Меню

*****

Александр Тонков: «В мотокроссе побеждает не самый быстрый гонщик, а самый умный!»

22.06.2018 17:28 - автор Галина Гонина-Новикова
Минувшие выходные ознаменовались яркими событиями в жизни мотоспортсменов Челябинска. 16 июня в спорткомплексе «Молодежный» прошел III этап Летнего чемпионата и первенства Челябинской области по мотокроссу, а днем ранее – учащиеся СДЮСТШ по автомотоспорту г. Челябинска, а также более 50 спортсменов других регионов (Нового Уренгоя, Сургута, Тюмени, Свердловской области), при поддержке компании «Фоксмото», приняли участие в мастер-классе и Академии мотокросса с известными гонщиками - Александром Платоновым и Александром Тонковым.
Александр Тонков: «В мотокроссе побеждает не самый быстрый гонщик, а самый умный!»
Александр Тонков – один из сильнейших гонщиков современного мотокросса мировой серии МХ2 и МХ1, многократный Чемпион России, призер чемпионатов Европы, победитель и призер этапов чемпионата мира по мотокроссу, член сборной России с 2005 г. по настоящее время. В первый раз Александр сел на мотоцикл в три года. Он один из немногих, кому удалось сделать головокружительную карьеру: в 12 лет — он победитель чемпионата России в классе 85 см. куб. (мощность мотоцикла – авт.), в 14 лет занял второе место в чемпионате Европы, далее – по нарастающей, он пилот Honda, Husqvarna, Yamaha, пилот Kawasaki.

Имя Александра Платонова известно многим челябинцам, ведь он не только многократный чемпион СССР и России, тренер и наставник молодого чемпиона Александра Тонкова, но и директор челябинской школы по автомотоспорту – местной «кузницы» мотоспортсменов. Сборная Челябинской области по мотокроссу на протяжении последних 18 лет занимает лидирующие позиции на соревнованиях всех уровней.

Наша беседа – о развитии мотокросса в Челябинске и России, о том, как попасть на пьедестал почета этого спорта, и что главное – талант или воля к победе.

DSC_6369_A_platonov.jpg

Александр Тонков:
- Как я попал на чемпионат мира? К сожалению, очень многие люди видят просто красивую картинку – чемпион, пилот известных команд, все просто прекрасно, но лишь единицы хотят знать подноготную: какой путь мне пришлось пройти, чего мне это стоило. Я родился и вырос в маленьком городе, у меня нет богатых родителей, я, как и все, начинал с местных гонок. Все, что мною двигало - это желание стать самым лучшим гонщиком, и неважно в какой гонке я участвую: челябинской, пермской или на чемпионате мира. Чтобы чего-то достичь, нужно чем-то жертвовать. Первый нелегкий выбор у меня возник в 11 лет: ехать в Германию одному или остаться дома с родителями, друзьями, учителями. До этого в принципе никуда и не ездил, поэтому уже через месяц-два рыдал в голос, хотел вернуться домой. Но это был единственный шанс чего-то добиться. Тот путь, который я прошел к заводским мотоциклам, спонсорам, крутой форме – очень длинный и трудный: это три тренировки в день, это травмы, это строгий контроль за питанием, физической подготовкой.

- Раньше было легче пробиться в лидеры мотоспорта?

Александр Платонов:

- Я начал заниматься мотокроссом в 15 лет (в те времена для занятий мотоспортом необходимо было получить права категории А – управление мотоциклом), в 17 лет я уже стал победителем чемпионата СССР. В армии, а служил я в Чебаркуле, как-то случайно на проездном КП меня заметил заслуженный тренер Иван Петрович Соснин. Иван Петрович – основатель нашей челябинской школы, увидев меня на вахте с автоматом, пригласил на соревнования на чемпионат Вооруженных сил в составе сборной УрФО. Так, отслужив в армии, я оказался в Челябинской СДЮСТШ, поступил в институт, далее сборная России и через год, выиграв чемпионат СССР, попал в сборную страны.

DSC_6567.jpg

Уровень чемпионата СССР вы представляете, в нем принимали участие 15 республик плюс Куба и Болгария! Для сравнения, зона охвата чемпионата Европы сегодня в три - четыре раза меньше. На чемпионате СССР нужно было попасть в пятерку лучших и принимать участие во всех этапах. Попадаешь туда – попадаешь на полное государственное обеспечение: это и техника, и экипировка, и зарплата. Конечно, в те годы техника была не такая, это были мотоциклы чехословацкого производства «Чезет», которые нужно было постоянно переделывать под себя.

Сборную СССР постоянно курировали институты: и физкультурный, и медицинский. Следили строго и за питанием, и за физической, и за моральной подготовкой спортсменов. В то время главным тренером сборной СССР был Юрий Игнатьевич Трофимец, автор нескольких книг, он постоянно собирал нас, мальчишек, и рассказывал о правильном питании. Сегодня даже в сборной России я не вижу ничего подобного! Хотя продукты тогда у нас были самые простые.

Мотоспортсмен должен быть очень выносливым, ведь мотоцикл, который нужно удержать, весит намного больше спортсмена, плюс мощность и скорость! Но самое главное – это характер, воспитывать его нужно с детства! Стремление и волю к победе. Спорт - это сила, мужество, выносливость, характер.

Александр Тонков:

DSC_6835_A.tonkov.jpg

- Я бы добавил, что за то время, что я в спорте, я знал очень много талантливых мальчиков, которые в классе 65, 85 куб. см. показывали невероятные результаты! А вот когда дело доходило до настоящей работы, мотивация у них исчезала. И при переходе во взрослый класс таких результатов они уже не показывали. На одном таланте далеко не уедешь, в мотоспорте побеждает не самый быстрый гонщик, а самый умный!

- В Челябинской школе по автомотоспорту принимают детей с пяти лет, мотоспорт «помолодел». Как Вы считаете, стоит ли заставлять маленьких детей тренироваться через силу?

Александр Тонков:

DSC_6687_A.Tonkov.jpg

- Я считаю, ребенок должен получать удовольствие от тренировок: больше удовольствия, чем работы. Если мы будем заставлять его посещать до десяти тренировок в неделю, то, возможно, что к годам десяти он вообще ничего не захочет делать. Везде нужно находить золотую середину. Моим тренером за рубежом был Стефан Эвертс, известный бельгийский мотогонщик. Так вот, его сын Лиам очень часто пропускал тренировки, меня тогда это очень сильно удивляло. Стефан отвечал: «Если он не хочет заниматься, то какой смысл заставлять его, вкладывать в него много денег? Пусть он покажет, что это действительно ему нужно!». И вот прошло несколько лет, и Лиан стал заметным спортсменом: с 2017 года он является членом молодежной программы Suzuki с заводской поддержкой.

- Александр, Вам 24 года. Вы женаты?

- Нет, пока я сам ребенок. Но если у меня будет сын, и он будет говорить, что хочет ездить на мотоцикле, конечно, я буду это поддерживать. Заставлять не буду!

Ну а девочку я никогда не посажу на мотоцикл – это точно! Мотокросс – это грязный и опасный вид спорта, а в моем представлении женский пол должен быть ангельским, святым.

- Из каждой травмы спортсмену нужно извлекать уроки. Сегодняшнюю встречу и мастер-класс удалось организовать благодаря компании Fox Moto. Подскажите, насколько выбор экипировки влияет на безопасность спортсмена?

Александр Тонков:

- Экипировка – это наша безопасность, поэтому к этому вопросу нужно относиться максимально серьезно! Ни для кого не секрет, что экипировка Fox – это лидирующий бренд на протяжении многих лет. Честно говоря, когда я только начинал заниматься, я всегда мечтал о такой форме.

DSC_6480.jpg

Александр Платонов:

- И обязательно брать все в размер! Часто родители берут детям мотоботы на вырост, но, по себе знаю, ты этого не ощущаешь и в повороте контролируешь только свою ногу, а не ботинок: в итоге, в колее зацепляешься, выворачиваешь ногу. В молодости чемпион мира Геннадий Моисеев мне подарил мотоботы Alpinestars, но они были на три размера больше! Я тут же подвернул ногу. Но мне так было обидно, и я снова и снова в них тренировался, пока тренеры не запретили. Пришлось надеть свои кирзовые сапоги.

А вообще, каждый день на улице, на автомобилях травмируется больше людей, чем в мотоспорте. Сколько у меня было травм, сколько раз я попадал в больницу. И ни разу со мной в палате не лежал ни один мотогонщик!

- Как вы оцениваете перспективы развития мотокросса в России?

Александр Тонков:

- На сегодняшний день я, мягко говоря, расстроен, как складывается ситуация с мотокроссом, да и с другими видами спорта у нас в стране. Представители власти не всегда заинтересованы в том, чтобы вывести его на должный уровень развития. Например, в школах по мотоспорту во Франции, Италии совсем другой подход к образовательному процессу! Местные федерации мотоспорта проводят различные сборы, семинары для детей, не только для известных гонщиков! Я состою в сборной России по мотокроссу много лет. Меня не приглашали на сборы, у меня нет ни привилегий, ни стипендий.

Я понимаю, что все дело в финансовых возможностях. Чтобы максимально приблизить тренировку к гонке, спортсмену нужны механики. Но если выделить сейчас каждому ребенку по два механика и два мотоцикла, представляете, какие это будут затраты? Поэтому родители вынуждены и финансировать спорт, и сопровождать ребенка на тренировках. Тяжело всем. У нас все держится на энтузиастах, таких, как Александр Николаевич Платонов.

DSC_6488_A.tonkov.jpg

Александр Платонов:

- У нас в России есть четыре команды из Челябинска, Каменска-Уральского, Ноябрьска и Пензы. Всего четыре сборные по мотокроссу! Хотя в самое тяжелое время, когда шла перестройка, у нас в стране было 55 команд! И в каждой команде было по 20 - 30 спортсменов, которые получали зарплату и технику! Когда Иван Соснин открывал челябинскую школу в 1987 году, конкурентов в СССР насчитывалось более 50 школ и большое количество мотоклубов!

Потом пошел спад, сейчас вроде бы жизнь в стране налаживается, но ни команд, ни школ, таких как наша, не открывается.

- Из-за проблем с шенгенской визой Александр Тонков временно не принимает участие в зарубежных соревнованиях, как решается этот вопрос?

DSC_6485.jpg


  Александр Платонов:

- В этом году на этапе чемпионата мира, который проходил в «Орленке», мы встречались с представителями команд, в которых ранее был Саша, и достигли договоренности (Husqvarna , Yamaha): они его ждут и, как только откроется виза, он приступит к работе.

- Что помешало Александру Тонкову выступить на этапе чемпионата мира по мотокроссу в «Орленке» в мае этого года?

- Ему не на чем было ехать, так как не было средств для аренды хорошего мотоцикла, хотя наша команда и спонсоры – «Русмедь», «Фоксмото» - предоставили ему мотоциклы для тренировок. Но нужен был боевой подготовленный мотоцикл! Выступить на стандартном мотоцикле на чемпионате мира – это однозначный проигрыш. Это не Сашин вариант. Поэтому мы решили отказаться от участия.

Справка

Александр Платонов – МСМК, ЗТР, многократный чемпион СССР и России, серебряный призер чемпионата Европы 1982 г, победитель Кубка дружбы социалистических стран, Кубка «Дружбы народов», Кубка «Балтики». Участник чемпионатов мира по мотокроссу, член сборной СССР с 1978 по 1990 гг.

Александр Тонков
2017
Чемпион России в классе 250 сс;
Пилот Monster Energy MEGA Bulk Fuels Kawasaki Racing Motocross Team
2016
Пилот Monster Energy Yamaha Wilvo Motocross Team
2015
Пилот Wilvo Nestaan Husqvarna Factory Racing Team
2014
Пилот Wilvo Nestaan Husqvarna Factory Racing Team
Лучший результат: GP Катар, 5-е место
8-й в общем зачете в классе MX2 чемпионата по мотокроссу
8-е командное место в MXoN-2014 (сборная России), 3-й в зачете MXGP.

Фото – Екатерина Полякова

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other