Меню

Паралимпийцы… Наболело?

03.05.2017 11:28 - автор Александр ПАТРИТЕЕВ
Внутри стук сердца отдается в виски громким эхом. А вокруг – бесконечно тихо и беспросветно темно. От темноты не избавиться. Тишина необходима. Звук колокольчика, хоть ты и ждал именно его, возникает неожиданно и летит, ударяясь об пол, подпрыгивая и снова ударяясь, прямо навстречу. Через секунду звук обретает форму. Форму шершавого баскетбольного мяча, который на этот раз угодил тебе в выставленный локоть. Вскакиваешь – темнота со всех сторон взрывается радостными криками, и кажется, что это в твоей груди с прижатым к ней мячом звенит и звенит колокольчик.
Паралимпийцы… Наболело?


Должно быть, так опишет спортсмен – инвалид по зрению свои ощущения от игры в голбол. Этот паралимпийский вид спорта пришел в Челябинск не так давно, и занимаются им немногие. Ученики специализированной школы № 127 Глеб, Влад, Кирилл и капитан команды Александр – самая что ни на есть голбольная дружина. У всех четверых – тотальное поражение зрения. Играть ребята начали четыре года назад, когда новый учитель физкультуры, молодой педагог, решил развивать это направление. Благодаря родителям появился специальный мяч с колокольчиком внутри (между прочим, дорогостоящий инвентарь, ибо производят его только за границей). Впоследствии инициативные родители объединились, создав в 2015 году региональную общественную организацию развития паралимпийского спорта «Метеор» (о ней чуть позже).

О чем звенит колокольчик?

– Парни, поделитесь, чем привлек голбол?

Кирилл: Раньше у нас кроме легкой атлетики и конькобежного спорта никакого другого вида спорта не было. Было интересно попробовать.

– А сейчас? Что заставляет продолжать?

Александр: Для меня голбол – это жизнь. Я, можно сказать, сплю с голбольным мячом. Бывает, если по какой-то причине не попадаю на соревнования, звоню ребятам после каждого матча, может, иногда подскажу, как лучше сыграть.

– Последние соревнования по голболу, где вы участвовали?

Глеб: Первенство России в Раменском. Мы там были уже в третий раз…

– Ясно, не новички. Но помимо участия в соревнованиях, наверное, немаловажно и общение со сверстниками?

Глеб: Конечно, общение играет большую роль…

– После окончания планируете пойти в профессиональный спорт?

Александр: Я поставил перед собой цель – попасть в голбольную сборную России. А для этого надо больше тренироваться.

Кирилл: Я пойду в медицинский колледж, на массажиста. Насчет спорта, если получится, буду выступать за Челябинскую область на чемпионатах.

Влад: Сложно пока сказать, на кого пойду учиться. Возможно, на юриста. Но если совсем все грустно будет, то на массажиста. Спорт для меня – хобби.

Глеб: Я тоже решил поступать на юриста…

– Почему же у вас так популярна юриспруденция?

Глеб: Проблема прав человека меня заинтересовала, в том числе и проблемы людей нашей категории…

Я не тренер. Я физрук

– Голбол для них – одно из немногих средств для активной жизни, – включается в разговор учитель физкультуры Федор Голендухин. – Я у многих ребят спрашивал, что они делают после школы. В основном отвечают, что сидят дома, и день на этом заканчивается. А в таких видах спорта они учатся работать в команде, друг за друга держатся…

– Почему вы решили тренировать команду незрячих ребят? Приходилось переучиваться, переосмысливать?

– Помимо того, что у меня педагогическое образование, прошел специальные курсы коррекционной педагогики. Но, придя в школу, увидел, что паралимпийский спорт не развивается, за исключением легкой атлетики, и то около школы даже стадиона нет (а прежде и спортзала не было). Предложил ребятам голбол…

– Трудно развивать паралимпийские виды спорта?

– Поддержки зачастую не найти. Для этого вместе с родителями и создали «Метеор». Но трудно не только у нас. Вот пример: не пустили российскую сборную на Паралимпиаду, и было объявлено, что пройдут альтернативные игры. А вскоре состоялась Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов в Сочи, откуда голбол вообще убрали, как объяснили, за неимением средств. Вот так двояко: вроде бы развиваем паралимпийские виды спорта, а у детей отбирают мяч с колокольчиком.

– Действительно затратный вид спорта? Ладно, мяч восемь тысяч стоит…

– Видимо, большие расходы на проведение соревнований. В прошлом году региональное министерство спорта помогло приобрести ворота, с формой помогла «Единая Россия». Но эта помощь – разовая, урывками. А иногда доходит до абсурда. Вот одно из последних наших обращений к минспорта: «У нас соревнования запланированы. Чем-то можете помочь?» Ответили: мол, медали и кубки закончились. Ну, хотя бы грамоты, говорю.
Предложили прислать нам скан-копию, чтобы сами распечатали грамоты…

– Много ребят у вас занимается?

– Около 20. Хотя официально для тренерской ставки необходимо, чтобы не менее 40 человек занималось. Но, кажется, должна быть обратная позиция: чем меньше количество, тем больше поддержка, и не говорить что-то вроде: «Вас мало – мы вам вообще ничего не дадим». Но, слава богу, у нас не так много детей, у которых проблемы со зрением. Нужно больше?

Вне зоны доступа

– Неужели так и говорят: «Ничего не дадим»? – спрашиваем у председателя «Метеора» Сергея Широкова.

– В 2015 году моего сына, инвалида по зрению, отобрали в сборную Челябинской области для участия во Всероссийской спартакиаде в Чебоксарах. На спартакиаду приехали команды из 54 регионов страны. Что касается организации, инфраструктуры – горько на все это было смотреть. В паралимпийском спорте, я так понял, финансирование происходит по остаточному принципу. Поэтому, приехав из Чебоксар, мы вместе с другими родителями задумались о создании общественной организации. Началось с малого – с покупки мяча. Сегодня помогаем ребятам ездить на спортивные мероприятия по голболу, шоудауну, дзюдо, легкой атлетике. Сами проводим соревнования. Безусловно, в последнее время государство уделяет много внимания социальной сфере. Но почему-то мы оказываемся по разные стороны баррикад с местным правительством, и друг друга не получается слышать, а может, кому-то это и не надо…

– Возможно, нужно быть настойчивей?

– Речь не о чем-то сверхъестественном. Если на федеральном уровне неоднократно говорится о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, то сделайте так, чтобы эта поддержка стала доступна на региональном уровне. А пока, честно говоря, стремимся к тому, чтобы у нас финансирование было независимым. Благодаря спонсорам и меценатам. Кроме того, один из проблем – доступная среда…

– Здесь чиновники ответят, что Москва не сразу строилась.

– Но воз и ныне там. Сегодня область готовится к саммитам ШОС и БРИКС. Так почему бы при сдаче объектов не включать в комиссии представителей инвалидных организаций и, собственно, не сдавать объект, пока в нем не будет создана доступная среда? Буквально недавно мы обратились в городскую администрацию по поводу создания инфраструктуры. Дело в том, что в Челябинске при огромном наличии бассейнов, спортплощадок практически нет ничего, оборудованного для людей с ограниченными возможностями. В связи с этим от нас было предложение создать центр инвалидного спорта, универсальный комплекс. Понятно, один в поле не воин. Для решения вопроса надо подключать все организации, в этом заинтересованные. Но, к сожалению, среди них самих нет сплоченности…

– Сергей Иванович, но есть сферы, где жизнь людей с ограниченными возможностями постепенно налаживается. Трудоустройство…

– Вопрос трудоустройства на самом деле стоит остро. На сегодняшний день есть квоты для инвалидов. Например, на предприятиях, где свыше 300 работников, должна быть такая квота. Но что в реальности? Инвалиду говорят, мол, бери деньги и просто сиди дома. Вы знаете, что незрячих ребят обучают в основном массажу? Смотришь на детей – у каждого определенный талант. Кто-то поступает на исторический факультет ЮУрГУ. У меня сын хочет быть юристом. Кстати, решение он принял после того, как прошел все ступени при оформлении инвалидности.

– Правда, что не так давно городская администрация выделила «Метеору» отдельное помещение? Надо сказать, не всякая общественная организация может этим похвастать…

– Да, теперь у нас есть помещение. Подвальное. Недалеко от коррекционной школы. Помещение, правда, затопило этой весной, как раз после того, как с помощью спонсоров мы сделали в нем ремонт. Тем не менее мы и за это благодарны. В принципе, у власти есть добрые намерения, она идет навстречу, но, возможно, не всегда знает, что нужно делать. Сегодня появляется много новых слов, в частности «социальное предпринимательство». Это некая форма помощи со стороны государства организациям и частным предпринимателям, которые расходуют свои средства на реализацию проектов для людей с ограниченными возможностями. При этом подразумевается, что государство эти расходы будет компенсировать. Ведь зачастую придешь к предпринимателю – начинаешь рассказывать, как хорошо поддерживать детей-инвалидов, а он говорит: «Ну а что я с этого буду иметь?» Его можно понять – коммерсант…

Старший брат

Действительно, помещение, предоставленное «Метеору» городской администрацией, находится всего в нескольких дворах от коррекционной колы № 127. Показать офис любезно согласился старший брат Влада, одного из челябинских голболистов, молодой человек по имени Станислав. Открываем дверь в подвал. Ремонт здесь был. Вот скромная приемная. Рядом отдельная комната, где планируется установить стол для шоудауна. Повсюду стойкий запах сырости. Весной, с таянием снега, который начал почему-то таять внутрь, весь труд пошел насмарку. Но не это было главной препоной…

– Жильцы дома изначально были недовольны, что подвал занял неизвестно кто, без их ведома, приходили с полицией. Но все документы, устанавливающие права организации, в порядке, – рассказывает Станислав и затем, то ли продолжая, то ли начиная новую мысль, добавляет: – Я с самого детства лояльно отношусь к людям с ограниченными возможностями…

– Потому что брат рядом? Приходилось защищать его от непонимания?

– Нет, он сам по себе неконфликтный, обходит такие вещи стороной.

– Как ты стал активистом «Метеора»?

– Я по специальности программист. Проходил студенческую практику и предложил «Метеору» сделать собственный сайт. Теперь помогаю во всем, что связано с компьютерами. В социальных сетях информацию распространяю. Но почему-то всегда наш пост пользуется меньшей популярностью, чем какая-нибудь ерунда вроде «как я подкачался к лету»…

– Почему, как думаешь?

– Наверное, людям неинтересно читать об инвалидах, просто предпочитают не замечать. Но вот как-то выложил пост о соревнованиях по голболу. После чего в колледже все спрашивали: «А что за голбол такой?»

– Зацепило, да?

– Да, но главное – для незрячих ребят это полезно. Они учатся ориентироваться в пространстве, запоминают, как двигаться на площадке, и в жизни им становится чуть проще. Есть надежда, что не потеряются…

Цитата:

– Я хотел бы, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать. Не отдавать по привычке предпочтение исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг некоммерческие организации. Давайте прямо скажем: у них еще «глаз не замылился» часто…

Владимир Путин, из ежегодного послания Федеральному собранию, 1 декабря 2016 года.

Знаете ли вы, что:

Накануне ЧРОО РПС «Метеор» направила губернатору Челябинской области обращение, где предлагается ряд инициатив. В частности, для тесного взаимодействия между социально ориентированными НКО и региональными министерствами поручить последним направлять информацию о различных грантах, конкурсах по возмещению затрат и т. д. посредством электронной рассылки. Создать некую организацию, например «Ассоциацию инвалидов Челябинской области», работающую в интересах людей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставлять льготы по местным налогам для ИП, предприятий и организаций всех форм собственности, которые занимаются пожертвованиями.

В Челябинске проживает более трех тысяч особенных детей. Число взрослых челябинцев, входящих в группу людей с ограниченными возможностями здоровья, близко к 70 тысячам.

Голбол (англ. goalball) – спортивная игра, в которой команда из трех человек должна забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника. Голбол был создан в 1946 году с целью помочь в реабилитации ветеранов Второй мировой войны – инвалидов по зрению. Входит в программу Паралимпийских игр. В России голбол получил развитие в 90-х.