Меню

КОГДА БЕЛЕЮТ ПАРУСА…

01.08.2006 00:00 140 (10528)
Озеро Тургояк не только самое красивое на Южном Урале. Оно еще и самое подходящее для занятий парусным спортом...
КОГДА БЕЛЕЮТ ПАРУСА…


Озеро Тургояк не только самое красивое на Южном Урале. Оно еще и самое подходящее для занятий парусным спортом.

Да-да! Не на море-океане, а у нас на Урале разворачиваются паруса. На минувшей неделе на Тургояке прошли международные соревнования по парусному спорту — матч-рейс третьей категории, Кубок Игоря Короткевича.

Почему именно Тургояк? Озеро достаточно крупное, расположенное между Уральским и Заозерным хребтами, со всех сторон обдуваемое ветрами. Непредсказуемость ветров делает его привлекательным для многочисленных поклонников яхтинга.

Вообще-то сейчас в России только несколько высокопрофессиональных баз для занятий парусным спортом. В Санкт-Петербурге, в Анапе, на Волге, под Екатеринбургом и под Миассом, на озере Тургояк.

Возможно, что в скором времени откроется еще одна база и тоже в Челябинской области — под Снежинском, на одном из озер. И если сейчас Урал занимает лишь второе место по развитию парусного спорта, уступая центральной части России, то в скором времени мы можем оказаться в лидерах. Но сначала немного о человеке, в честь которого проводятся соревнования.

ОТ «ЗАРИ» К «ЧАЙКЕ»

— Какой человек был! — до сих пор вздыхают в яхт-клубе «Чайка», основанном именно Игорем Короткевичем, мальчишкой из Миасса, влюбленным в паруса подобно героям книг Владислава Крапивина. Он часами мог чинить старые лодки — все ради того, чтобы выйти в море.

У яхтсменов так принято — называть морем даже материковое озеро. В детстве Игорь занимался в парусном клубе «Заря». А после армии вернулся к парусам и практически с нуля создал свой яхт-клуб международного уровня. Вкладывал собственные деньги, собирал вокруг себя единомышленников — таких же энтузиастов, по хорошему «сдвинутых» на парусах.

У него был собственный бизнес, не имеющий никакого отношения к спорту. И почти вся прибыль тратилась на «Чайку». Первые шесть «Лучей» и пять парусных лодок были куплены тогда еще в Таллинне. На календаре в тот день была дата — 18 августа 1991 года. А назавтра грянул путч.

Военный «Урал», груженный парусами, ехал через растревоженную страну, пробирался по улицам Москвы, а по соседним проспектам грохотали танки. И если для нас эти дни стали памятной меткой перед развалом Советского Союза, то для яхтсменов «Чайки» 18 августа — день рождения клуба.

Кстати, в тот год в стране заново возродилась Всероссийская федерация парусного спорта. И «Чайка», по сути, — ровесник федерации. С самого дня основания клуба пять-шесть раз в год проводили соревнования, приглашали спортсменов, учились организации.

— Он говорил, что человек на восемьдесят процентов состоит из воды, поэтому его вода так и притягивает, — рассказывает мама Игоря Короткевича. А потом, вздохнув, добавляет: — Вода его и забрала.

25 февраля 2003 года Игорь Короткевич трагически погиб в Красном море, во время экспедиции по поиску неизвестного затонувшего корабля. Как рассказывают свидетели, он пытался спасти напарника-москвича.

Но погиб сам. Его друг детства Андрей Падучин продолжил начатое Игорем дело. Именно Падучин в 2004 году и основал соревнования памяти Короткевича. Эти соревнования были оценены настолько высоко, что уже на следующий год им присвоили международный статус.

Попасть на Кубок Короткевича считается престижным для зарубежных спортсменов, а для российских —тем более. Но, видимо, какой-то злой рок навис над друзьями. Андрей Падучин осенью 2005 года был застрелен в своем кабинете неизвестным убийцей. Преступника ищут до сих пор.

С ПЛАЧЕМ ДО ФИНИША

Сегодня «Чайка» — это частный яхт-клуб со своим уставом и правилами внутреннего распорядка. Четырнадцать новых крейсерских яхт, десяток спортивных шверботов, оборудованная береговая база, ангар и причал, база для летней стоянки.

Здесь есть условия для занятий серфингом и дайвингом. Последнее особенно важно. Озеро Тургояк — глубоководный водоем с чистейшей, морской прозрачности водой и уникальным рельефом. Члены клуба в число своих обязанностей включили и активную помощь рыбной охране, ГИМСу. Все они принимают участие в очистке берегов озера от мусора.
Помимо Кубка Короткевича здесь проводятся и соревнования памяти Андрея Падучина, Кубок Тургояка, детские состязания.

В целом же за минувшие четыре года здесь проведено пять общероссийских регат, две международные (нынешняя — третья), два чемпионата России. Каждое лето на Тургояке проводится первенство области среди детей и юношей. Пожалуй, это самое замечательное в клубе — детская парусная школа.

Ее воспитанники регулярно участвуют в российских и региональных соревнованиях. Семеро из них включены в состав сборной команды области.
Школу открыли еще в 1995 году. Но потом возникли экономические проблемы, секцию закрыли.

Вновь возродили, как только появилась возможность, в 2002 году, в основном благодаря партнеру клуба — производственному объединению «Трек». Сегодня здесь занимаются более сорока мальчишек и девчонок. Но стоит заметить: далеко не все ребята выдерживают тренировочный ритм. Многие уходят, не прозанимавшись и месяца.

— Это самый экстремальный детский спорт, — рассказывает нам тренер Денис ДАВЫДОВ.

— Так детей и должен привлекать экстрим! Почему же не все выдерживают?

— Я родителей сразу предупреждаю: «Парусный спорт — это как быстрая езда на автомобиле на городских улицах в гололед». А современные дети, как правило, изнеженные, привыкли целыми днями за компьютером сидеть, им хватает виртуального экстрима, — улыбается Денис. — У нас соревнования проводятся на открытой воде, при жестких погодных условиях. Мы зимой в Анапу ездим. Там температура воды всего плюс десять.

Вот выйдет иной пацаненок в море, «плюнет» ему в лицо холодная вода, он заревет и больше под парус ни ногой. У меня есть девочка, побеждает почти на всех соревнованиях, так она начинает рыдать сразу же, как от берега отчалит, и так со слезами доходит до самого финиша.

— Зачем же тогда этим занимается?

— Нравится. «Попала под парус», теперь оттуда не скоро выберется.

ДО ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ

Между прочим, обучение одного ребенка обходится клубу в сто долларов ежемесячно. При этом с родителей не берут ни копейки. Парусный спорт закаляет детский характер. Так, как у героев книги Владислава Крапивина «Трое с площади Карронад», замечательных мальчишек, влюбившихся в парусный спорт. Условия таковы, что во время регаты невозможно сойти с дистанции, все происходит на открытой воде.

Это приучает ребятишек к необычайной ответственности. Ребята сами чинят снасти, яхты, что тоже совсем непросто. Кроме того, мальчики и девочки наравне со взрослыми участвуют в разборе протестов. Можно сказать, постигают азы юридической практики — судейство в парусном спорте одно из самых сложных в спортивном мире.

Поначалу ребят несколько утомляют теоретические занятия. Но желание получить заветное удостоверение, дающее право на управление яхтой, все же оказывается сильнее лени. А вообще парусный спорт на редкость демократичен. Здесь можно стать победителем в самом почтенном возрасте. Так в свое время чемпионом Советского Союза по парусному спорту в одном из классов крейсерских яхт стал семидесятилетний Леонид Самойлов, возглавлявший экипаж из пяти человек.

В крейсерских видах, так же, как и в одиночных кругосветных гонках, женщины выступают наравне с мужчинами.
В последние годы увлечение яхтами в России считается уделом людей с солидными финансовыми возможностями. Но это не имеет ничего общего с парусным спортом.

Яхта для богатого бизнесмена — чаще всего просто развлечение, возможность покатать друзей. Многие обладатели белоснежных яхт даже не умеют управлять парусом, предпочитая нанимать профессионалов. А для истинного яхтсмена парус — это своеобразный драйв, борьба со стихией, стремление подчинить непокорный ветер.

За рубежом спонсоры уже давно оценили рекламные возможности регат. Международные парусные соревнования стали высокобюджетными коммерческими проектами.

У нас интерес к парусам еще только начинает появляться. Пока на особую поддержку со стороны государства рассчитывать не приходится. Все, что связано с профессиональным спортом, большей частью развивается силами энтузиастов. Таких, какими были Игорь Короткевич и Андрей Падучин. Впрочем, в Челябинской области дело обстоит чуть по-другому.

Облспорткомитет уделяет пристальное внимание парусному спорту. Тому доказательство — ежегодная крейсерская гонка, Кубок мэров городов Челябинской области, в которой принимают участие самые именитые спортсмены. Но, конечно же, без участия спонсоров не обойтись.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Принято считать, что парусный спорт дорогой. Он действительно не из дешевых. Но не только потому, что одна яхта стоит от полумиллиона до двух миллионов долларов. Большая часть средств тратится на ее содержание — модернизацию и перевозку. Развитие технологий вносит свой вклад и в развитие парусного спорта.

Когда-то Колумб открыл Америку на тяжелых джинсовых парусах, ныне ткань становится все совершеннее. Меняются и корпусные материалы. Еще десять лет назад многие яхтсмены с презрением относились к пластиковым яхтам, называя их «мыльницами».

А сегодня все признали достоинства «мыльниц». Что же касается транспортировки, то матч-рейс третьей категории статуса Кубка Игоря Короткевича проводится на яхтах хозяев. То есть свои сплавсредства везти не надо, что делает соревнования еще более популярными.

На этот раз на берег озера Тургояк приехали яхтсмены из Индии и Великобритании. Дивная уральская природа привела их в полный восторг. «Если бы у нас было такое озеро, — говорят англичане, — мы бы немедленно придали ему статус общенационального парка и запретили продавать там землю».

Парусный спорт в современной России пока еще не столь популярен, как, к примеру, футбол и другие игровые виды спорта. Во многом это связано с телепоказом.

Не так часто мы можем видеть на экранах репортажи с парусных регат. Правда, как нас уверяли многие участники соревнования, при грамотной организации зрелище может быть потрясающе интересным. Но такие мероприятия весьма затратны.

В США, к примеру, для телепоказа используются камеры, установленные на вертолетах, кружащих над водой. Плюс компьютерная анимация — схематическая демонстрация хода соревнований. Все это делает телепоказ по-настоящему интересным.

Кроме того, помимо регат этот спорт включает и другие весьма зрелищные виды. Кстати, год назад ходили разговоры о том, что в России запустят специальный спутниковый телеканал «Парусный спорт». Возможно, что скоро так и произойдет. И парусный спорт на поверку окажется ничуть не менее зрелищным, чем самые престижные автогонки.

Дина ИЛЬИНА.
Фото Вадима АХМЕТОВА.