Меню

Промчались тропами Топтыгина

16.02.2011 15:16 12 (11419)


12 — 13 февраля на базе челябинского BRP-центра «Экстрим-клуб» под Карабашом прошел II этап чемпионата Урала на снегоходах NON-STOP-2011

Найти челябинский «Экстрим-клуб» непросто. Кругом леса, заснеженные болотистые елани, горы… Красота! Сюда не долетают даже выхлопы из карабашских труб медеплавильного производства, преувеличенные экологическими страшилками. Среди красот природы и затерялся уютный домик с гаражом и автостоянкой.

Мы приехали туда накануне старта. Подтягивались последние участники из других городов — Екатеринбурга, Перми, Златоуста, Снежинска. Кто-то заливал топливо в бензобак. Другие настраивали приборы. Наконец точки маршрута выданы. И снегоходные машины со зверским рычанием улетают в южноуральскую тайгу.

Это какими фанатиками снегоходов надо быть, чтобы всю ночь шпарить по неизвестной местности! С помощью приборов GPS через спутник проложен твой маршрут. Плюс-минус двадцать метров ошибки — и ты вне игры. А то и вообще заблудился. «Вы отклонились от маршрута», — монотонно талдычит женский голос с иностранным акцентом в приемнике. Пока отечественная система «ГЛОНАСС» еще только туго внедряется, доверять приходится импортной технике.


NON-STOP — традиционная снегоходная гонка, не имеющая аналогов в России. На нее приезжают только ведущие спортсмены Уральского федерального округа — сильнейшие участники, которые по итогам сезона показали лучший результат. Формат соревнования — гонка по GPS-ориентирам, которые нужно собрать в определенном порядке. Общая протяженность маршрута — 350 километров.


Еще до старта внимание многих зрителей привлек семилетний Степан, который приехал в «Экстрим-клуб» из Челябинска вместе с отцом. Несмотря на малый возраст, отрок уже вовсю управляется с мощным спортивным снегоходом и самостоятельно лихо рулит по тропинкам, причем стоя, поскольку сидя до руля ему не достать. Но участвовать в гонках мальцу, увы, нельзя раньше чем лет через одиннадцать. Таковы правила. Это состязания взрослых мужчин, женщин в них не принимают. По крайней мере пока.

Удовольствие это недешевое. Во-первых, надо иметь спортивный снегоход, а стоит он не меньше джипа. Во-вторых, за участие в гонке нужно выложить от трех до пяти тысяч рублей. Ну а в-третьих, этим надо постоянно заниматься. Поэтому спорт на снегоходах можно отнести к забаве людей среднего класса, который пока существует в виде тонкой прослойки. Впрочем, все относительно.

Темнеет. Участники первого круга уже делают промежуточный финиш, чтобы хлебнуть чайку и подзаправить машины. Организаторы предлагают нам съездить на пресс-пойнты — специальные площадки промежуточных финишей. Но желающих померзнуть среди зрителей нет. Да и страшновато: а вдруг рев моторов разбудит хозяина тайги — медведя. Не хотелось бы встречаться с ним.


Зачет чемпионата обычно проходит в двух категориях: Revolution (скоростные снегоходы с шириной гусеницы менее 50 см) и Production (снегоходы с шириной гусеницы более 50 см). Для новичков предусмотрена категория «Туризм», участники, заявившиеся в нее, едут по отдельной туристической трассе.


Перед отъездом собираемся ужинать в кают-компании клуба. А вот и медведь! Вернее, его чучело, преподнесенное челябинцам от пензяков. Лапы Топтыгина, вооруженные мощными когтями, внушают неподдельное уважение. С морозца и первое, и второе блюда уходят влет. Даже не верится, что вне этого уюта среди снежных буераков где-то пробивают свой GPS-маршрут участники состязаний. И непонятно, завидовать им или…

Судя по разговорам, челябинский «Экстрим-клуб» поставил своей целью проводить здесь экстремальные фестивали по примеру Санкт-Петербурга, Перми и Екатеринбурга. Условия у нас классные, места просто красивейшие. Прекрасный активный отдых, настоящий мужской спорт. Это хороший пиар для Челябинской области. Как сообщил директор клуба Дмитрий Петров, в мае на южноуральской базе пройдут соревнования квадроциклов. Так что готовьте моторы. У кого они, разумеется, есть.

Валерий БУШУХИН
Фото автора