Меню

Константин Пономарев: боксер по прозвищу Талант

01.08.2014 10:48 57 (11769)


Прозвище просто так не прилипает. Есть, конечно, натяжки, сомнительные самоназвания у боксеров. И чем они брутальнее, типа Ураган, Тайфун или еще какая-нибудь климатическая беда, тем меньше в них смысла. Сами понимаете, чем-то надо произвести впечатление.

Но все это не про нашего земляка Константина Пономарева, чемпиона мира среди молодежи по версии WBC, чемпиона стран Балтии. Сегодня специалисты и те, кто следит за карьерой восходящей звезды в профессиональном боксе, единодушно восклицают: «Талант! Однозначно!»

А мы помним притчу о таланте, который можно зарыть или приумножить. Что об этом думает сам Костя, о чем он мечтает, узнал корреспондент «Вечерки».

Жалеть не стоит

Костю в редакции ждали. В Челябинске он недавно после двухмесячного пребывания в Мексике и Калифорнии. И вот он вошел, без опоздания, свойственного випам, очень открытый, доброжелательный, словно представитель балета, а не суровой сферы, где бьют по лицу изо всех сил. Бронзовый загар, гагаринская улыбка, яркие глаза. Говорят, первое впечатление о человеке самое верное.

Костя действительно восходящая звезда, «не битая», но уже заявившая о себе победами в серьезных рейтинговых поединках. Ему всего 21 год, но Косте уже пророчат большое будущее. Однако добраться до самых высших ступеней боксерского Олимпа спортсмену может помешать только он сам. Так говорят специалисты, обходясь загадочными формулировками, дескать, он еще не раскрылся полностью. А что Костя? Легкий, подвижный, он в ринге успевает обогнать соперника, работая с обеих рук с невероятной «легкой силой». Отчего соперники падают в первых же раундах. Наблюдатели ворчат: «Заигрывается Костя». Но, например, Владимир Филичкин, знающий бокс не понаслышке, уже отмечает: «Костя взрослеет. Уже исчезает излишняя игривость, когда во время боя он открывает себя, заводя руки за спину а-ля Рой Джонс-младший. Ему вовремя подсказали, что так можно пропустить удар, который перечеркнет все». В мире уже присматриваются к Пономареву, предчувствуя появление боксера самого высокого уровня. Вот-вот посыплются соблазнительные предложения. Но в «Урал Бокс Промоушен», с которым у Кости подписан контракт, понимают: главная задача сегодня — шлифовать технику боксера, помочь набираться необходимого опыта, избегая ненужного риска.

Тренер Кости Халил Лукманов очень переживал, когда его подопечный внезапно ушел из любительского бокса — мог бы стать олимпийским чемпионом. Однако и Евгений Вайнштейн, и другие специалисты «Урал Бокс Промоушен» уверены: чем раньше начать в профессионалах, тем лучше. В том числе Алексей Васильев, который по поводу молодости Константина заметил:

— Для России это уникальный случай, хотя и не единственный, когда молодые боксеры уходят в профессионалы. Например, для Мексики это обычно. И Костя не жалеет о своем выборе.

Кстати, о Мексике. В прошлом году Костя нокаутировал мексиканца Вилли Медину прямо у него на родине. Это был рейтинговый бой в весе до 66,7 килограмма в рамках конгресса WBC. Он отправил Медину в пятом раунде в нокдаун. Тот поднялся и тут же пропустил два точных удара от Кости. Победа!

Я родом из Миасса

— Я родом из Миасса, — подчеркивает Костя, — но в течение трех лет проживаю в Челябинске. Поступил в УралГУФК и подписал контракт с «Урал Бокс Промоушен». До этого 10 лет тренировался в Миассе у моего первого тренера Юрия Федоровича Кондратьева. Провел «по любителям» 105 боев.

В 17 лет ушел в профессионалы.

— А как все началось?
— Мой первый тренер не хотел меня брать в секцию. Мне было семь лет, когда мама привела меня в зал. Правда, мама хотела, чтобы я играл в футбол, как все. Я сходил на две тренировки — не то. Попробовал карате, даже в спортивные танцы ходил. Не понравилось. Два месяца пробовал всякие виды спорта. И вот мама привела меня в бокс. Тренер сказал: «Нет, он у вас еще маленький. Приводите на следующий год». Но я уговорил тренера меня принять. Начал тренироваться. Через год я поехал на свои первые соревнования. Я 1991 года рождения, а все соперники были на год — два меня старше, что в этом возрасте существенно. Можно сказать, целая пропасть в развитии. В течение двух лет боксировал не по своему свидетельству о рождении — брал у ребят постарше и выступал под разными именами и фамилиями. Но однажды поехал и на свои первые соревнования по своему году рождения. Стою на весах. Судья читает мое свидетельство о рождении и смотрит на меня: «Так у тебя же другая фамилия!» «Нет, вы ошиблись», — говорю. На тот момент я уже провел более 20 боев.

— Костя, так в чем твой талант? Это реакция, сумасшедшая отвага, сила, звериное чутье?
— Да нет. Тренер говорит: трудолюбие и характер. Тренировался постоянно, даже если школу проспал или голова болела. Работал с азартом, с невероятным предчувствием чего-то большого. Учился во вторую смену, приходил в школу с тренировки, а после уроков — снова в спортзал. Если были каникулы, то все равно ходил тренироваться. Или прогуливал уроки, но шел на тренировки. Тренер вечерами говорил мне: «Ты что пришел? Ты же с утра был».

— Кто из боксеров для тебя был образцом?
— Многие. Например, Костя Цзю и Рой Джонс-младший. Всегда смотрели его бои, не пропускали. Раньше по РЕН-ТВ очень много показывали. С мамой даже смотрели. Мне нравится игровой бокс, когда нужно обмануть, перехитрить. Помню, в последний бой так сложилось, я нокаутировал своего соперника в первом же раунде правым прямым в голову. Он дважды упал. И после второго раза судья остановил бой.

На той стороне земного шара

Америка — боксерская Мекка. И если не прошел тамошней школы, не набрался опыта — нечего рассчитывать на карьеру. Костя провел полтора года в США. Калифорния, Майами, Флорида. Даже английский язык успел выучить настолько, чтобы разговаривать с тренером.

— Тренировался у Фредди Роуча. Это был мой первый приезд в Чикаго. Провел там два месяца. Потом — Лос-Анджелес. У Роуча сейчас тренируются Мигель Котто, Руслан Проводников, Мэнни Пакьяо. Все действующие звезды. В прошлом году удалось побоксировать с Русланом и Мигелем. Приходил в зал к 14.00, боксировал с Котто, а через полчаса появлялся Проводников, разминался. Я в это время сидел в перчатках, накинув на себя полотенце, чтобы не остывать. Заходил в ринг уже к Руслану. Они там проводили по пять-шесть раундов. А я в общей сложности — по 10 — 12.

— Костя, а это не перебор?
— Но это было всего две — три недели. Зато я получил колоссальный опыт. Встретиться с такими ребятами — это большая удача. Получил эмоциональный заряд. Дух приподнялся.

— Спарринг — вещь важная. Но и подсказка великого тренера не помешает?
— Тренер Фредди Роуч очень знаменитый и очень занятой. У него много хороших боксеров — звезд мирового уровня. А таких, как я, у него еще больше. И он не особо нам уделяет внимание. Он тренирует только звезд. Последний раз, когда я ездил в Америку, Алексей Васильев нашел для меня тренера. Это Джесси Рид, известный в США тренер, введенный в зал спортивной славы. Он за свою карьеру воспитал 23 чемпиона мира. Он уже в возрасте, ему 71 год. Тренирует Джесси Рид вместе со своим сыном, который в прошлом и сам был чемпионом мира по боксу. Но из-за травмы ему пришлось завязать с карьерой. И сейчас он помогает своему отцу. Да и зовут его так же — Джесси Рид.

С Ридом мы нашли общий язык с первой тренировки. Он начал говорить мне такие вещи, которые мне пришлись по душе. Судите сами. В зале Фредди Роуча мне навязывали свое: руки поднять, идти напролом, голову отшибать сопернику, пропускать удары. Говорили: «Ты должен быть панчером, работать первым номером, идти на таран». Мне такая манера не подходит. А вот с Ридом мы сработались. У меня многое стало получаться. В течение трех месяцев я у него тренировался и хорошо провел бой. Это был рейтинговый 10-раундовый бой с пуэрториканцем.

А дома лучше

— Какие бои запомнились?
— Когда завоевал свой самый первый титул в Москве, на Красной площади. Не забуду бой и за второй титул в Черногории. Очень трудный бой с сербом. И как можно забыть бой, когда я стал чемпионом мира среди молодежи по версии WBC? Поединок проходил в Челябинске c боксером из Ганы. Вообще турниры, проходящие в Челябинске, — очень запоминающиеся события. Наверное, потому что друзья, близкие приезжают — болеют. Все проходит красиво, потому что организовано грамотно.

— Профессиональный спорт связан с большими нагрузками, режимом?
— Весь день у меня расписан. Мне нужно встать, хорошо позавтракать, потренироваться, прийти, приготовить себе обед, постирать вещи, отдохнуть. Опять пойти на тренировку. Потом прийти, поесть и лечь спать. В принципе, это День сурка. Но все ради цели.

— С кем бы ты хотел выйти на бой?
— С Мэнни Пакьяо или Флойдом Мейвезером. Дай бог успеть, а то я слышал, Мейвезер заканчивает свою карьеру. Это на сегодняшний день самые титулованные боксеры.

— А кроме бокса есть у тебя какие-то увлечения?
— Люблю читать. Хотя времени катастрофически не хватает. Все-таки режим требует максимальной мобилизации. Поэтому и планов больше ни на что не строю. Еще увлекаюсь психологией. И не только спортивной, но психологией отношений, личности. Образ жизни — постоянно в разъездах. По три месяца в США, в других местах. Дома бываю редко. А ведь еще учусь в вузе. Ребята из моей группы в этом году уже получали дипломы. Мне же пришлось взять академический отпуск. «Автоматом» ничего не ставят. Придется заканчивать в следующем году.

Когда вернулся из Лос-Анджелеса, побывал на Тургояке. Впервые освоил вейкборд. Для меня это было что-то новое — привязывают доску к катеру и вперед. Прикольно. Долго не мог встать на доску.

В остальном — помогаю маме. У нас в Миассе ремонт и стройка.

В Миассе, где я живу, пригласили провести зарядку для всех желающих на стадионе. Полсотни энтузиастов пришло позаниматься, взрослые и молодежь.

Мотоциклы, машины — моя слабость. Но мне нельзя садиться на быстрые байки. Можно получить травмы. В детстве у меня было много мотоциклов. Гонял на них. Но так как я перешел в профессионалы, пришлось забыть.

— Тяготит ли тебя, что спортсмен такого уровня должен быть публичным человеком?
— Я всю жизнь занимался этим делом, не пришел в незнакомую сферу. Каждый день с 7 лет занимаюсь боксом. Мне не сложно рассказывать об этом и представлять свой спорт.

Фото Наиля ФАТТАХОВА