Меню

Горячий допинг

23.01.2017 12:30 - автор Михаил АРАЛОВЕЦ
Допинговый скандал в отношении России все чаще напоминает пожар в торфянике. Где-то под землей тлеет пламя, которое до поры не видно. Но вдруг случается выброс, и тогда едкий дым накрывает окрестности и общественность в очередной раз убеждается в том, что, несмотря на все усилия пожарных, проблему никак не удается решить. К тому же выясняется, что есть некто, кто с удовольствием подбрасывает в пожар сухих дровишек.
Горячий допинг


Так и теме российского допинга не дают затухнуть. Вот совсем недавно появилось заявление Института антидопинговых организаций (iNADO), подписанное главами 19 национальных антидопинговых агентств, с требованием изгнать Россию из мирового спорта. Буквально следом – письмо 170 биатлонистов в Международный союз биатлонистов (IBU) с призывом к более строгой реакции относительно последних допинговых скандалов. Понятно, что в первую очередь это направлено против российских спортсменов.

++Моисеев.jpg

– Это чистой воды политика, – считает заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, многократный чемпион СССР и чемпион Европы по марафону, участник Олимпиад 1976 и 1980 годов, почетный гражданин Челябинска Леонид Мосеев. – Санкции в отношении России не дали того эффекта, на который рассчитывал Запад, вот и нашли болевую точку, на которую давят и давят.

Но почему же так чувствительна эта болевая точка, о которой говорит Леонид Мосеев? Тут надо вернуться в начало 2000-х годов. Когда наше спортивное руководство подписало соглашение со Всемирным антидопинговым агентством (WADA) о борьбе с допингом. То ли читали невнимательно текст, то ли отнеслись к документу несерьезно, но просмотрели важную деталь. А именно: косвенные доказательства в употреблении допинга являются доказательствами. Между тем сегодня большинство обвинений в употреблении допинга российскими спортсменами построено именно на косвенных уликах.

Именно это произошло в отношении олимпийской чемпионки, чемпионки мира и Европы челябинки Марии Савиновой.

В декабре 2014 года вышел в свет фильм немецкого канала ARD, название которого можно перевести как «Секретное дело «Допинг». В нем сообщалось, что российские легкоатлеты систематически принимали запрещенные препараты по указанию своих тренеров. Главными героями фильма стали легкоатлетка Юлия Степанова и ее муж Виталий – бывший сотрудник Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Они вели скрытую съемку своих подруг по сборной, в том числе Марии Савиновой. После выхода в свет фильма ARD была создана независимая комиссия WADA, которая в ноябре 2015 года отстранила спортсменок от соревнований. Савинова попала под раздачу на основании только разговора, где ее муж говорит о допинге. Между тем в олимпийском 2012 году Савинова сдала 90 (!) допинг-проб, и все они дали отрицательный результат. На нее была развернута самая настоящая охота, которая, однако, не увенчалась успехом. Тем не менее она до сих пор находится в подвешенном состоянии и отстранена от соревнований, хотя ее вина не доказана.

Пострадали и южноуральские спортсмены с ограниченными возможностями. Их просто, как и всех россиян-инвалидов, не пустили на Паралимпиаду в Рио-де-Жанейро.

Безусловно, есть примеры и обратного свойства, когда допинг-пробы российского спортсмена дают положительный результат. Этого никто не скрывает и не замалчивает. Из челябинских спортсменов, к сожалению, в этот список попал известный прыгун с шестом, неоднократный чемпион России, участник Олимпиад в Пекине и Лондоне Дмитрий Стародубцев.

Громадную «лепту» в антидопинговую истерию внес бывший руководитель «Антидопингового центра» Григорий Родченков.

– Я соревновался с ним на беговых дорожках, он же бегун, мастер спорта, – вспоминает вице-президент Федерации легкой атлетики Челябинской области, член президиума Всероссийской федерации легкой атлетики Анатолий Калуцкий. – Впечатление – ученый не от мира сего. Уже тогда он был буквально помешан на опытах с различными препаратами. И я не удивился, когда обнаружилась его причастность к допинговому скандалу.
В последнее время наметилась и еще одна тенденция, которой раньше никогда не наблюдалось. Известный французский биатлонист Мартен Фуркад дал ясно понять, что не хотел бы видеть рядом с собой на трассе спортсмена, однажды нарушившие антидопинговые правила. Речь идет о россиянине Александре Логинове, который был отстранен от соревнований из-за положительной пробы на допинг. Он отбыл дисквалификацию и имеет полное право выступать на соревнованиях согласно кодексу Международного союза биатлонистов (IBU). Тем не менее Фуркаду вторит его соотечественник, малоизвестный биатлонист Аристид Бег, который пошел в своих высказываниях еще дальше – назвал Логинова мошенником. Причиной этого стал проигрыш французского биатлониста россиянину на этапе Кубка IBU.

– Действительно, такого раньше не было, – подтверждает Леонид Мосеев. – Спортсмены всегда уважительно относились друг к другу. Ведь наше дело – соревноваться, а не заниматься политическими дрязгами. В свое время я соперничал с бегунами из ГДР. Про них ходили слухи, что они сидят на допинге. Но независимо от этого у нас были дружеские отношения, мы выясняли, кто сильнейший, только на беговых дорожках. К этому могу добавить, что допинг редко влияет на результат, зато на здоровье спортсмена – очень сильно.

Компромат сломал чиновников?

Больнее всего антидопинговая истерия ударила по российским паралимпийцам и легкоатлетам. Их просто не пустили на Олимпийские и Паралимпийские игры в Рио-де-Жанейро.

– Челябинскую область в Бразилии должны были представлять шесть паралимпийцев: пловцы Дмитрий Черняев, Валерия Шабалина и Ирина Девятова, легкоатлеты Анна Сапожникова, Алексей Котлов и Вадим Алешкин, – говорит председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Паралимпийский комитет России» в Челябинской области Анатолий Халабов. – Все наши спортсмены «чистые», я это могу сказать с уверенностью. Когда я узнал о том, что вся паралимпийская российская делегация не будет допущена на Паралимпаду, испытал шок. Причем об этом объявил сам глава Международного паралимпийского комитета Филипп Крэйвен. Вот это стало для меня еще одной неприятной новостью.

Действия Крэйвена в этой ситуации оказались неожиданными для Паралимпийского комитета России. В течение долгих лет ничего, кроме комплиментов, ПКР от Международного паралимпийского комитета не получал. И вдруг такое изменение на 180 градусов.

Тут надо отметить, что по окончании Игр в Сочи Крэйвен поблагодарил Владимира Путина и всех россиян и назвал прошедшую Паралимпиаду лучшей в истории. В марте 2014 года Филиппу Крэйвену вручили российский орден Почета. Ранее, в 2012 году, он был награжден орденом Дружбы за вклад в развитие паралимпийского движения в России.

А 7 августа 2016 года Крэйвен обрушился с критикой в адрес России. Он назвал антидопинговую систему в стране «сломанной, коррумпированной и полностью скомпрометированной». Заявив о лишении ПКР членства в Международном паралимпийском комитете, он объяснил это решение так: «Паралимпийский комитет России не в состоянии выполнять требования антидопингового кодекса IPC и Всемирного антидопингового кодекса».

– Я лично знаком с Крэйвеном, – продолжает Анатолий Халабов. – У нас были хорошие отношения. Он всегда объяснялся в любви к России. Однажды я подарил ему календарик с челябинским метеоритом, у меня хранятся совместные фото. Буквально за три недели до своего сенсационного заявления он рассыпался в комплиментах в адрес российского паралимпийского спорта. И вдруг такое… Я послал ему письмо: «Возмущен вашим поведением».

Мое мнение по поводу ситуации с недопуском паралимпийцев в Рио. Думаю, что на Крэйвена оказали сильное давление. Не исключено, что в ход пошел компромат на него. И он сломался.

Примерно такая же ситуация и с российскими легкоатлетами, которых тоже не пустили на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. В ней тоже много странного.

– Президент Международной ассоциации легкой атлетики (IAAF) англичанин Себастьян Коэ тоже признавался в любви к России, – говорит Анатолий Калуцкий. – А буквально через две недели российская федерация была отстранена от соревнований под эгидой ИААФ. Думаю, что на Коэ также оказали сильное давление и наверняка его шантажировали компроматом.

Вполне возможно, что Коэ может быть причастен к коррупционному скандалу в Международной ассоциации легкой атлетики. Так считает бывший главный следователь ВАДА Джек Робертсон. А это значит, что президент ИААФ мог стать легкой мишенью политических кругов, заинтересованных в конфронтации с Россией.

Конспирологическая версия имеет право на существование. Хотя бы потому, что иначе объяснить поведение некоторых высших спортивных чиновников в международных организациях невозможно.

Уйти нельзя остаться. Где поставить запятую?

Что делать в этой ситуации России? Некоторые горячие головы готовы на крайние меры и говорят: зачем стучаться в закрытую дверь? WADA выставила нам, условно говоря, 40 пунктов, которые Россия должна осуществить по борьбе с допингом. Мы их выполнили, и что? Получили еще 80. Зачем этот бесконечный марафон унижений? Не лучше ли самим уйти? Ведь жили мы долгие годы вне олимпийского движения.

Мои собеседники единодушны в этом вопросе: нельзя уходить из олимпийской семьи. В отсутствие конкуренции и мотивации это будет означать деградацию спорта высших достижений.

А что делают наши спортивные чиновники, чтобы восстановить «в правах» те виды спорта, по которым наиболее сильно ударили антидопинговые санкции?

– Мы стараемся выполнять все те рекомендации, которые нам предлагают WADA и IAAF, но не все так просто, – первый вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики, олимпийский чемпион Пекина Андрей Сильнов старается быть дипломатичным и аккуратным в этом вопросе. – Нам все время подбрасывают новые факты и фамилии спортсменов. Федерация работает, но ситуация горячая и очень политизирована.
А вот у Анатолия Калуцкого есть реальные предложения.

– ИААФ лишила международных соревнований не только взрослых российских легкоатлетов, но и детей и юношей, – говорит он. – Что это значит? Это значит, что у российской легкой атлетики может не быть будущего. Если тянуть время, то дети уйдут из нашего вида спорта, поскольку не будут видеть перспектив. Поэтому я считаю, что в первую очередь надо снимать антидопинговые санкции с юных спортсменов. Об этом я собираюсь говорить на исполкоме ВФЛА.

Ну и в заключение – прогнозы моих собеседников в отношении окончания антидопинговых санкций.
Анатолий Халабов:
– Надеюсь, что российские паралимпийцы все же выступят на Паралимпаде в Южной Корее в следующем году.

Анатолий Калуцкий более осторожен:
– На следующей летней Олимпиаде (она пройдет в 2020 году в Японии) российские легкоатлеты должны быть.
Корреспондент «Вечернего Челябинска» рискнул сделать прогноз в отношении присутствия российских спортсменов на Играх в Южной Корее. Думаю, хоккеисты, фигуристы и конькобежцы там точно выступят, а вот биатлонисты и лыжники – вряд ли. Напомню, что сейчас раздаются голоса с требованием не пустить всю сборную России на Олимпийские игры 2018 года.