает Михаил Иванович. — Никто не давал ни рекомендаций, ни советов. Весь коллектив жил одной целью — сохранить банк. Руководство практически круглосуточно находилось в банке. Мы встречались с вкладчиками, рассказывали о принимаемых мерах, просили не паниковать и не забирать деньги. На пике кризиса, когда у банка возник дефицит наличности, я лично обзвонил почти всех крупных клиентов — просил по возможности досрочно вернуть хоть какую-то часть кредитов. Многие нам тогда помогли.
Оперативная поддержка клиентов позволила банку пережить наиболее сложный период. Услышать друг друга, когда в панике никто никого слышать не хочет, — для этого требовалась воля. Много позднее губернатор Челябинской области Петр Иванович Сумин, с которым у Михаила Братишкина сложились теплые и дружеские отношения, вспоминал:
— В 1998 году, когда полетела банковская система, а большинство столичных банков разорилось, наши остались на плаву. Мы выжили только потому, что согласовали свои действия; именно согласованность и профессионализм стали в те дни решающими…

Прирастать регионами
Жизнь богата на испытания — в этом ее неповторимая особенность. Даже беглого взгляда на летопись Челиндбанка достаточно, чтобы почувствовать «великолепный ворох дел», который становится частью жизни. Например, в 1990-х годах началось активное встраивание банка в международную финансовую систему. Первые пять лет вообще ушли на то, чтобы открыть валютные корреспондентские счета. Кстати, на 1992 год Челиндбанк сделал челябинцам подарок, открыв свой первый обменный пункт.
Следом за операциями с валютой шло подключение к финансовым расчетным системам, начиналась работа с системой банковских карт «Золотая корона» (1994) и платежной системой «Виза» (1997). К слову, первые два банкомата Челиндбанка появились в апреле 1996 года. Также ежегодно велась работа по получению тех или иных лицензий: на совершение операций с драгоценными металлами и ценными бумагами, на осуществление брокерской и дилерской деятельности.
Одновременно и достаточно напряженно шло строительство главных зданий Челиндбанка. Если первое здание, что на улице Карла Маркса, удалось ввести в строй в 1992 году, используя задел еще советских лет, то второе, на улице Красной, было достроено лишь спустя пять лет, в 1997 году.
И все это время приходилось упорно доказывать, что региональные банки способны успешно развиваться, что ими может и должна «прирастать» финансовая система страны. Так, в 2004 году Челиндбанк признают одним из ведущих региональных игроков в сфере торгового финансирования. Он первым из южноуральских банков получит международный долгосрочный рейтинг. Наконец, в 2011 году Челиндбанк станет единственным среди банков Южного Урала, имеющим право выступать поручителем по кредитам перед Банком России.
— Нашей банковской системе всего-то двадцать лет, — говорит Михаил Иванович. — По сравнению с финансовыми институтами развитых стран российские банки еще не вышли из детского возраста. Им нужно время, чтобы подрасти, крепко встать на ноги. Поэтому от взвешенной государственной политики в банковской сфере много что зависит.
Все должно развиваться постепенно, без резких рывков и излишней государственной «зарегулированности», хотя постоянный надзор и жесткие требования к деятельности держат банки в тонусе. Тем не менее когда в 2000-х годах разгорелся принципиальный спор относительно повышенных требований к величине минимального банковского капитала, М.И. Братишкин высказался против того, чтобы запредельно повышать нижнюю планку:
— Многие региональные банки приобрели бесценный опыт и хороший иммунитет к кризисам. Они очень живучие, только не нужно перекрывать им кислород. Тех капиталов, которыми они располагают, вполне достаточно для ведения нормального бизнеса. Региональные банки хорошо знают своего заемщика, понимают его потребности. Поэтому я считаю, что эффективно работающие региональные банки следует всячески поддерживать и развивать. От этого выиграет и местное население, и местный бизнес, и в конечном счете наша банковская система…

Напоследок
Как-то Михаила Ивановича спросили, что он считает главным в банковском бизнесе.
— Может быть, вы решите, что я старомоден. Но для меня на первом месте всегда находились человеческие отношения: с сотрудниками, заемщиками, вкладчиками, клиентами. Передовые технологии, современный офис и скорость обслуживания — все это, бесспорно, важно для динамичного развития любого банка. Но человек все-таки дороже. Всегда дороже…


Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other