Меню

Геннадий Чариков: «Я был востребован»

09.08.2018 18:36 - автор Михаил Араловец
Геннадий Чариков – знаковый для южноуральского спорта человек. Он возглавлял областной спорткомитет (ныне министерство спорта) дольше всех в его истории – 13 лет, с 1987-го по 2000 год. Это время было самым тяжелым для спортивной организации Южного Урала. Но во многом благодаря умелому руководству Геннадия Никитовича южноуральский спорт не только выстоял, но и развивался, приносил медали чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр. Он заслуженный работник физической культуры России, награжден орденом Дружбы народов, почетным знаком Олимпийского комитета России. В преддверии 100-летия южноуральского спорта и Дня физкультурника Геннадий Чариков дал интервью «Вечернему Челябинску».
Геннадий Чариков: «Я был востребован»


- Геннадий Никитович, вы возглавляли областной спорткомитет в очень тяжелое время – в 90-е годы. Как удавалось выживать спорту, спортсменам, тренерам?

 - Могу тебе сказать, как. Благодаря старым кадрам, воспитанным в Советском Союзе. Во многом их стараниями – спортсменов и тренеров – наша система не развалилась окончательно. За большими деньгами, как сейчас, они не гнались, работали за счет энтузиазма. Поэтому с малыми финансовыми вливаниями мы получали хорошие результаты.

 - Действительно, можно вспомнить две блестящие для Челябинской области Олимпиады, когда были завоеваны четыре золотые медали. Светлана Бажанова и Наталья Снытина стали олимпийскими чемпионками в 1994 году в Норвегии, Елена Елесина и Станислав Кулинченко - в 2000 году в Сиднее.

 - Летние Олимпийские игры в Сиднее принесли Южному Уралу столько медалей, что повторить это достижение не удается до сих пор. Хотя уже прошло 18 лет. Можешь себе представить – область отправила в Сидней 15 спортсменов, 10 человек приехали с медалями, в том числе с двумя золотыми. Хотя денег вообще не было! Даже на дорогу.

_DSC1431_1.jpg

- В то время вам часто приходилось отказывать. Ваше знаменитое «нет» до сих пор помнит спортивное сообщество Южного Урала. Трудно давалось говорить это слово?

 - Я ночи не спал. Можешь себе представить: пришло десять человек, девятерым нужно отказать. Принцип был очень простой. Я всех предупреждал: ребята, если есть результат, если вы действительно готовы достойно представлять область, Россию – приходите, найдем деньги. Но затыкать дыры, лишь бы выехать и кое-как выступить на соревнованиях, это не пройдет. Ну не было на всех денег! Поэтому, я думаю, многие меня понимали.

- Обижались?

 - Один-два дня.

 - Спорт же все равно жил, проводились соревнования, сборы…
- Стыдно сказать, откуда деньги появлялись. Взаимозачеты – это явление было широко распространено в 90-х годах. К примеру, приходили мы на Челябинский тракторный завод, брали там гусеницы, отправляли в Китай, оттуда получали товары, продавали через наш склад и получали живые деньги. Денег на билеты не было! Я же не мог отправить на поезде команду. Ну, что толку, два-три дня находиться в пути: приедут никакие. Только самолетом. А денег нет. Но выручало то, что люди были еще советской закалки. Так что они понимали меня.

- Вообще в такой ситуации сверху могло прилететь. Прилетало?
- В этом плане мне везло. Я все-таки человек ответственный. Со стороны многие хотели прийти на мое место. Жаловались на Чарикова: он грубиян, такой-сякой, он меня выгнал… Но результаты-то были, куда денешься. Возникал естественный вопрос: за что его нужно убирать? Не за что. Так что прилетало (вздыхает).

Меня как-то спросили: как вы вообще тогда работали? Было время: продукты исчезли. Вот ты смеешься. Действительно сейчас это трудно представить. А я брал продовольственные талоны, шел в магазин, покупал масло, мясо, крупу, колбасу. Сам отвозил их семьям спортсменов, которые были у нас в сборных командах. Жены не отпускали их на соревнования, надо же было кормить детей. Мы им - пакет продовольствия. 20 - 30 пакетов собирали. Вот так и решали проблемы.
Сейчас с деньгами проблем практически нет. Но нашему спорту тоже в каком-то смысле не повезло: эти допинговые проблемы, санкции. До сих пор российская легкая атлетика находится под ними. А ведь это самый медалоемкий вид спорта. Получается, мы все время в борьбе: и 20 лет назад и сейчас.

 - Вы ушли с поста руководителя областного спорта по состоянию здоровья. Тем не менее, будучи уже пенсионером, возглавляли Центр олимпийской подготовки по дзюдо, были и директором арены «Трактор». Что заставляло вас вновь и вновь возвращаться в беспокойную спортивную жизнь?

 - В 2000 году я перенес инфаркт. Пришел к губернатору Петру Ивновичу Сумину и у нас состоялся такой диалог.

Я сказал: хочу уйти, все-таки беспокойная работа. Он отвечает: работай, мы тебя поддержим. Вы хотите меня похоронить? Нет, но я тебя не отпускаю.

 С поста начальника облспорткомитета я ушел, но меня сделали советником губернатора по спорту. И до 2010 года я работал в этой должности. Но это накладывало и определенные обязанности. Меня назначили директором Центра олимпийской подготовки по дзюдо. Я согласился только на год. Проработал это время и ушел.
Через пять лет звонок от губернатора Петра Сумина.
- Слушай, на арене «Трактор» много недоделок, никак не могут ее сдать, - сказал Петр Иванович. – Попробуй навести там порядок.

 Ну, куда я денусь, все же советник губернатора. Год поработал, может и больше бы смог, однако сменилась власть. Но свою задачу я выполнил, многие вопросы решил со строителями из Москвы, с надзорными службами, по безопасности. Вместимость арены – семь с половиной тысяч зрителей. А если что случится? Как вывести такое количество людей? Пришлось сложно, но я не жалею. Я был востребован, и это хорошо.

чариков4.jpg

- Может, закалка помогла, которая была в молодости, в том числе и комсомольская? Кстати, в этом году отмечается 100-летие комсомола.

 - Да. В те времена точно нужно было закаляться (улыбается). Но не только комсомол, я и в профсоюзах десять лет отработал. Возглавлял отдел в Челябоблсовпрофе, курировал областные профсоюзные спортивные организации. Это тоже большой опыт. Меня же оттуда направили руководителем в облспорткомитет. Хотя я упирался. Знаешь, почему? Потому что у меня бюджет в профсоюзах был шесть миллионов рублей, по тем временам огромные деньги, а в облспорткомитете – 360 тысяч. В двадцать раз разница! Я говорю: вы меня от таких денег отрываете! (улыбается). Под моим руководством было шесть спортивных обществ: «Спартак», «Труд», «Трудовые резервы», «Буревестник» и другие.

 - Геннадий Никитович, вас знали как страстного садовода-любителя. Страсть осталась?
- Она пропала по одной причине: здоровье пошатнулось, хотя прошло уже 18 лет после инфаркта. Сердце вроде в порядке. Но мне врачи сказали, что чрезмерные физические нагрузки нежелательны, и я последовал их совету.

 Я в своей жизни построил три сада. Когда жил в Металлургическом районе, будучи председателем спортклуба «Строитель Урала», построил сад в Каштаке. Потом, уже работая в облсовпрофе, - в Мичуринце. Потом в Заречном. Но стало тяжело поддерживать порядок. Мне 78 лет в этом году исполняется, а просто ковырнуть и отдыхать на лавочке – это не садовод.

- Геннадий Никитович, вы хорошо выглядите. Как поддерживаете форму, есть ли у вас какой-то специальный режим?
- Ну, какой специальный режим. Я держу лабрадора шоколадного цвета. В пять утра мы с ним идем гулять. Пока гуляю с собакой, начинаю разминаться. Растянуться – в этом плане нет вопросов. Два раза в день гимнастика обязательна. По полчаса как минимум. По погоде – два раза в неделю рыбалка. Независимо – лето или зима. Зимой сам сверлю лунку, да не одну. Попробуй сам, можно задохнуться. Летом – гребу на лодке. Нагрузки очень хорошие. Я думаю, это мне помогает. По крайней мере, я не ощущаю каких-то недомоганий и тому подобного.

 - Как вы считаете, южноуральский спорт достойно встречает свое 100-летие?
- Могу сказать, что история в Челябинской области очень богатая. У нас много олимпийских чемпионов, которые завоевывали не по одной золотой медали. Достаточно вспомнить Лидию Скобликову – шесть , Александра Тихонова – четыре, Светлану Ишмуратову, Валерия Гопина, Сергея Макарова, Вячеслава Быкова – по две. А сейчас смотри, что делает Евгений Кузнецов – это фантастика!

 Поэтому если говорить об истории южноуральского спорта, то она, конечно, давит на сегодняшний результат, возлагает большую ответственность на нынешних спортсменов и руководителей. И могу повторить, свою отрицательную лепту вносят санкции и допинговые скандалы. Мы можем потерять поколение спортсменов. Найдите человека, который будет тренироваться восемь часов в день и не выступать на соревнованиях. Таких людей нет! Поэтому в таких условиях нужно расставить приоритеты, выбрать те виды спорта, в которых южноуральцы сильны, которые являются лидерами. И мы достойно начнем отсчет второго столетия южноуральского спорта.

 Пользуясь случаем, хочу поздравить всех спортсменов, тренеров, организаторов спорта, ветеранов, любителей здорового образа жизни и всех челябинцев с Днем физкультурника!


Фото Андрея Ткаченко