Меню

ТАЙНЫ БУРЕНИНА САДА

24.10.2014 15:21 81 (11793)


Член Союза краеведов России, член Русского географического общества Владимир Юрин обнаружил под Верхнеуральском следы старинной камнерезной мастерской по обработке знаменитой орской яшмы. Изделия из этого минерала ныне выставляются в лучших музеях Санкт-Петербурга и Европы.

— Сотрудничая почти 20 лет с краеведами, историками, геологами и археологами области и Урала, мне не приходилось ни разу сталкиваться с информацией о камнерезных мастерских XVIII — XIX веков на территории нашей Челябинской области, — рассказывает Владимир Иванович. — И вот находка, которая была сделана во время нашей комплексной научно-краеведческой экспедиции в окрестности города Верхнеуральска.
Обработанное изделие из яшмы было обнаружено на поверхности береговой осыпи правого обрывистого берега (высота — 1,8 метра) реки Урал, в южной части Буренина сада. Исследования на данной территории проводились в связи с необходимостью подтвердить теоретические выкладки краеведа, картографа А.Д. Дувакина, определившего месторасположение первой на реке Урал пристани-крепости, которая была построена весной-летом 1735 года.
Многие десятилетия и по настоящее время почти вся западная часть данной территории (Буренин сад) занята местными жителями под посадку картофеля. Поэтому есть возможность, даже не вскрывая рыхлые отложения, найти какие-либо следы (и даже артефакты), подтверждающие нахождение здесь первой пристани-крепости.
 
* * *

— С первого захода, — продолжает Юрин, — нами были обнаружены лишь фрагменты поливной и неполивной керамики, патинизированного стекла, куски шлака и отдельные фрагменты костей разных домашних животных конца XIX — первой половины XX веков. В это время и была обнаружена каменная ручка столового прибора — ножа, вилки или ложки явно не советского периода. Подобные вещи относятся к категории бытового мусора.
Геолог С.В. Колисниченко определил, что обнаруженный предмет изготовлен из местной каменной породы — липарита миндалекаменного (сферолоидного). Подобные породы встречаются на территории Верхне-уральского муниципального района и Магнитогорского городского округа. Явно видно, что предмет кустарной работы. Формообразование идеальное, а шлифование поверхности выполнено грубо, скорее всего, из-за отсутствия необходимых для этих целей абразивов. Следы несовершенной шлифовки видны, несмотря на проведенную мастером последующую полировку поверхности.
Предмет представляет собой стержень (ручку) длиной 7,5 сантиметра, в его сечении — уплощенный восьмигранник диаметром 1,8 сантиметра. На одном из концов стержня нанесена фаска в виде граней усеченной пирамиды. На всю длину стержня имеется круглое отверстие, просверленное методом свободного абразива. Отверстие имеет плавающий диаметр — 3,5 — 4 миллиметра. В отверстии ручки сохранились остатки железного черешка (стержня). Металл черешка почти полностью разрушился и превратился в полиминеральную смесь гидроокислов железа.
 
* * *

— Из описания данного предмета, — говорит исследователь, — следует, что он пролежал в земле с XVIII или начала XIX века, был изготовлен на данной территории или где-то поблизости из местного дешевого сырья. В ходе дальнейшего изучения данного предмета было установлено, что подобные изделия из твердой породы в то время можно было изготавливать только в камнерезных мастерских или на фабриках и что это было довольно дорогостоящее производство. Следовательно, где-то на данной территории была камнерезная мастерская. Не надо забывать, что подобные изделия XVIII века и их фрагменты (тем более из липарита) отсутствуют в музеях нашей области и Урала и подобных находок на территории нашей области ранее не было.
В дальнейшем, работая с источниками, удалось обнаружить небольшую информацию о планировании строительства, создании и даже существовании шлифовальной мельницы (Верхнеяицкой камнерезной мастерской).
В работе М.Б. Аринштейна сказано: «Но 14 июня 1747 года последовал указ самой императрицы, где повелевалось Жироховскому... по Яику и другим рекам набирать каменья: красной и яшмовой и протчие доброго виду крепкие и к полировке годные, какие сыскаться могут. И для разрезывания и полирования оных Оренбургской губернской канцелярии велено зделать на Яике-реке мельницу…»
В статьях С.В. Колисниченко отмечено:
«В 1746 году по поручению Кабинета в Оренбургскую губернию направляется прапорщик Александр Жираховский с повелением самой императрицы: «...по Яику и другим рекам набирать каменья: красной и яшмовой... и для разрезывания оных велено зделать на Яике-реке (камнерезную) мельницу». В 1749 году императрица Елизавета Петровна «изволила видеть сделанные... чаши, табакерки и прочие вещи из агатовых (в смысле — яшмовых) камней... взятых по реке Яику и, будучи довольна, указала делать из оных сервиз ко употреблению своему». На Урале первые эксперименты по обработке орской яшмы начались с постройки небольшой мастерской в Верхнеяицкой крепости. Какое-то время здесь учились выделывать из монолитных камней столовую утварь: глубокие посудины, тарелки, ручки для столовых приборов. Но просуществовала эта мастерская совсем недолго».
Также известно, что в середине XVIII века для обработки орских яшм в Верхнеяицкой крепости была открыта первая на Урале камнерезная фабрика (существовала короткое время), выпускавшая в основном столовую утварь: тарелки, ручки для ножей и вилок…

* * *

В одном из источников отмечено: «Перебои в доставке цветного камня с Урала в Петергоф и трудности в организации дела привели к переориентации мастерских: в 1745 году в столице начал работать завод по обработке мрамора, а в Екатеринбурге занялись только твердым камнем. С этой целью в 1746 году одна из мраморных фабрик была оснащена вододействующими машинами, в помощь ей в 1747-м в Верхнеяицкой крепости (ныне город Верхнеуральск), в непосредственной близости от месторождений яшмы, была устроена мастерская для черновой обработки камня».
В другом источнике отмечено, что «…в начале 1756 года с Верхнеяицкой камнерезной фабрики был отправлен обоз с посудой (кухонные принадлежности) из орской яшмы в Санкт-Петербург».
Больше упоминаний о существовании и работе Верхнеяицкой мастерской (фабрики) XVIII века пока не обнаружено.
О других камнерезных мастерских и фабриках в различных источниках достаточно много информации, так как их деятельность не прекращалась в дальнейшем, вплоть до наших дней. Это Петергофская гранильная фабрика (основана в 1725 году), Екатеринбургская гранильная фабрика (1751) и Колыванская шлифовальная фабрика (1802).
В коллекции Государственного Эрмитажа имеются столовые тарелки, изготовленные из орской яшмы. По всей видимости, эта посуда изготовлена на Урале, а точнее — в Верхнеяицкой камнерезной мастерской, потому что по другим мастерским России нет сведений о том, что на них обрабатывали орскую яшму.
Владимир Юрин делает вывод:
— Наша находка на окраине города Верхнеуральска является первым материальным подтверждением существования и работы камнерезной мастерской в Верхнеяицкой крепости в XVIII веке как первой на Урале (по обработке твердых пород) и одной из первых в Российской империи. Кроме того, на основании выявленных материалов из разных источников можно считать, что деятельность Верхне-яицкой камнерезной мастерской осуществлялась недолго, с 1747 по 1756 год.
Вернеяицкая камнерезная мастерская не просто существовала и производила заказную продукцию, а проводила даже эксперименты по выбору и обработке разных местных твердых пород поделочного камня с целью выявления лучшего сырья для изготовления столовой посуды и снабжала готовой продукцией столицу Российского государства.



Справочник «Семи чудес Урала»

Процесс резьбы по камню предусматривает распиловку, токарную обработку, сверление, шлифовку, полировку, операции доводки (травление, парафинирование) и гравировку, которая производится резцом или, в современных условиях, ультразвуком. Резьба по камню применялась на всех этапах истории материальной культуры стран и народов мира, особенно широко — в архитектуре, скульптуре, декоративном и ювелирном искусстве.

Первичные навыки обработки камня (скалывание) закладывались еще в палеолите и мезолите. В неолите осуществлялись распиловка камня простейшими каменными «пилами», сверление каменными «сверлами», шлифовка, использовались абразивные свойства материалов; в энеолите (III тысячелетие до н.э.) из твердого камня делались полые сосуды. Работа выполнялась специальным приспособлением, снабженным эксцентриковой ручкой и медным сегментовидным сверлом. Век бронзы дал начало искусству глиптики — миниатюрной резьбы на камне. Резные камни (геммы) служили печатями, амулетами, украшением; делались сначала вручную, а затем с помощью несложного станка с вращающимся резцом. Резьбы по камню античного времени (века железа) характеризуются повсеместным внедрением железного инструмента. Он применялся на ломке, при черновой обтеске, распиловке, сверлении, шлифовке, полировке. В качестве абразива при резьбе и гравировке использовался наждак. При изготовлении гемм широко применялись алмазные резцы.

В классическом Средневековье (X — XV век) наряду с прежними придворными мастерскими резьбы по камню возникают цехи, работающие по заказам родовой аристократии, состоятельных горожан, ремесленников, купцов. Ювелирно-поделочный камень выносится на стены зданий, становится украшением интерьера.

В эпоху Возрождения резьба по камню достигает совершенства. Камень становится составной частью дорогостоящих ансамблей и изделий, появляются богатые оправы. Резные чаши, вазы, кубки миланских, мадридских, пражских, флорентийских мастеров в оправе из драгоценных металлов декорировались эмалью и драгоценными камнями.

В начале XVII века возросло число мастерских, работавших над простейшими формами, без оправ, и адресовавших свой товар широкому непритязательному рынку. Резьба по камню приобрела характер мелкосерийного производства. В XVIII веке высокие традиции резьбы по камню сохранялись в мастерских, обслуживавших светский и церковный (папский) дворы. Им противостояла массовая культура камня, воздействие которой на вкусы стало особенно сильно после отмены запрета на использование в ювелирном деле неблагородных металлов, и рынок наводнили дешевые обрамленные латунью и медью поделки, пластинки-заготовки для шкатулок, табакерок и т. п. Возник спрос на миниатюрные коллекции цветных камней в виде обелисков, гротов, но чаще — табакерок, их, как правило, сопровождали краткими реестрами представленных камней.