Меню

Олег Козлов: «Будущее — за муниципальным транспортом»

24.10.2014 09:56 81 (11793)

Каковы перспективы пассажирских перевозок в Челябинске? Как увеличить число автобусов, трамваев, троллейбусов и повысить пропускную способность центральных магистралей? Как будет развиваться маршрутная сеть в новых районах мегаполиса? Об этом наш разговор с начальником управления транспорта города Челябинска Олегом Козловым.

Выбор пассажира
— Олег Викторович, сегодня частные перевозчики довольно агрессивно конкурируют с муниципальным общественным транспортом, пассажиры выбирают маршрутки, хотя они зачастую уступают в безопасности и комфорте. Почему так происходит? В этих условиях есть ли перспективы у муниципального транспорта?
— Люди старшего поколения помнят: в 60 — 80-е годы прошлого века у нас была идеально выстроенная транспортная модель, которая служила примером для других стран. С начала 90-х и на протяжении 20 лет общественный транспорт фактически перестал развиваться и оказался на грани гибели.
Сейчас власти начинают вкладывать средства в развитие муниципального транспорта, чтобы вернуть доверие к нему, восстановить престиж профессии. И жители Челябинска просят увеличить количество машин как минимум в два-три раза.
— Общественный транспорт повсеместно считается медленным средством передвижения. Что мешает увеличить скорость движения по городу?
— Одна из самых острых проблем — существующая дорожная сеть. Ее возможности ограничены еще советскими нормативами. Тогда пропускная способность определялась из расчета 60 — 80 автомобилей на тысячу жителей. Сейчас этот показатель превышен в 6 — 8 раз: на тысячу жителей у нас приходится порядка 450 машин. Увеличение транспортного потока снижает пропускную способность дорог, возникают заторы, особенно в утренние и вечерние часы пик.
— Разве расширение дорог не решает проблему? Где искать выход?
— На наш взгляд, пути решения этих вопросов не только в увеличении ширины проезжей части. Нужно строить транспортные развязки, эстакады.
Что касается заторов, то мы не решим проблему до тех пор, пока не устраним причину. А она — в неэффективной организации движения. Если мы не начнем заниматься этим вопросом уже сейчас, в ближайшие годы транспорт в городе будет стоять в мощной пробке. Чтобы этого не произошло, в городе должно быть организовано доступное парковочное пространство. Возможно, придется принимать меры по ограничению въезда личного автотранспорта в центр. Конечно, одними запретами проблему не решить. Надо создать условия, чтобы человек осознанно выбирал общественный транспорт.

Автобус едет в новостройки
— Что необходимо для увеличения количества муниципального транспорта на дорогах Челябинска?
— Как это ни банально звучит, нужны деньги, чтобы купить еще порядка 100 — 200 автобусов. Если говорить о трамваях, то у нас работает хорошая программа капитально-восстановительного ремонта. Модернизация одного вагона стоит 3,5 миллиона рублей. Сейчас на городских маршрутах работает 20 модернизированных трамваев.
Делать ставку на покупку новых мы не можем. Стоимость одного вагона — 15 — 17 миллионов рублей.
Но ремонт и покупка новых трамваев не панацея. Параллельно необходимо заниматься восстановлением и реконструкцией трамвайной инфраструктуры: подстанций, контактных сетей, рельсовых путей. Эта работа тоже требует больших финансовых затрат.
— Появятся ли в новостройках новые маршруты общественного транспорта?
— Мы открываем новые маршруты, соответствующие потребностям пассажиров. Только в этом году появилось шесть автобусных маршрутов. Например, в сентябре открылся маршрут № 19, который проходит в микрорайонах 47-м, 51-м, 55-м, Парковом и других. Чтобы соединить новые кварталы с центром города, продлены автобусные маршруты № 18 и 64, а в мае этого года в микрорайон Парковый начал ходить троллейбус по маршруту № 26а. Конечно, этого недостаточно. Но пока не во всех новостройках созданы условия для движения муниципального транспорта. Например, в районе Краснопольского проспекта остановки оборудованы только по одной стороне. На противоположной стороне их еще нет. Водитель рискует, если останавливает машину в неположенном месте, и для пассажиров это небезопасно.

Маршрутный бум
— Многие пассажиры по-прежнему недовольны качеством обслуживания в маршрутках. Какие меры принимаются, чтобы улучшить ситуацию?
— У муниципального и частного транспорта цель одна — перевозка пассажиров. А приоритеты разные. Для муниципалов — это соблюдение транспортного законодательства и безопасность движения. Для большинства частников во главе угла — получение прибыли. Ради этого они готовы пренебрегать правилами. Работу маршрутных предприятий контролирует управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области. Но лишить лицензии нарушителей или приостановить ее действие может только суд. А там, как правило, принимают решение в пользу перевозчика. Не принимая во внимание, что машины выезжают в рейс на полуспущенных колесах, с неисправным рулевым управлением, тормозной системой, им позволяют работать. Я считаю, это неправильно.
— Как навести порядок?
— Нужен диалог власти с перевозчиками. Думаю, и маршрутные предприятия должны договариваться о взаимодействии, возможном объединении. Сейчас у нас зарегистрировано 40 перевозчиков. В городе много дублирующих маршрутов, при этом есть направления, которые частники не хотят обслуживать. Мы занимаемся этой проблемой. Если перевозчик не соблюдает условия, прописанные в контракте, или маршрут не обслуживается, можем расторгнуть договор. Но сначала мы приглашаем частных перевозчиков, ведем переговоры. В одних случаях удается принять обоюдовыгодное решение, в других мы вынуждены уведомлять о закрытии маршрута.
Но, я надеюсь, постепенно бизнес станет цивилизованным. Надо отметить, в последнее время частные перевозчики больше внимания стали уделять вопросам безопасности, обновлению автопарка. На смену изношенным «Газелям» приходят микроавтобусы «Пежо», «Рено», «Мерседес». Я считаю, это промежуточный вариант. Оптимальная модель и для частного, и для муниципального транспорта — автобус средней вместимости с 30 посадочными местами, который способен перевозить до 70 пассажиров. На мой взгляд, за этим транспортом будущее.

Время возрождения
— Как обеспечить безопасность движения в условиях мегаполиса?
— Важно научить человека не только правилам вождения, но и культуре общения с пассажирами, с коллегами на маршрутах. Для этого в наших муниципальных предприятиях, в частности в автобусном парке, работает отдел безопасности движения, кадровая служба.
Недавно Общественная палата России предложила тестировать всех водителей городского транспорта на психо-эмоциональное состояние. Устойчивость к стрессам — один из критериев безопасности движения.
— Олег Викторович, вы пользуетесь общественным транспортом?
— Практически каждый день. Я живу недалеко от места работы, поэтому люблю ходить пешком. Но нередко, особенно в непогоду, еду в трамвае или автобусе. Во время поездок обращаю внимание на работу кондуктора. И надо сказать, наши сотрудники уходят от сложившегося в народе стереотипа: мол, кондуктор — грубая женщина которую раздражают пассажиры. Сейчас я с этим не могу согласиться. За смену кондуктор встречает разных пассажиров, каждый — со своим настроением, эмоциями. Не исключены конфликтные ситуации. Но кондукторы умеют вовремя погасить назревающий конфликт, создать миролюбивую атмосферу в салоне. Думаю, это результат работы с нашими сотрудниками в коллективе.
А для повышения престижа профессии на предприятии планируется проводить конкурсы профмастерства не только среди водителей, но и кондукторов, кассиров, диспетчеров.
— Каким вы видите будущее челябинского общественного транспорта?
— Очень надеюсь, что общественный транспорт будет совершенствоваться и укреплять свои позиции в городе. Это требование времени.


 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»