Меню

Love story с любимой командой. «Трактор»: спасибо за все!

06.02.2017 13:03
«Вечерний Челябинск» начинает публикацию материалов совместной с хоккейным клубом «Трактор» акции «Трактор» в моем сердце», которая приурочена к 70-летию команды. В ее рамках мы рассказываем человеческие истории под общим названием «Как я начал болеть за любимую команду». Сегодня мы публикуем воспоминания болельщицы «Трактора» из Снежинска с почти 50-летним стажем Лидии Логутовой.
Love story с любимой командой. «Трактор»: спасибо за все!
Фото: 23 сентября 1969 года. «Трактор» – «Спартак», 2:7.

– Впервые хоккей я увидела зимой 1963 года по телевизору, и было мне тогда 11 лет. Черно-белый телевизор с маленьким экраном был огромным окном в мир. Транслировали матчи чемпионата мира и Европы из Стокгольма. Моими кумирами стали игроки спартаковской тройки – братья Майоровы и Старшинов. Мне так хотелось увидеть хоккей вживую, но это было неосуществимо, так как жила я и училась в городе Касли. И только в 1968 году, после окончания школы, появилась такая возможность.

«Трактор» вернулся в Первую лигу класса «А», а значит, в Челябинск вернулся и большой хоккей. Мне нужно обязательно поступить учиться в Челябинск! Папа за политехнический институт, мама – за медицинский. А мне, если честно, все равно куда, лишь бы поступить с первого раза и увидеть настоящий хоккей, всех игроков нашей легендарной сборной. Ведь все они в составе своих клубов приедут играть с «Трактором».

Чтобы не рисковать, я втайне от всех поступила в медицинское училище: боялась – вдруг в институт не поступлю. Был, конечно, дома скандал, но дело сделано!
И вот я в Челябинске. Первое, что я сделала после зачисления, – поехала искать зимний стадион ЧТЗ. В жаркий день августа неудобно у прохожих спрашивать, еще не так поймут, но, исходив немало улиц в районе монтажного техникума, я его нашла! И с чувством выполненного долга уехала домой.

И вот, наконец, долгожданное событие: матч «Трактор» – «Динамо» (Москва) состоится 31 октября на зимнем стадионе ЧТЗ в 19 часов. Мне казалось, что время остановилось, стрелки часов застыли на месте и я никогда не дождусь начала игры.

И вот этот день настал! Я приехала на стадион. То, что я испытывала, трудно передать словами. Все для меня было ново, необычно, мне казалось – все, что я вижу и чувствую, происходит не со мной. Голубой лед, яркий свет, красные штанги и перекладины ворот, разметка поля. Все это было для меня раньше только чёрно-белым. Я была на седьмом месте от счастья!

Команды вышли на лед. Динамовцы в бело-голубой, игроки «Трактора» – в бордово-белой форме. Тренер команды «Динамо» и сборной страны Аркадий Иванович Чернышев, чемпион мира, Европы и двукратный олимпийский чемпион, легендарный защитник сборной страны Виталий Давыдов – вот они, и я их вижу! Наконец-то вижу хоккей вживую, ведь я так долго об этом мечтала!

Свисток судьи, началась игра – и, о ужас, я не могу уследить за шайбой, ничего не понимаю, не успеваю, не знаю, куда смотреть в первую очередь. Я ничего не могу понять. Уже забита шайба в ворота «Трактора», но кто это сделал, с чьей подачи и вообще как это произошло, я не увидела и не поняла. Как, почему это происходит? А ведь я считала себя неплохим знатоком игры и так самозабвенно любила хоккей. Матч закончился со счетом 9:2 в пользу «Динамо», а я из 11 заброшенных шайб не видела ни одной. Не помню, как добралась до квартиры. Я была в настоящем шоке, просто раздавлена и подавлена. Оказывается, я ничего не понимаю в хоккее, даже не умею видеть матч.

Смотреть игру по телевизору и вживую – это совсем не одно и то же. Ведь на экране ты видишь только то, что тебе покажет оператор, режиссер трансляции. В те годы по телевизору уже стали повторять наиболее интересные моменты, а уж забитую шайбу показывали не один раз. А здесь ты сам выбираешь, что тебе смотреть, только отвлекся на скамейку игроков – и на льду уже потерял контроль над шайбой. Эта была очень тяжелая для меня ночь после игры. Хотелось все бросить, уехать домой, бросить учебу, ведь медицина для меня никогда не была призванием. И только под утро, совсем измучившись, я решила для себя: я научусь смотреть хоккей, а пока буду делать то, за чем приехала. Буду смотреть за игрой только игроков сборной, ведь ради этого я и приехала сюда. Даже поплакала, так себя было жалко. Но утро вечера мудренее, с тем и уснула на рассвете.

На следующий день я снова была на зимнем стадионе, матчи тогда шли сдвоенные, играли два дня подряд. Смотрела на поле, когда выходил игрок сборной Виталий Давыдов, следила за тем, как он играет, как филигранно отдает пас, начинает атаку, как он ведет себя на скамейке запасных, когда отдыхает, наблюдала за тренером сборной страны Аркадием Ивановичем Чернышевым. Когда я сосредоточилась именно на этом, мне стало проще и даже как-то спокойнее, я включилась в игру, пусть и не в полном объеме, но уже видела то, что хотела. Я видела лучшего защитника чемпионата мира Виталия Давыдова и невозмутимого Аркадия Ивановича. И это был уже мой маленький успех, в этот вечер я ВИДЕЛА ХОККЕЙ! И пусть «Трактор» опять проиграл в тот вечер, я знала теперь, что с этой командой я навсегда. Удивительно, но глаз как-то все время цеплялся за игрока «Трактора» под номером 19. Этот хоккеист мне запомнился именно с этого матча, он даже и внешне был как-то крупнее, будто атлетичнее других. Но кто это был, я тогда не знала.

Чтобы научиться видеть игру в полном объеме, ориентироваться в игровых ситуациях, держать под контролем все поле, я стала ходить на любые матчи, какие только были в городе. Я смотрела игры команд «Восход», «Сельхозвузовец», «Звезда» (Чебаркуль), «Спутник» (Нижний Тагил). В общем, по возможности все матчи, на которые было время съездить.

За первый хоккейный сезон я осуществила свою мечту! Я увидела игру всех игроков легендарной сборной СССР того времени. Я познакомилась с прекрасными болельщиками, настоящими, преданными, умными, разбирающимися в тонкостях игры. Все вместе мы самозабвенно любили «Трактор». С вечера занимали очередь за билетами на хоккей во Дворце спорта «Юность». Проводили там всю ночь, в 10 часов утра открывалась касса, мы покупали свои вожделенные два билета и, напрочь измотанные, замерзшие, но счастливые, разбегались кто куда: кто на занятия, кто на работу. Мне приходилось заранее сдавать зачеты, проходить практику с другой группой, иногда пропускать некоторые пары, чтобы купить билет на хоккей.

Групп на потоке было шесть, и всегда можно было договориться с преподавателем о сдаче зачета заранее. Только нужна была веская причина. С фантазией у меня было неплохо, да и сдавала я, как правило, на пятерки, так что здесь проблем практически не было. Хоть и понимала я, что медицина – это далеко не мое призвание, но училась хорошо, ведь если б отчислили за неуспеваемость, мечте моей был бы конец.

Я узнала игроков «Трактора». Они трудно играли с лидерами и, как правило, проигрывали, но с командами из середины турнирной таблицы действовали неплохо, на равных и часто побеждали. А хоккеистом под номером 19, которого я заметила еще во второй игре, был Владимир Суханов. От него всегда исходила уверенность, какая-то прочность, это был настоящий защитник.

Нельзя было не обратить внимание и на Геннадия Цыгурова, на нашего незабвенного «бригадира». Это защитник, который мастерски умел прижимать шайбу к борту, и равных ему в этом не было.

Юрий Валецкий обладал феноменальной скоростью, он летал по площадке, как на крыльях. Но, прибежав к воротам соперника, он не всегда понимал, что же ему дальше-то делать, и вставал как вкопанный. Поэтому болельщики часто шутили: «Прибежать-то прибежал, а мысль позади осталась…»

Универсальным игроком в команде был Юрий Шумаков. Он прекрасно играл и в нападении и в защите, там, где было наиболее нужно команде.

Владимир Суханов играл в паре с защитником Леонидом Устиновым. Играли надежно, но иногда Устинов допускал грубейшие ошибки, просто «проваливался», а такие промахи соперники, как правило, не прощали.

Мгновенно пролетели два года учебы в медицинском училище, и по распределению я стала работать в Полетаевском доме-интернате для престарелых и инвалидов. А это рядом с Челябинском. Так что проблем с поездками на хоккей не было. Всегда можно было подмениться или согласовать график работы так, чтобы можно было спокойно и билеты купить и на игру приехать. После матча, если я успевала на электричку на 21 час 42 минуты, ехала домой в Полетаево. Если же не успевала, то ребята, как правило, меня не отпускали на более поздний поезд. Я оставалась ночевать у своей подруги Ани, истинной болельщицы «Трактора». Тогда после игры мы ехали все вместе к ней. Пили чай и продолжали свои бесконечные споры-разговоры до глубокой ночи. Накал послематчевых дебатов просто зашкаливал. «Трактор» много проигрывал, но мы так любили свою команду, так верили в нее и, конечно, хотели, чтоб команда продолжала выступать в Первой лиге. Как бы плохо ни играл «Трактор», никогда мы не позволяли себе ни говорить, ни думать о команде плохо. Ох и доставалось же тем, кто в нашем присутствии позволял себе что-то подобное. Никто не уходил с игры раньше, даже если «Трактор» проигрывал с разгромным счетом. Это считалось даже каким-то оскорблением не только для команды, но и для остальных болельщиков. Я и сейчас не люблю слово «фанаты». Это что-то искусственно надуманное, даже оскорбительное для настоящего болельщика, который со своей командой и в радости побед, и в горечи поражений. Они всегда вместе, и «Трактор» у нас любили всегда, преданно и самозабвенно. Всегда гордились своими воспитанниками, игравшими в других клубах.

Но сезон 1972 – 1973 годов был для команды крайне неудачным, ее лихорадило, первая половина сезона была просто провалена.

«Трактор» должен был доказывать свое право остаться в высшем эшелоне в играх с командой «Кристалл». Они должны были сыграть два матча. Первая игра проходила в Саратове. Ни трансляции по телевизору, ни радиотрансляции по «Маяку» даже третьего периода не было. Все мы страшно переживали, с нетерпением ждали последних новостей, но только на следующий день в десять утра в разделе «Спортивные новости» по радио наконец-то услышали – 3:2, победил «Трактор»! Эти скупые слова были такими дорогими и долгожданными для всех нас. Не было у нас ни Интернета, ни мобильных, даже городских телефонов. Мы созванивались по служебным телефонам, радовались как дети и твердо верили, что уж дома-то наши ну никак не проиграют.

Второй матч играли в Челябинске. И никто не сомневался, что наши ребята победят. Дух победы просто витал в атмосфере Дворца спорта «Юность». «Трактор» играл так, что хоккеисты «Кристалла» не могли даже сообразить и понять, что же это происходит на льду. Такие бешеные скорости, точнейшие пасы, шайба как будто приклеена к крюку клюшки игроков «Трактора». На «Кристалл» обрушился такой шквал, ураган атак, что они были просто смяты, так и не смогли оправиться до конца игры, не смогли ничего противопоставить «Трактору». 10:0 – итог игры! Болельщики говорили, что наши разбили «Кристалл» в стеклышки, вдребезги. Ура! «Трактор» остался в Первой лиге чемпионата СССР, в его высшем эшелоне. Мы были на седьмом небе от счастья. После игры ребята-болельщики подарили мне на память клюшку Анатолия Картаева.

Пролетели пять незабываемых лет в Челябинске, мне нужно было по семейным обстоятельствам уезжать. Я еще много раз приезжала на матчи «Трактора», ребята-болельщики покупали мне билеты.

++трактор2.JPG
Фото: март 2013 года

И сейчас, а мне уже 65 лет, я по-прежнему люблю хоккей. С медициной свою жизнь я так и не связала – ну не мое это, не мое. Живу в Снежинске. Когда организуются поездки на хоккей в Челябинск, приезжаю туда со своими дочерьми и внуком. Бывая на Ледовой арене «Трактор», я вижу укрепленные высоко под потолком именные стяги игроков, чувствую, как замирает мое сердце, как отступают болезни и годы. Это не просто страница в истории команды, это и моя жизнь. С искренней гордостью, нежной любовью и просто с ностальгией прикасаюсь к этим именам. Я люблю тебя, «Трактор»! Спасибо тебе за все!