Меню

В предвкушении уральской «Формулы-1»

28.06.2018 08:26 - автор Александр Патритеев
В последнее время дефицита в исторических событиях нет. Чемпионат мира по футболу проходит в России; отечественная сборная с двумя победами вышла из группы. И если уж продолжать спортивную тему, но уже локально, так сказать, ближе к сердцу, в эту субботу, 30 июня, впервые за 10 лет в Челябинске грянет автокросс в рамках этапа чемпионата УрФО, объединенного с чемпионатом области. Да, давненько, очень давно не переживала подобного южноуральская столица…
В предвкушении уральской «Формулы-1»


Чтобы узнать во всех деталях о предстоящем событии, накануне старта мы связались с организатором гонки, председателем комитета массовых видов спорта областной Федерации автомобильного спорта Максимом Чальцевым. Выдернули его буквально с трассы СК «Молодежный», где все и состоится. В эти дни Максим со товарищи в прямом смысле живет на ней, подготавливая к кроссу.

- Максим, 10 лет – это, как говорится, срок. Давай напомним челябинцам, что такое автокросс и, в частности, чемпионат Уральского федерального округа.

- Это наша «Формула-1» в Уральском регионе! Грунт. Зрелищное действо. Больше того, это профессиональные соревнования. Специальная подготовка, особые требования. Все по-взрослому. Как раз сегодня готовность трассы оценивала комиссия, которая курирует уральский чемпионат. Все отлично, успеваем. Комиссия – из Екатеринбурга, естественно. Там ведь все этапы в основном и проводятся. У них в этом плане, конечно, развито. Почти в каждом городе Свердловской области – трасса. Причем городишки маленькие, а своя трасса есть. Народу от 5 до 10 тысяч зрителей постоянно, и все знают, что в определенные даты будут очередные заезды.

 Вообще, чемпионат УрФО – традиционное мероприятие. Просто он в Челябинске не проводится. Вот в Златоусте, да, проводился, это единственный отметившийся город в нашей области. А в Свердловской области, повторюсь, подобное на каждом шагу. Но поскольку сейчас Екатеринбург принимает матчи мундиаля, уральский чемпионат по автокроссу на этот раз там не провести.

 - Значит, нужно благодарить футбол за то, что у Челябинска появилась возможность провести автокросс?

- Получается, так. И надо не упустить шанс. Вот сейчас мы вклинились в этот календарь, а дальше… Надеюсь, пару этапов в год будем принимать. Спринты мы организуем уже третий год в СК «Молодежный». Но это на асфальте, для любителей – приедут, покатаются, повысят водительское мастерство, пообщаются. А здесь – только профессионалы!

 - Максим, как же так вышло, что 10 лет челябинский автокросс оставался на обочине?

- Последний раз этап чемпионата у нас был на 74-й трассе в 2007 году, случайный этап. А вот на «Молодежном» нормально проводили кросс в году 2003-м. Выходит, даже не 10 лет, а ровно 15 лет назад. Сейчас такая тенденция, что технические виды спорта поддерживаются по остаточному принципу. Вот Олимпийские виды, им уделяют внимание. На самом деле у нас соревнований много: ралли, кросс, виртуоз руля, те же спринты. А молодые ребята смотрят, им нравится, они приобщаются, чтобы потом заниматься техникой, механикой. Вот где рабочие руки. Про это много раз сказано, но что-то как-то так все… Да и родителям сегодня проще дать смартфон в руки ребенку. А кто потом работать будет?
Конечно, морально нас поддерживают Всероссийское общество автомобилистов, Федерация автоспорта Челябинской области. Есть небольшие меценаты, которые сами же и гоняют. И наши ветераны спорта сейчас воспрянули духом: кросс будет, ух! У нас много чемпионов России во всех видах. Целая плеяда. А молодых все меньше и меньше...

- Пусть это единицы, но ведь наверняка глаза горят, руки чешутся…

- Дорогой спорт. Стоимость самой дешевой машины – от 200-300 тысяч рублей, до 3 миллионов, за «Калину» (!). Запчасти, бензин – все импортное. 100-й, 102-й бензин по цене – 120-150 рублей за литр. Одно колесо для грунта, если «мишлен» какой-нибудь, 15 тысяч стоит. Наш аналог – 9-10 тысяч. Так ведь этих покрышек на одну гонку не хватит.

 Но главное – удаленность самой трассы. Когда я гонял, допустим, ближайшая трасса Чемпионата России была в Первоуральске, в Ирбите (а это уже 500 км), Алапаевск (450 км), Омск (800 км). География! Сейчас этапы российского чемпионата – это Курск, Грозный. Считайте, проезд, проживание, обеспечение команды. Нереально. Должны же быть домашние трассы. Вот сейчас к нам ребята из Казахстана приедут. У них тоже гонять особо негде. Всего ожидаем 50-60 участников, 7 классов – 4 взрослых и 3 детских, багги.

 - Где багги берете? Сами делаете или покупаете? Вообще, расскажи об особенностях подготовки машин к кроссу. Здесь ведь на обычных далеко не уедешь.

 - Кто-то багги покупает, в Европе в основном. Кто-то сам делает. Но и в Европе тоже есть умельцы, такие же спортсмены, которые открывают цех и делают по образцу, чтобы потом продавать на весь мир. Д3-спринт, Д3-мини, супербагги – с турбиной, мотор в 300 лошадиных сил, весит 400 кг, просто пушка полноприводная! Само собой, все это машины не повседневного спроса. В городе на дорогах общественного пользования они запрещены.

Кросс.jpg

- Как относятся профессионалы к дрифтерам, которые по ночному городу гоняют?

 - Ужасно относятся… Да и дрифт – это не спорт. Его нет в перечне видов. Хотят внести, но пока нет. Это только шоу. Все зациклились: дрифт, дрифт. Но вы просто кросс не видели, когда десять машин с одновременного старта и – пошла движуха. Тем более, мы делаем так, как сейчас на новой трассе в Грозном: холмы трассы для мотокросса – вверху, а автокросс – внизу. Зрители располагаются на этих холмах и с высоты обозревают весь ход гонки. Правда, сначала говорили, что у нас для такого «маневра» места мало. Но – ничего, сделали все компактно, четко, и даже парковку для зрителей оборудовали.

 - В Танкограде сам бог велел реветь моторам. Что дальше? Как пойдет? Или действительно есть планы?

 - Зимний кросс. Может быть, чемпионат России на следующий год. В Екатеринбурге, опять же, все этот проводится. А мы отстали на пару кругов, хотя позиционируем себя столицей Южного Урала. Но нельзя не понимать, что этот вид спорта вызывает интерес у людей, повышает престиж территории. Подобные мероприятия побуждают молодежь заниматься чем-то дельным. Вот мотоциклетный кросс был у нас 16 июня. Да, соревнования по мотокроссу в Челябинске проводят регулярно. Или в том же Миасском. Там тоже такие энтузиасты, на чемпионат мира замахнулись. Молодчики! Но вот и на нашей улице – праздник.


Место проведения автокросса: Челябинск, улица 1-я Первомайская, трасса СК «Молодежный». Старт: 30 июня, в 13.00. Помимо кольцевых гонок зрителей ожидают горячая кухня, прохладительные напитки, конкурсы, розыгрыши.

Фото предоставлено Максимом Чальцевым