Меню

Не стало Владимира Васильевича Краснова – легенды челябинского волейбола

11.11.2015 17:07 - автор Лев КОГАН
А ведь еще совсем недавно он по горло был занят спортивными и общественными делами. Никогда и никому ни в чем не отказывал, когда к нему обращались с просьбами. Вот и тянулись к нему люди разных возрастов. 28 декабря 2015 года Владимиру Васильевичу исполнилось бы 73 года. «Это далеко еще не безнадежная старость», как выражался он сам. А сколько прекрасных задумок таилось в его планах на годы вперед. Разумеется, многие из них были тесно связаны с дальнейшим развитием массового и профессионального волейбола.
Не стало Владимира Васильевича Краснова – легенды челябинского волейбола


Влюбиться в волейбол никогда не поздно

Волейбол. Этот удивительно красивый, динамичный, захватывающий вид спорта ворвался в его жизнь неожиданно. Как-то раз, участвуя в азартных дворовых волейбольных сражениях мальчишек, вдруг осознал, что ему следует основательно подучиться этому развлечению. Ну, куда годится делать ошибки при подаче мячей, при приеме их, ошибаться при коллективном розыгрыше даже простейшей комбинации. Только тогда понял, что волейбол – это особая спортивная наука, сочетающая чисто физические действия с молниеносным мышлением. Тут впервые и взыграло в четырнадцатилетнем мальчишке самолюбие.

Мигом навел необходимые справки относительно местонахождения приличной секции. Спасибо дворовой ребятне, в один голос заявившей: «Володька, дуй только в «Локомотив». Там не просто школа, а целый волейбольный клуб. И к юным талантам там относятся с особым вниманием, воспитывают смену мастерам.

Уже с первых занятий понял, насколько велика разница между обычным дворовым волейболом и тем, которому основательно учат в «Локомотиве». Неслучайно здешний наставник Константин Дмитриевич Андреев с гордостью называл волейбол наукой. Здесь же мальчишка обрел новых друзей. Все они были настоящие фанатики, по уши влюбленные в свой вид спорта. Тут детворе вместе с мастерством прививали воспитанникам особую мальчишескую гордость, подчеркивая, что без этого невозможно вырастить настоящего спортсмена.

Незаметно пролетело три года. Но ребят уже было невозможно узнать. Они повзрослели не только физически, но и в умении владеть мячом как индивидуально, так и командно. Поняли, что такое сыгранность всех звеньев. Неудивительно, что победы не заставили долго себя ждать. Стали чемпионами Челябинска среди юношей. Бились за призы в областных соревнованиях. А уж как тренеры других команд настраивали своих воспитанников, в частности, против этого высокорослого, стремительного, к тому же еще и мудрого не по возрасту игрока – Володи Краснова! Эх, как бы им хотелось иметь такого же паренька в своей команде! Очень уж он напоминал мудрого шахматиста, который не любит шаблона, а потому всегда жди от него кучу коварных сюрпризов. Да, гибкое реагирование на замыслы соперников – это тоже одно из самых грозных волейбольных оружий.

Служение Родине – святой долг

В ту пору службу в армии считали святым долгом. Никто не знал такого слова, как «уклонист». Родители не подкатывали к военкому с просьбой определить их чадо поближе к Челябинску. Да против этого мигом возмутились бы все дворовые друзья. Да и девчата отвернулись бы от него. Поэтому единодушно призывники считали за долг и счастье быть отправленными хоть в самую отдаленную точку необъятного Советского Союза… Гиганту, чей рост все быстрее приближался к двум метрам, повезло попасть в призывную команду, отправляемую в загадочный Таджикистан. Почему загадочный? Так ведь он был из того поколения патриотических советских ребят, которые жадно читывали всю художественную литературу, рассказывающую о борьбе за революцию, о боях с басмачеством.

Вот и Средняя Азия. Штаб дивизии, откуда южноуральцев быстро пораспихают по разным войсковым частям. Но отношение к гиганту особенное. Офицеры из разных частей словно начали дележку столь бесценного подарка между собой. Да, такой богатырь живо поднимет спортивные результаты их подразделений. Чтобы «подкупить» его, обещают полностью освободить салагу от прохождения курса молодого бойца. После долгих препирательств все-таки договорились, кому же станет принадлежать этот гренадер. Самый шустрый капитан тут же поспешил порадовать его: «Сразу берем тебя в спортивную роту. Представляешь, какая везуха выпала тебе!»

Боже, как обомлел офицер, когда вдруг услышал такое, чего ему еще ни разу не приходилось слышать за многие годы службы в рядах доблестной Советской армии: «Товарищ капитан, я должен пройти курс молодого бойца. А не поступи так – меня бы осмеяли дома. Друзья не стали бы здороваться. Так что потерпите. Знаю, что там гоняют зверски. Ну и что?! Вот и будет у меня дополнительная физическая подготовка».

И прошел-таки наш земляк пресловутый курс молодого бойца. Но этот период службы стандартным никак не назовешь. Командование учебки было от него в восторге. Еще бы, ведь этот челябинский великан в свободное от чисто воинских занятий время прививал своим новым друзьям любовь к спорту. Уж кому-кому, а Владимиру Краснову сослуживцы подчинялись с величайшим удовольствием. И вот еще один особый нюанс: все это время за его деятельностью с нетерпением следили из штаба округа, а точнее, из подразделения, офицеры которого в масштабах округа отвечали за физкультуру и спорт.

Что было дальше? Как уж водится в армии с теми, кто заметен своим спортивным потенциалом, Владимир непрерывно участвовал в армейских соревнованиях. А уж как его уговаривали остаться на сверхсрочную службу с присвоением сержантского звания! Предлагали перевести его в военное училище, из которого он после трехлетнего обучения вышел бы кадровым лейтенантом. Нет, до этого не дошло. Аргумент отказа был убедителен: «Спасибо за предложение. Но диплом высшего образования получу на гражданке».

ag9j3c4p.jpg

Демобилизация с часовым опозданием

Дембель. Есть такое слово в русском языке, производное от слова «демобилизация». В свое время и я, автор этой публикации, трепетно произносил его, когда наконец-то, попрощавшись с армией, стоял перед дверью родительской квартиры. Пришло время и Владимира Краснова. До дома уже оставалось ходьбы сущий пустяк, немногим более ста метров. И он представлял, как ввалится в квартиру, а родители, онемев от неожиданности, потеряют дар речи. И все из-за этого, что не дал им телеграмму.

Остановился же демобилизованный воин как вкопанный перед волейбольной площадкой, на которой тешились мальчишки. Не будь их, прошел бы мимо, как ни в чем не бывало. Но тут не остановиться не мог. И все из-за того, что играли бесшабашно. Стоило попасть мячу в чьи-то руки – обе стороны неистово спешили избавиться от него, посылая мяч на чужую территорию. Примерно так же поступали и соперники. Владимира такое отношение к волейболу – игре разумной, тонкой по тактике – ошарашило. Мигом забыл, что родной дом рядом. Кто-то другой, вероятнее всего, выдержал бы безмолвную паузу. Но только не он. Вот и громко потребовал: «А ну, прекратите балаган!» Они приказу не подчинились. И очень уж недоуменно взирали на него. Трудно сказать, как долго бы продолжалась эта сцена, но вдруг один из них заорал во всю мощь своих детских легких: «Парни, да это же дядя Володя! Он знаете как играет в волейбол!» – и даже продемонстрировал знание «военного секрета» относительно того, что тот служил в армии, а до этого был чемпионом города по волейболу. Короче, взяли мобилизованного воина в плен.

Впрочем, могли этого не делать. Он, забыв о том, что очень уж спешил домой, решил подучить детвору волейболу. Для начала расставил их разумно, тут же объяснив, какие обязанности ложатся на каждого игрока. Потом наглядно продемонстрировал прием - отправление мяча по нужному адресу. Ох, какие огоньки мигом заполыхали в ребячьих глазах! Еще бы, ведь с этого момента они уже могли в отдельных эпизодах вместе или в одиночку открывать для себя настоящий волейбольный мир. Разумеется, искусно это проделывать еще не могли, но кое-что все-таки получалось. Во всяком случае, ведали, как надо действовать.

Пришел же он в себя где-то минут через сорок. Молнией промчала в сознании мысль: «Господи, про дом родной забыл». Тут бы сорваться ему с места, но их глазенки были такими просящими, что не мог сразу бросить их. Еще бы, ведь это походило бы на предательство… Что было дальше? В основном то же самое. Он просветил их еще кое в чем, например в том, куда надо идти за обретением первоначального умения играть в волейбол. Такому могла научить только первоклассная спортивная школа.

До родительской квартиры добрался моментально. Все, кто в это время находился дома, при виде демобилизованного воина онемели. Но заметили, что его одежда и обувь не по-дембельски замарана. Он объяснил, чем это вызвано. Подумал тут же: «Интересно, как родители отнесутся к моей задержке?» А они в один голос дружно заявили: «Молодец, сынок. Мы и этим твоим поступком будем всегда гордиться».

Яркая жизнь – пример для всех

Эта встреча с ребятишками в день возвращения домой оказалась для него путеводной. Как-то сразу подумалось: «А ведь быть дипломированным тренером выгодно вдвойне. В процессе обучения в вузе произойдет колоссальное обогащение и теорией, и практикой, и, что особенно важно, психологией волейбола». Вот и подался в институт физкультуры, «во владения» великого педагога спорта Юрия Викторовича Катукова, чью школу прошли тысячи спортсменов. С этого момента приходилось уже невероятными усилиями сочетать участие в многочисленных соревнованиях с объемной учебой.

А успехи сыпались один за другим. Выиграли, как принято говорить в спорте, город, затем область. И пошло-поехало: турниры центральных советов сначала «Локомотива», затем «Буревестника». Восемь раз становились лучшими в Уральской зоне. Была завоевана путевка на финал Спартакиады России советских времен. По линии министерства просвещения тоже достигали наивысших результатов. И как-то совсем непроизвольно стал Владимир Васильевич Краснов родоначальником легендарной команды «Алмаз», которая уже вскоре стала прототипом «Торпедо». Возможно, стал бы он и его главным тренером, но обстоятельства сложились так, что этот вариант оказался невозможным: ему доверили в институте должность заведующего кафедрой всех спортивных игр. Выражаясь военным языком, талантливый специалист стал генералом от спорта. А ведь мало кому такое доверяли.

Естественно, игру тоже не бросал. Он был членом той легендарной команды 50-летних ветеранов Челябинска, которая в 1996 году впервые выиграла для Южного Урала золото чемпионата России.

Волейбол был и оставался для него делом жизни. Да только вот из-за неуемности и спортивных нагрузок начали возникать проблемы со здоровьем. А он все так же не предавал свой вид спорта, заявляя искренне, без малейших намеков на желание покрасоваться: «Врачи советуют, а кто-то и категорически требует не выходить на площадку. Но я не могу так поступить. Лучше умру на волейбольной площадке».

И он действительно умер, но не на площадке, а дома. Не стало Человека с большой буквы. Южноуральский волейбол понес невосполнимую потерю… Отпевали его в День народного единства, 4 ноября 2015 года, в небольшой уютной церквушке на северо-западе родного города. Множество людей провожало его в последний путь. Это они писали вместе с ним славную историю южноуральского мужского волейбола. По их стопам движется вперед нынешнее молодое поколение. Многому они научились у своих наставников. Словом, кого только не было здесь в этот памятный траурный день. И те, у кого он учился сам. И те, кто учились у него. И те, кто вместе с ним приумножал славу челябинского волейбола…

Преображенское кладбище на окраине Челябинска. Неподалеку от совсем еще свежей могилы виднелись захоронения наших знаменитых хоккеистов - Валерия Карпова, Александра Калянина-младшего, Вадима Гловацкого, которые тоже отдали свою жизнь служению спорту… И вдруг чудо: небо внезапно расступилось перед редким ноябрьским солнцем. А ведь еще утром было пасмурно. И все прекрасно понимали, что Владимир Васильевич Краснов по праву достоин такой вот высочайшей небесной чести… И только после захоронения тучи опять полностью запеленали небосвод…