Меню

Немцы взялись за разрушение стереотипов

22.10.2014 17:25 80 (11792)

Да здравствует концептуализация

Фестиваль современного искусства — для нашей провинции явление достаточно редкое. Пять лет назад немецкий фонд имени Роберта Боша задался целью знакомить челябинцев с современным искусством Германии, что и делает который раз с немецким педантизмом.

Русская художница из Ольденбурга
Программа нынешних Дней Германии в Челябинске включает выставки, концерты, дискуссии, театральные постановки, кинопросмотры, которые продлятся до 6 ноября. Старт и общий фон нынешнему форуму задала выс-тавка немецкого художника с русской фамилией. Порядка 40 работ Евгении Горчаковой расположились в выставочном зале Союза художников. Евгения родилась в Кирове, окончила филологический и исторический (история искусства) факультеты МГУ. Поскольку в России не было галерей современного искусства, где бы она могла выставлять свои работы, уехала в Германию, с 1992 года живет в Ольденбурге.
— Почему именно русская художница представляет нам немецкое искусство? — пытаю искусствоведа, куратора выставки Елену Шипицыну.
— Самый веский аргумент, который я обычно привожу, — что весной в Питере проходил фестиваль Германии, и именно Евгения Горчакова представляла на нем искусство земли Бремен, как наиболее яркий представитель современного немецкого искусства, — поясняет Елена Акрамовна. — Во-первых, она очень выразительна как концептуальный художник, а это направление в Германии доминирует. Во-вторых, Горчакова владеет всем арсеналом технологий, синтезируя фото, видео, рисунок. Это типично немецкий тренд, в котором нет разделения между визуальными искусствами, наоборот, виды искусства объединяются, переплетаются. Ну и особенно не по-русски то, как она играет, интригует зрителей технологиями, — собеседница подходит к портретной галерее и указывает на работы: — Многие думают, что это печатная графика.
 
Евгения Горчакова родилась в России, в городе Кирове, окончила филологический и исторический (история искусства) факультеты МГУ, с 1992 года живет в Ольденбурге (Германия). Работает в жанре видео, инсталляции, фотографии, живописи. Участница ведущих международных биеннале и фестивалей современного искусства, неоднократно представляла современное искусство Германии в Венеции, Кракове, Вене, Хайфе, Сараево, Санкт-Петербурге, Москве. В Челябинске художница представил выставку «Я — другой. Операция «Признание».
Оживить технологию
Признаться, с первого взгляда и пристрастный зритель попался на эту удочку: впечатление, что постеры отпечатаны на не очень качественном принтере (блеклые цвета, одинаковость композиции).
— На самом деле это рукотворные работы, — Елена Шипицына довольна произведенным эффектом. — Это педантичное нанесение цветного штриха по своему методу и принципу.
Да, действительно, приглядевшись, замечаешь некую неровность и неодинаковость штрихов. Однако издалека — полное впечатление, что поработала машина. Вспомнился фильм о том, как на заре компьютерной эпохи огромная ЭВМ просчитала и выдала портрет Джоконды и как школьники удивлялись, что машина может копировать произведение искусства. А теперь вот настала очередь художников подражать машинному почерку. Впрочем, если уж человечество сделало ставку на технократию, а не развитие природного потенциала, это как раз самый логичный и оптимальный путь.
— Соединение двух языков, технократического и эмоционального, — это очень интересно. Для Евгении важно доказать, что технология, попадая в руки художника, оживляется, — комментирует искусствовед.

Побыть толерантными
Центр экспозиции — видеоинсталляция «Дело в шляпе». Трудно описать словами, что она представляет: на экране возникают разные люди, которые примеряют разные головные уборы, потом что-то говорят по этому поводу, а на стенде картинки с этими же персонажами и их текстовками.
— Инсталляция — это окно в мир эксперимента, он проделан во всем мире, а начался в Челябинске, и я рада, что смогла показать его здесь, — Евгения прекрасно говорит по-русски, но уже с акцентом. — Эксперимент такой: человек закрывает глаза, на него надевают какую-то странную шляпу, кепку, и мы видим, как человек удивляется, его реакцию. Это такой своеобразный способ на мгновение стать другим. В искусстве «я» — один, единственный, но «я» — это только половина. Чтобы стать личностью, нужен другой, иначе «я» погибнет. Для того чтобы другой стал частью вас, его нужно признать, но не как чужака — как равного.
— В общем-то, все это совсем не ново, еще в Библии написано: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Как это сделать — дело каждого, и если примерка шляпки перед камерой этому поможет — почему бы и нет? А вот насколько это можно назвать искусством в том, привычном для нас смысле?
— Стереотипы мешают в общении. Проблема для Челябинска актуальная, потому что современный язык с трудом пробивает себе дорогу, — считает Елена Шипицына. — В России, к сожалению, еще присутствует этот момент, что концептуальное искусство больше эпатирует. Вот мы и проверим, насколько челябинский зритель готов думать, размышлять. Литературы в основе нет, художница не дает однозначного названия своим произведениям, остается надеяться на ассоциации. Это раскрывает творческий подход к созерцанию. Это искусство представляет Германию как толерантную страну по отношению к разным формам искусства. Кстати, побыть толерантными посетители выставки смогут до 9 ноября. И даже потом желающие смогут познакомиться с творчеством концептуальной художницы с русским именем из Германии в залах музея искусств: Евгения Горчакова передала в дар нашему городу 16 фотопроекций и шесть холстов.

Совместный проект музея изобразительных искусств, фонда  им. Роберта Боша (Германия), Гете-института и выставочного зала Союза художников России открыл фестивальную программу Дней Германии в Челябинске «Диалоги в искусстве».

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»