Меню

Особенности русского экстрима

13.02.2007 00:00 26 (10661)
...Цель этого зимнего мероприятия была заявлена так: здоровый образ жизни и содружество трех областей...
Особенности русского экстрима


Вчера в Тюменской области закончился одиннадцатый четырехдневный международный снегоходный пробег «Сибирский экстрим-2007». Журналисты «Вечерки» побывали на месте старта в Челябинской области и узнали, какие машины предпочитают участники пробега, что за трудности подстерегают их в пути и как полсотни ревущих снегоходов воспринимают деревенские жители.

Долгожданный старт на льду озера Увильды. Ветреное солнечное утро 9 февраля. Казалось, что полусотне машин не терпится сорваться с мест. Красную ленточку решено было не разрезать, а порвать проезжающими под аркой снегоходами. Прозвучал утвержденный гимн пробега, снегоходы сделали почетный круг и в сопровождении фейерверков рванули, поднимая снежную пыль. И им вслед весьма символично грянул марш «Прощание славянки».
Впервые за историю снегоходного пробега в заезде этого года приняли участие три субъекта РФ — Челябинская, Курганская и Тюменская области. Цель этого зимнего мероприятия была заявлена так: здоровый образ жизни и содружество трех областей. Челябинскую область в этом году представили семь человек: бизнесмены, политики, руководители крупных предприятий.
Перед стартом на пресс-конференции участники пробега делились воспоминаниями, надеждами и перспективами зимнего мероприятия. Любопытным оказалась байка про немца-бизнесмена Питера Циммерманна, который, когда едет, всегда пыхтит сигарой. Тот, кто следует за ним, постоянно следит, есть ли дым: ведь бывало, что немец засыпал за рулем своего снегохода. По словам участников заезда, стоило поравняться с ним и толкнуть в бок — он сразу просыпался и снова начинал дымить. В прошлогодние сорокаградусные морозы все боялись, что немец замерзнет и больше к нам не приедет. Но не тут-то было. В этом году он пригласил на уральскую землю еще и своего друга.
— Это опасная забава, но мы получаем возможность видеть вашу страну такой, какая она есть, — сказал иностранец.
Организаторы говорят, что для участия нужны машины без наворотов. Русский снегоход «Буран» хорош тем, что при поломке его можно разобрать и собрать прямо в поле. Но все же экстремалы предпочитают импортные серийные снегоходы. Стоимость такого «зверя» около 500 тысяч рублей, но в нем есть все необходимое — подогрев сиденья, ног, ручек газа и тормоза, ветрозащитное стекло, амортизаторы подвески. И больше нет никаких средств безопасности. У всех участников пробега одинаковые костюмы экипировки, многие едут в шлеме с подогревом, чтобы не запотевало стекло. Заблудиться им не даст рация и система GPS-навигации. Главное, чтобы машины были надежны и не ломались в пути.
Накануне старта для пробега было заявлено около 40 человек, но в час икс покорять снежную стихию отправились 48 машин. А просто желающие (без опыта или хорошей техники) автоматически получают отказ. Это связано с тем, что минимальное расстояние между машинами равно ста метрам и колонна из 40 снегоходов может растянуться на пять-шесть километров. И даже учитывая то, что первыми и последними в веренице снегоходов идут самые сильные и опытные люди, быстро передвигаться не получится.
— Под обычным снежным холмиком может оказаться камень или куст, — рассказывает Вадим Варнаков, президент ООО «Южная Тюменская нефтяная компания». — Снегоход вязнет и переворачивается: машина в одну сторону, водитель в другую. Подъезжаешь, помогаешь перевернуть снегоход, а сам в снегу по пояс. Конечно, царапины и ушибы — обычное для такого мероприятия дело.
По словам Владимира Никифорова, организатора и участника пробега, некоторые могут присоединиться по ходу движения колонны, но это не приветствуется. Лучше начинать с самого начала. И лично он собирается похудеть в течение пробега на десяток килограммов.
Три области, четыре дня, 600 километров пути. Но снегоходы шли, пока было светло. Если не укладывались в график — срезали. Ночью ехать сложно, а по Уральским горам и вовсе невозможно. Представители каждой области отвечают за еду, баню и ночлег для каждого участника пробега. Ветер, снег, дикая скорость. Но главное — не прийти первым, не посоревноваться друг с другом, а проверить, сможешь ли без поломок пройти всю трассу и помочь в беде товарищу. Замечу, что все водители — мужчины. В прошлом году на участие в пробеге заявлялась женщина из Омска, но так и не приехала. На следующий год собирается покорить заснеженный Урал дама из Тюмени.
За день пути организм замерзает, поэтому каждый вечер все участники проходят 40-минутный прогрев в бане. Постоянные участники поделились с нами, что новички в первый вечер после бани водку пьют, песни поют — радуются, не спят. В остальные дни они уже не поют, а падают с ног от усталости.
По пути колонна снегоходов проезжает деревни. Многие сельчане ни разу не видели, а тем более не катались на ревущей машине.
— Мы хватаем старушек, детей и катаем их, — улыбается Александр Мицуков, генеральный директор ОАО МОЦ «Курорт Увильды». — После этого две недели куры не несутся, а разговоров хватает на год. Это же такое событие для людей!
Кстати, прошлой зимой состоялся первый детский заезд на 40 километров. И в этом году подобная практика будет продолжена. В следующем году ревущая колонна пронесется по пути Тюмень — Тобольск — Сургут, а через год участники готовятся покорить линию полярного круга Новый Уренгой — Надым — Салехард. Вот там и будет ядреный морозец — участники потирают в предвкушении руки. На вопрос о стоимости зимнего заезда никто однозначно не ответил. Например, в прошлом году в пути «хлопнули» два снегохода. Для этих несчастных заезд стоил полмиллиона.
Особые воспоминания у участников пробега связаны с финишем. В прошлом году на финише один из вип-персон снес оператора с камерой. Особо никто не пострадал, но представители СМИ намотали себе на ус.

Людмила АРХИПОВА.
Фото Олега КАРГАПОЛОВА.