Меню

Ворота Южного Урала

22.10.2014 18:20 80 (11792)

Челябинская область — туристический центр России?
Хотите верьте, хотите нет, но это может стать реальностью

Подружиться с ЮНЕСКО
Начать стоит как раз с того, что Всемирная организация клубов ЮНЕСКО собирается проложить туристический маршрут по Южному Уралу. Протянуть по своей территории тропу готовы Свердловская и Тюменская области, Башкортостан, Пермский край. Не собирается отставать и Челябинск. Уже сформировано семь кластеров — городов, которые станут точками маршрута (по принципу «остановиться здесь и осмотреться кругом»). Конечно, в первую очередь в сферу обзора попадают такие общеизвестные места, как Таганай, Аркаим и сам Челябинск, которому уготована роль туристических ворот Южного Урала.
Проект запустили еще весной. По инициативе Уральской торгово-промышленной палаты состоялся первый круглый стол, на котором идею поддержал постоянный представитель России в ЮНЕСКО Юрий Сергеевич Борисихин. Решение организационных вопросов было доверено разработчикам — творческому коллективу литературно-аналитической группы «Раритет». Сейчас организаторы передали проект на рассмотрение в совет муниципальных образований.

Выбираем точки
Чего мы хотим, когда присматриваем место для отдыха? Конечно, никто не поедет туда, где нет ничего интересного. Но как раз интересными местами Челябинская область богата! Половина населенных пунктов может похвастаться своей историей, легендами. И, наверное, каждый — потрясающими видами, от которых даже у местного жителя дух захватывает. Но нельзя же везти гостей в каждое село области?
Поэтому большую роль сыграет еще одна часть плана — инфраструктурная. В месте отдыха нужно где-то остановиться, поесть, развлечься — например, покататься на лыжах. Так, чтобы два-три дня, которые там пройдут, были наполнены событиями и прошли достаточно комфортно. Согласно этому из всех пунктов отбирались те, которые могут предоставить туристам достойные условия. Именно так и сформировались основные кластеры маршрута ЮНЕСКО по Челябинской области.

Издать в глянце
Второй стороной работы стало участие в проекте «Национальное достояние России». Это серия полноцветных книг большого формата в твердой обложке — очень красивое, яркое, убедительное издание. В нем помещаются фотографии, репродукции картин, а также профессиональные, красочные авторские очерки на двух языках (с переводом на английский). Серия выпускается под эгидой ЮНЕСКО, и можно ожидать, что к ней проявят интерес за рубежом.
В Свердловской области вышло уже 15 таких книг. Для нашей области, правда, издание пока является проектом: идет набор текстов, иллюстраций, поиск инвесторов. Конечно, многие вещи упираются в финансы, многое нужно организовывать. Но дело не стоит на месте. Находятся компании, которые готовы инвестировать проект — причем не просто книгу о своем предприятии, а альбом, посвященный местности. Нет недостатка в фотографах, художниках, авторах. Все они — южноуральцы. И это справедливо: кто лучше расскажет о своем крае, чем его житель?
Уже удалось издать книжку о Карагайском боре — правда, в журнальном варианте, уменьшенном формате и мягкой обложке.

Таковы общие сведения о проекте. Подробности мы решили узнать у члена группы «Раритет» писателя Вячеслава Викторовича ЛЮТОВА.
 
— Вячеслав Викторович, а как вообще возникла у вас идея создать подобную серию?
— Идея на самом деле возникла достаточно просто. Подтолкнули поездки по разным территориям. Приезжаешь, к примеру, в Кыштым. Там показывают усадьбу Демидовых. Все это здорово, очень интересно. Естественно, хочется что-то взять на память об этом месте, об экскурсии — а нет ничего! Брать небольшие сувенирчики — это просто несерьезно! Нет чего-то такого, что помогло бы увезти с собой воспоминания, ощущение этого места, его историю. Но и энциклопедии не годятся: ведь нам, приезжим, совсем не нужно знать всю историю города! Хочется именно чего-то живого, атмосферного.

— Книги на память — это хорошо, но как они помогут развитию туризма?
— Для развития туризма необходим некоторый информационный и символический слой. Посмотрите, как агрессивно ведет себя в пропаганде Алтайский край! Взять хотя бы историю с найденной мумией, принцессой Укока. Вокруг нее поднялся такой шум, в том числе на телевидении. Ведь это создается очередная легенда, которая способна пора-зить людей, завладеть ими, заставить их поехать в Алтайский край. А в Челябинской области легенд не меньше, только о них мало кто знает.
Опять же, в Стратегии-2020 есть пункт о развитии туризма. Во многих подобных стратегиях он стоит. А дело как раз в том, что стоять он не должен! Дело нужно сдвигать с точки, предпринимать какие-то шаги. Ведь если сто раз повторить «мед-мед-мед», во рту сладко не станет!
Именно в этом и способна нам помочь серия книг в рамках «Национального достояния России».
— Значит, серия альбомов — это выход?
— В случае с серией нам есть на что опереться: ведь она начала выпускаться в Свердловской области еще несколько лет назад. Конечно, первое время дела шли неуверенно: не так просто решиться на дорогостоящее издание. Однако опыт Ирбита показал, насколько оно полезно. Они за три года выпустили три альбома. И количество людей, приезжающих в город, увеличилось чуть ли не в четыре раза! В Екатеринбурге стало модно посещать по выходным ирбитский театр. А это значит — приехать, сходить на экскурсию по городу, заглянуть в краеведческий музей, покататься на мотоциклах «Урал», которые производит ирбитский завод, вечером посмотреть спектакль и только потом возвращаться домой. Вот так и обнаружилось, что в Ирбите много интересного!
Разумеется, нельзя ждать мгновенного результата: как будто достаточно сделать одну книжку, один фильм — и к нам повалят толпы туристов! Такого, конечно, не бывает. Но даже если приедет на десять человек больше, на сто — шаг за шагом начнет формироваться информационное пространство вокруг области.
— И все-таки насколько это действенно? В чем плюсы такого вида «рекламы»?
— Серия хороша тем, что способна фактически создать библиотеку. И если выставить подобное богатство на всеобщее обозрение, то эффект будет просто потрясающий. Тем более что во всем мире книги считаются довольно дорогостоящим удовольствием и по ним судят о благосостоянии региона. К тому же любая из этих книг всегда может быть выложена в Интернет в виде текстов и фотографий. И еще они переведены на английский язык — сразу можно создавать англоязычную версию сайта.
Информацию легко можно трансформировать в сценарий документального фильма. Скажем, журнал по Карагайскому бору. В его создании участвовал местный житель. Он сын лесника, знает лес от и до. Сам собирал все его легенды. И все это рассказывается — показывается — в журнале. Можно просто взять его и ехать снимать материал!
Опять же, без подобной серии затруднится и работа по линии маршрута ЮНЕСКО. Вот представьте: вы возглавляете пермский туристический клуб. Как вы будете предлагать? «Давайте поедем в Челябинскую область, посмотрим…» — а что мы там посмотрим? Для этого нужно иметь какую-то программу. Причем не просто путеводитель. В путеводителе написано: «Карагайский бор». И что? Из альбома можно узнать, что в этом бору есть легендарные камни, есть древняя обсерватория, даже более точная, чем Стоунхендж. А это уже меняет ход дела!
— Но не окажется ли, что через год-другой вся эта роскошная библиотека канет в лету?
— На этот счет тоже имеется положительный опыт. На самом-то деле никакого велосипеда мы не изобретали. В основу был положен проект Ленинграда. Они создали набор альбомов по пригородам — от Выборга до Гатчины, Луги... Альбомы были такие же: полноцветные, с отличными фотографиями, с текстом на двух языках. И этими альбомами без затруднений пользуются уже более 50 лет! Где-то меняют фотографии, формат, полиграфию, но все же однажды сделанной работой можно пользоваться полвека. Или взять этот альбом по Карагайскому бору. Думаю, еще лет пятьдесят к нему никто ничего добавить не сможет. Можно, конечно, обследовать детали, листочки-грибочки, но легенды, история, известные места не изменятся, а людям интересно именно это.
— А что привлекло вас в этой серии?
— Для меня оказалось очень важным то, что у этого издания как бы две стороны. Во-первых, это писательская работа. Появляется возможность сделать красивый авторский очерк. Не научную книгу, не энциклопедическую статью — их достаточно. А именно добротный рассказ. Только представьте себе книгу по Порогам! Ведь их хочется облазить сверху донизу! Каждый узел на той станции имеет свою легенду! И можно об этом рассказать подробно, красочно, сочно. Это будет невероятно интересно! А во-вторых — это, конечно, возможность работу проиллюстрировать. В таких книгах можно напечатать роскошные фотографии. В них шикарно смотрится живопись. Вот это действительно привлекает — возможность и рассказать, и показать.
— Но есть ли у нас материал для подобных изданий?
— У нас благодаря стараниям ученых, краеведов, даже детворы, которая для школы записывает легенды села, улицы, накопилась богатейшая краеведческая база. В каждом районе есть свои книги, свои энциклопедии: Злато-устовская, Снежинская. Издаются масштабные книги о предприятиях.
Материал есть, но он направлен «вовнутрь», как иероглиф: мы о нем знаем, а больше — никто. И теперь настал момент этот материал словно наизнанку вывернуть, за пределы области. Рассказать так, чтобы человек, которому Южный Урал, в общем-то, безразличен, оказался вдруг заинтересован. Это и есть задача всего проекта.
— Вопрос, наверное, смешон — но что именно нам даст взаимодействие с ЮНЕСКО?
— Прежде всего, ЮНЕСКО — мировой бренд. Взаимодействие с этой организацией дает в первую очередь статусный символический капитал, капитал известности. Если нет такой платформы, то нет славы, нет интереса в массах. Пока из всей области таким капиталом обладает только Аркаим.
Мы рассчитываем на сотрудничество по линии Всемирной ассоциации клубов
ЮНЕСКО. Не стоит надеяться войти в их всемирный список. Это очень сложно, буквально невозможно. Но ЮНЕСКО — это не только защита памятников. Это мощный механизм для организации туристических маршрутов. Сильнейший пропагандистский потенциал. Недавно мы смотрели итальянский туристический сайт — и на нем список предложений оказался основан на информации ЮНЕСКО. Считается, что объект «под эгидой ЮНЕСКО» нужно посмотреть в первую очередь. В этом смысле нам есть что предложить. Недостает только механизмов для продвижения области, общего фона.
— Челябинск тоже должен стать пунктом маршрута? Не будет ли он смотреться бедно рядом с другими точками?
— Челябинск тоже интересный город. Да, туристам принято показывать что-то историческое. С этой точки зрения, увы, у нас похвастаться почти нечем… Но в то же время Челябинск — город особенный, в нем переплелось очень много времен. Вот, скажем, дом купца Холодова, над которым возвышается Челябинск-Сити.
Видно, что Челябинск — деловой, гостевой город. И в этом маршруте ему отводят роль ворот Южного Урала. Чтобы у приехавших сюда первое впечатление было ярким, сочным, положительным. Ведь в нем сейчас есть и где разместиться, и что посмотреть. Именно так должен позиционировать себя Челябинск: не как город заводов, а как гостеприимный деловой центр. Мы готовы в таком продвижении содействовать.
* * *

Ну и от имени читателей «Вечернего Челябинска» мы хотим пожелать успехов группе «Раритет» в осуществлении их проекта. Челябинск уже успел показать себя как спортивная столица. Почему бы ему не стать еще и выдающимся туристическим центром? У нас хватит красот и легенд, чтобы удивить и очаровать весь мир!
 
 
Фото Наиля ФАТТАХОВА

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»