Меню

Евгений Вайнштейн: Чтобы выиграть бой, надо быть на голову выше

21.01.2016 08:31 - автор Сергей ТАРАН
Торжественная церемония вручения премии «Светлое прошлое» в драматическом театре имени Наума Орлова всегда выглядит впечатляюще. Поэтому всегда переполнен зал. Гости из столицы, звезды, челябинский бомонд за 12 лет стали непременными участниками шоу. И вдруг на сцену вышел знаменитый тренер сборной России по боксу Александр Лебзяк. Он специально прилетел из Москвы, чтобы вручить статуэтку и диплом премии Евгению Ефремовичу Вайнштейну. Зал потонул в овациях, когда заслуженный тренер по боксу принял из рук коллеги заветного «кентавра с цветком в груди». Каждый горожанин знает, что в Челябинске много лет продолжает успешно развиваться любительский и профессиональный бокс. За этим большим явлением стоит подвижник, талантливый организатор, меценат, человек беззаветно влюбленный в бокс. Поэтому так естественно было воспринято, что лауреатом в номинации «Челябинцы» стал Евгений Вайнштейн.  
Евгений Вайнштейн: Чтобы выиграть бой, надо быть на голову выше
Фото Наиля ФАТТАХОВА

Накануне церемонии у корреспондента «Вечерки» появилась возможность побеседовать с лауреатом.

Все сферы бокса
Известие о присуждении премии стало большой неожиданностью для Евгения Ефремовича.
- Откровенно говоря, - признается он, - оказаться в таком соседстве было удивительно. Рядом космонавты, герои, артисты. Сомневаешься, а место ли здесь боксеру. Наверное, наша деятельность тоже важна.

В ответ на это проявление скромности зачитываю: «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, заслуженный тренер Российской Федерации. Президент челябинского спортклуба «Урал», экс-вице-президент Федерации бокса России, награжден почетным знаком Российского комитета по физической культуре, спорту и туризму «За заслуги в развитии физической культуры и спорта».

Собственно, этим всесторонним развитием физической культуры Евгений Ефремович и по сей день занимается, отдавая максимум времени и сил, потому что не привык давать себе слабину.
А началось все в далеком 1972 году. Стал тренером, не прекращая заниматься боксом. С 1979 года полностью перешел на тренерскую работу. За несколько десятилетий накоплен громадный, бесценный опыт, который не пропадает отдельным академическим знанием. Все пригодилось в работе, все востребовано и теперь. И организаторских забот хватает во всех сферах развития бокса в Челябинске. По словам Евгения Вайнштейна, всем должно быть место: мужской бокс приютился в спортклубе «Урал», женский - в центре «Юность Урала», а профессиональный бокс сосредоточился в компании «Урал Бокс Промоушен».
Поэтому любопытствую:

NAIL6338.jpg

- Когда у нас в Челябинске появятся олимпийские чемпионы?

- Олимпийские чемпионы у нас могут быть только в любительском боксе. Есть у нас сейчас перспективный отряд и ребят, и девчонок. Среди них и чемпионы России, и призеры России, многие уже в составе сборной страны. До Олимпиады еще пять лет. На эту мы не попали. Считаю, что есть у нас кандидаты, которые могут бороться за право выступить. Это через пару лет будет понятно уже. А сегодня работаем. Вкладывается огромный потенциал и тренеров, и организаторов в это дело. И без серьезных финансовых затрат здесь не обойтись.

- Многие заметили, что появились успехи наших профессиональных боксеров.

- Сегодня у нас близки к титулам несколько спортсменов. В марте должен состояться бой за звание чемпиона мира среди тяжеловесов. Надеемся на Мурата Гассиева. В прошлом месяце Денис Шафиков провел бой за чемпионскую корону. Но не удалось: судьи склонились в другую сторону. Хотя бой был неоднозначным, упорным. Противник нарушал правила: бил ниже пояса. Так что наш боксер, извините за прямоту, три дня ходил в туалет кровью. Но что сделаешь? Не очень нас любят «там». Мои ребята начинают возмущаться: «Да вот, нас засудили». Поэтому своим ученикам всегда говорю: надо быть на голову выше, чтобы выигрывать. Это единственный шанс. Какой же ты чемпион, если счет фифти-фифти?

- Вы коренной челябинец?

- Почти коренной. Я родился в Самаре и там прожил аж две недели. У меня мама родом из Самары. При этом вся моя жизнь проходит в Челябинске. Я патриот нашего города.

- Евгений Ефремович, ваши родители - интеллигентные люди, мама – врач, отец – строитель (заслуженный строитель СССР). Почему они разрешили вам заниматься спортом, где бьют по лицу?

- Откровенно говоря, папа сам взял меня за руку и привел в клуб «Строитель Урала». Мне было 12 лет. И попал я к известнейшему в стране тренеру по боксу Владимиру Лазаревичу Когану. У него было огромное количество воспитанников и очень высокие результаты. И самое главное — он сам был уникальным человеком, который для всех нас, мальчишек, являлся примером, неоспоримым авторитетом.

- Опыт Когана вы положили в основу своей тренерской деятельности?

- Более того, когда я сам стал тренером, пригласил его, уже пенсионера, работать вместе. Первые три года он был рядом со мной, пока мог трудиться. И от него перенимали все что можно. Потому что такие люди рождаются раз в сто лет.

Один пропущенный удар
Евгений Вайнштейн о боксе может говорить бесконечно и порой парадоксально.
Оказывается, самое ценное для боксера... поражения! Приятные эпизоды, поднятые победно над рингом руки не запоминаются. А вот случаи со знаком минус помнятся всю жизнь. Вот такой пример.

- В спорте я не знал не то что нокдаун - удары не пропускал, - вспоминает Евгений Ефремович, - весьма прилично защищался. И уже стал тренером, преподавателем в ЧПИ. Вдруг организовали боксерский матч вузов. И меня мой друг начал уговаривать:
- Слушай, Женя, тебе надо выступить с командой.
- Ты с ума сошел, - говорю, - я уже не тренируюсь. За два года я перешел через три весовые категории. Выступал в категории 63 килограмма. А ты мне предлагаешь выступить в полутяжелом весе.
- Ерунда, потренируемся две недели — наберем форму.
Ну, что делать? Если Родина просит — значит, надо. Потренировался. Выигрываю один бой, второй. В финале выходит на ринг парень на голову выше меня, в два раза крупнее. Начинаю боксировать. Вроде бы все нормально. Потом чувствую: сижу в раздевалке. Спрашиваю у ребят:
- А что было-то?
- Ничего, - отвечают, - ты пропустил такой удар, что очнулся только здесь, на лавочке.

О себе неприятно говорить, но боксер должен помнить всегда, что он может выступать только полностью готовый. Это явилось примером на всю жизнь. Это я рассказываю своим воспитанникам. Результат в боксе — это самоотверженность, и просто дикий труд, и, разумеется, работа с тренером. Нет тренера — никакой талант, никакие физические данные не помогут спортсмену в боксе. Вот сейчас я довожу ребят до определенного уровня. Потом мы начинаем тренироваться в США. Есть там такое местечко в Калифорнии на высоте две тысячи метров. Называется Биг-Беар-Лейк. Там работает ведущий тренер мира Абель Санчес. Он тренирует многих известных российских спортсменов. Наши четверо ребят тоже там тренируются. Перед чемпионским боем мы отправили Шафикова туда. Первую неделю он мне звонит:
- Евгений Ефремович, куда вы меня прислали? Думаю, еще одна тренировка — и я умру. Я не могу выдержать эти нечеловеческие нагрузки.
- Денис, потерпи, - говорю.
Через две недели звонит. Спрашиваю:
- Как?
- Не догоняю никого, но бегу!
Вот и все. Только с такими дикими нагрузками приходит результат.


Как разглядеть талант
- Скольких учеников вы учили, кто из них запомнился?

- Я как-то прикинул - получается, около двух тысяч мальчишек. Но запомнились два ученика, с которыми я связал очень много времени. Это Сергей Шахмухамедов и Сергей Уфимцев. Шахмухамедов был победителем Советского Союза несколько раз среди юношей и молодежи, а среди взрослых он выиграл чемпионат России. Поехал в Африку с Аскольдом Лясотой. Там он заболел и два года не мог боксировать. Очень талантливый боксер вынужден был закончить карьеру. Уфимцев стал чемпионом Советского Союза, чемпионом России, чемпионом Вооруженных сил. Он случайно, совсем незаслуженно не поехал на Олимпийские игры. Я в них много вложил, учил чуть ли не с детского сада.

- Бокс — это прививка на всю жизнь?

- В боксе так: если ты не отличаешься каким-то диким талантом, важно вовремя закончить. Я со своими ученикам, которые стали большими людьми — министрами, генералами, бизнесменами, часто встречаюсь. Они обнимают меня и все говорят: «Спасибо за то, что дал нам вовремя уйти из бокса». Бокс необходим каждому мальчишке, потому что он дает стержень, который помогает вообще в жизни, на любом поприще добиваться успехов. Всем рекомендую детей на три года отдавать в бокс. А дальше — как масть пойдет.

- Имеет ли смысл ввести в школах бокс как обязательный предмет?

- Считаю, что нет. В бокс мальчишка должен сам прийти. Нельзя «в обязательном порядке». Это же единственный вид спорта, где сразу можно пропустить удар. Грамотный тренер первое время занимается общефизической подготовкой, потом потихоньку начинает вводить технику, тактику, перчатки дает. А многие же как? Чуть ли не с первых дней надели перчатки. Удар по голове — он бросил бокс. Другое дело — вводить бокс в среднетехнических учебных заведениях, где ребята постарше. Считаю, что боксом раньше 12 лет нельзя заниматься. Сейчас многие тренеры набирают с 8 - 9 лет. Это очень рано. Редкий тренер может заниматься с таким ребенком три года координацией, здоровьем. А у мальчика, когда приходит в зал, одна цель — надеть перчатки и с кем-то подраться.

- И все-таки как разглядеть талант в начинающем спортсмене?

- Можно заметить искру божью, когда человек прозанимался три года. Вот тогда и сделать отбор. Сейчас мы подбираем ребят в профессионалы. Очень много желающих приезжают из разных городов, из стран ближнего зарубежья. Все хотят к нам прийти. Но это готовые уже боксеры. Мы их смотрим. Есть слабенькие, средние. Но встречаются такие - видят это тренеры, - которых пусть чему-то не научили, но у них есть реакция, храбрость и много других качеств, которые натренировать невозможно. Вестибулярный аппарат тоже дается от природы. А малыши у нас — просто «на выживание». Отсев в секции бокса в первые два года - 70 процентов. Ребята, что остаются, хотят заниматься боксом. Они же как записываются? Идут по кругу. Хоккей, футбол, бокс. Я работал одно время на ЧМЗ. У нас был дикий набор. Ребята приходили толпами. А в гимнастику никто не шел. Вот тренеры, мои друзья, говорят:
- Отправляй к нам на год тренироваться. Кто год выдержит, того к тебе отправим обратно.
И к нам в бокс уже приходили ребята с письмом от тренера, что он год прозанимался в гимнастике. Полезно всем! (Смеется.)

Хилость массового спорта
- Евгений Ефремович, каким вам видится сегодняшнее состояние массового спорта?

- Состояние простое. Сегодня огромная нехватка тренеров по боксу. У начинающих тренеров очень низкая зарплата. И могут пройти начальный путь только те спортсмены, у кого рядом есть спонсор, увлеченный человек. Тогда развивается спорт. Я не знаю ни одного вида спорта, кроме большого хоккея, который бы испытывал переизбыток финансирования. У нас закрылось море детских спортивных школ. Исчезли спортивные общества. «Спартак», «Труд» «Трудовые резервы». «Динамо» осталось, но уже не в том качестве. «Юность России» закрыла в прошлом году более сотни спортивных школ. На улицу выгнали сотни тренеров. Очень грустное зрелище. Поэтому я пробую поддержать узкий сектор спорта. Но это все - капля в море.

- Почему у нас чаще стали тренироваться ребята из Осетии? Южноуральская земля оскудела на сильных парней?

- У меня в клубе работает тренер из Владикавказа. Мы дружим. И всех этих мальчишек я с детства знаю. Ведем их с 15 лет. Мы создали структуру, где можно расти. А вот в Осетии этих условий нет. В 17 лет ребята уже едут к нам в Челябинск. Здоровье у них превосходное. А наши ребята не все медосмотр проходят. Больше половины отсеивается. Однажды в военкомате я был членом медкомиссии. Испытал ужас, когда первый раз увидел, что львиная доля мальчишек не может подтянуться два раза.

- Хорошо, что кроме проблем есть у нас в городе и праздники. Я имею в виду «Бойцовский клуб». Как вы к нему относитесь?

- Сначала я был категорически против. Это инициатива самих ребят, моих друзей. Многим не удалось в молодости позаниматься боксом, а в глубине души хочется подраться. Это же Россия, традиции кулачного боя — село на село, улица на улицу. Сначала мы открыли вечернюю школу для взрослых. Многих, кстати, приводят к нам жены. Приходят с детьми. И у нас образовались две группы. Постоянно занимаются человек пятьдесят. Есть и бывшие спортсмены. И у них родился вопрос-идея: есть соревнования для ветеранов, а почему у нас ничего нету? Так как бокс — вид спорта опасный, решили проводить соревнования не среди бывших боксеров, а среди тех, кто начал недавно заниматься. И не ошиблись. Получилось интересное мероприятие. Люди приходят болеть семьями, предприятиями. Когда дерется главврач, вся больница приходит.

- Если говорить метафорами, жизнь похожа на боксерский поединок? В таком случае что важнее - нападать или защищаться?

- Невозможно одно без другого, потому что нельзя только нападать или только защищаться. У нас есть такое образное выражение - «дергай — бей». Это значит, что сначала нужно сделать финт и посмотреть, что сделает соперник, а потом бить. Но прежде всего надо думать. Этому учит бокс.