Меню

Южноуральские гроссмейстеры вернулись с чемпионата мира в Берлине

28.10.2015 16:25 - автор Лев Коган
То, о чем сейчас пойдет разговор, есть не что иное, как убедительное доказательство того, что шахматная горячка на нашей планете по-прежнему не прекращается. Причем даже в тот момент, когда в мире беспокойно. И вообще, вроде бы есть занятия важнее шахмат. Но эта древняя игра все равно берет свое. Как предмет и средство особой ценности. Так что сражайся, человечество, но не на полях кровавых битв, а за многоклеточной доской, что позволяет строить счастливую мирную жизнь всем народам мира.
Южноуральские гроссмейстеры вернулись с чемпионата мира в Берлине


Что такое скоростные шахматы?

Игрокам на всю партию отпускается крайне ограниченное время. А определяют его ритм строжайшие положения о проведении соревнования. Что касается продолжительности схватки – она может колебаться от 5 до 10 – 15 минут. Но гораздо чаще властвует более короткий вариант. Вот и укладывайся в столь сжатый режим. А не сумел – фиксируется просрочка времени, после чего в протокол и турнирную таблицу заносится нолик. Неудивительно, что картина таких сражений всегда зрелищна, больше того – она захватывает.

На днях в столицу Германии Берлин съехались сотни бывалых и высококвалифицированных бойцов на чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу. В чем отличие турниров? Главным образом в декларированной продолжительности схватки. Скажем, извольте уложиться в 10 минут и плюс к тому пользоваться одним дополнительным временем на каждый ход. А во втором варианте, в противовес первому, на партию щедро отпускаются 15 минут, однако уже без дополнительных минут и даже секунд.

Состав участников чемпионата поражает воображение. Главное присутствующее лицо – действующий чемпион мира, а вместе с ним целая группа тех, кто некогда тоже носили этот титул. И никто у них его не отбирал, просто, как водится в шахматах, добавили приставку «экс». И так уж «разжалованным» не терпится вычеркнуть ее, иными словами вернуть обратно проигранный ими высочайший титул, то они без колебаний мчат туда, где выступают их обидчики. Добро бы таких соискателей был один. Так нет, таковых армада. И в виде подарка любому предоставляется возможность, пройдя через сито полутора десятков партий, стать чемпионом мира либо по блицу, либо по быстрым шахматам.

По массовому вниманию такие зрелища уступят разве что шахматным Олимпиадам. Но интерес к этому турниру имеет особый вкус. И прежде всего потому, что поединки на чемпионате стремительны. В течение одного игрового дня зритель насмотрится столько игровых чудес, что разбор их может продолжаться впоследствии годами. Отбор игроков на такие турниры очень жесткий. Входным билетом становится категория шахматиста и его рейтинг. Гарантированный пропуск – гроссмейстерам и тем, кто носит звание международного мастера, но с достаточно высоким рейтингом.

И вот в такой беспощадной шахматной круговерти был представлен и наш южноуральский край в лице двух гроссмейстеров – Павла Понкратова и Александа Рязанцева. Южный Урал с нетерпением ждал итогов их выступлений. Будем считать, что с этого момента публикация перенесла читателей нашей газеты в Берлин. А коль так – проследим за результатом отдельных сыгранных ими партий.

Бой за 400 тысяч

Интересным было торжественное открытие двойного чемпионата мира: тут было что похвалить, чему посмеяться. Шахматистам и присутствующим гостям был показан фильм «Жертвуя пешкой», в котором Роберта Фишера представлял звезда Голливуда, «Человек-паук» Тоби Магуайр, а прообраз Бориса Спасского играл более скромный актер. Видимо, обидевшись, наш десятый чемпион мира публично назвал это творение киноискусства «клюквой».

На сцену выставили четыре столика. Один непременно предназначался шахматисту № 1, действующему чемпиону планеты Магнусу Карлсену, чей рейтинг восхищал – 2847. Три оставшиеся отдавались текущим лидерам. Таким образом, подъем из общего зала на сцену становился наглядным подтверждением их лидерства… Но если что-то особенно удивило – так это призовой фонд двух турниров. Всего-то 400 тысяч долларов. Между прочим, в свое время на матч Фишер – Спасский было отпущено 5 миллионов долларов… Зато зрителей здесь не счесть. Да, немецкая нация крепко влюбилась в мудрую игру.

Итак, начался чемпионат мира по быстрым шахматам. Первый тур – первая сенсация. Чемпион мира Карлсен сыграл вничью с посланцем Ирана Магхами, чей рейтинг иначе как скромным не назовешь – 2591. Но миролюбие норвежца оказалось временным: в трех последующих партиях он, что называется, положил на лопатки трех гроссмейстеров – сначала немца, затем испанца и кубинца. И так честно заработал 3,5 очка. С таким же результатом компанию в протоколе ему составили 11 шахматистов. Но впереди каждого из них ждали еще по 17 поединков. Нечто вроде шахматного марафона.

А как выступили наши земляки? Начнем с Александра Рязанцева, исходя из того, что его рейтинг более высок, чем у Павла Понкратова: 2716 против 2629. Александр Рязанцев начал неплохо – 2,5 очка в трех поединках с сильными гроссмейстерами, а вот боснийцу Предрагу Николичу Саша неожиданно проиграл. Итого 2,5 очка. В принципе, начало, достойное аплодисментов. Второй южноуралец, Павел Понкратов, одержав в первом туре победу, в трех последующих партиях проявил миролюбие.

Отрезок с пятого тура по десятый чемпион мира провел на удивление осторожно: 3 победы и 3 ничьих. Нетрудно представить, как на это отреагировали зрители: а наш-то вундеркинд не в форме. Да только явно поспешили списать чемпиона в разряд слишком уж осторожных бойцов.

А как потрудились на отрезке в 6 туров наши? В первых пяти поединках Рязанцев собрал неплохой урожай: три победы, две ничьих. А вот в шестом сгорел в схватке с Владимиром Крамником, чья шахматная звезда вот уже третий десяток лет ярко светит на мировом шахматном небосводе… Трофеи Понкратова оказались скромнее: 2 победы, 3 ничьих и одна «баранка». В общей сложности перед одиннадцатым туром их результат был таков: у Рязанцева – 6,5, у Понкратова – 6. А у действующего чемпиона мира Карлсена – 8.

И вот последний рывок протяженностью в 5 туров. Ай да норвежец! Лихо уложив на лопатки парочку серьезных бойцов, далее в трех поединках поделился половинками очка с теми тремя шахматистами, которые явно рвались вперед. А при такой стратегии они ведь никак не могли перепрыгнуть через него. И вот как стала выглядеть теперь уже полностью заполненная таблица. Чемпион – Магнус Карлсен, набравший 11,5 очка в 15 поединках. Ян Непомнящий (Россия) – 10,5. Теймур Раджабов (Азербайджан) – тоже 10,5, но с худшим коэффициентом. Что же касается посланцев Южного Урала, результат их таков. Оба на финише в пяти поединках набрали по 2,5 очка. Рязанцев с результатом в 9 очков занял 29-е место. Показатель Понкратова на пол-очка хуже – 8,5. И 38-е место. Это неплохо если учесть, что ниже их в таблице расположился 121 участник (у Рязанцева) и 112 (у Понкратова). Цифры-то серьезные.

Испытание блицем

Вновь приглашаю читателей в тот же огромный зал. Но уже на чемпионат мира по блицу. Гляньте, количество столиков увеличилось. Было 79, стало 94! Соответственно тому число играющих возросло до 188. Первые десять поединков причислить к победоносному маршу Павел Понкратов никак не мог. Хотя бы потому, что своих соперников назвать слишком уж грозными не мог: их рейтинг колебался в диапазоне от 2478 и до 2544 баллов. Однако собрать с них щедрый урожай не получилось: в десяти поединках взял лишь 6 очков. И это в то время, когда на редкость результативный француз Максим Вашье-Лаграв с рейтингом 2854 хладнокровно насобирал аж 9 очков.

Зато последующие 4 тура иначе как адом не назовешь: что ни соперник, то рейтинг рвется к рубежу в 2800. Это же равно тому, как штурмовать не наши скромные южноуральские горы, а его величество Эверест. Правда, в первых двух поединках удержать свою марку челябинцу удалось: сначала по-братски разделил очко с грозным украинцем Василием Иванчуком (рейтинг 2789), затем «обидел» не менее грозного россиянина Дмитрия Андрейкина (2781). А вот потом… Проиграл азербайджанцу Мамедьярову (2749) и соотечественнику Александру Морозевичу (2743). Итого набрал в совокупности 7,5 очка. Чуть больше пятидесяти процентов. На таких результатах высоко не взлетишь.

До конца турнира оставалось 7 туров. Казалось, наш земляк обречен на серый финиш. Да только вот ошибались те, кто плохо знал нашего земляка. В семи последних поединках с гроссмейстерами наш Павел набрал 6 очков! Южноуралец утвердился на 16-м месте. Опередив 172 шахматиста! Несомненный успех!

А как выступил второй посланец Южного Урала, Александр Рязанцев? Начал он турнир лихо. Два тура – две победы. Обыграл представителей Германии и Канады. А потом… Последующие три схватки укрепили его авторитет непробиваемого ничейщика. И это в поединках с такими обладателями заоблачных рейтингов, как (последовательно) Александр Грищук (2814), который, между прочим, станет победителем этого сложнейшего турнира, Дмитрий Андрейкин (2781), азербайджанец Теймур Раджабов (2808). И вдруг в шестом туре поражение от бакинца Рауфа Мамедова (2777), которого, впрочем, тоже середнячком не назовешь.

Но это еще пустяк в сравнении с тем, что коварно поджидало его в 8 и 10 турах. Не устоял в поединках с такими знаменитостями, как экс-чемпионы мира россиянин Владимир Крамник (2763) и индиец Вишванатан Ананд (2791). Казалось, после этого у него должны были появиться крылья. Увы, в 11 последующих поединках наскреб всего-то 6 очков, после чего улетел на далекое 54-е место. Окончательный результат – 11,5.

В итоге на высшую ступень пьедестала почета поднялся россиянин Александр Грищук, набравший в 21 поединке 15,5 очка. На пол-очка отстали от него француз Максим Вашье-Лаграв и Владимир Крамник, все-таки сумевший обойти толпу соперников. Нельзя не отметить и тех, кто на продолжении всего марафона буквально висел на их спинах. Всего-то на пол-очка (набрав по 14,5) отстали от них Василий Иванчук (Украина) и Ян Непомнящий (Россия). А вот действующего чемпиона мира по стандартным и быстрым шахматам норвежца Магнуса Карлсена многочисленные соперники все-таки сумели отпихнуть на дележ 6 – 8 мест в компании с Петром Свидлером (Россия) и Давидом Навара (Чехия). В их трудовом активе по 14 очков.

Бедный Магнус. Взял высокий темп на старте: после 10 туров имел 9 очков. У Крамника, к примеру, к этому этапу в активе было только 7 очков. А у Иванчука – всего-то 6. Но на отрезке в 11 последних туров общий любимец Карлсен умудрился 4 раза потерпеть поражение. Сенсация планетарная, подтверждающая истинность выражения «И боги смертны!»… Но даже к четырежды поверженному Карлсену поклонники по-прежнему выстраивались в очередь за автографом.