Меню

Запах бокса: пот, кровь и кожа перчаток

11.09.2009 17:40 141 (11274)


Челябинский боксёр Андрей Шкаликов — живая легенда отечественного бокса. Вот только некоторые завоёванные им титулы: чемпион СССР, пятикратный чемпион России, чемпион Восточно-Европейского бюро WBC, четырёхкратный чемпион СНГ и славянских стран, двукратный чемпион Европы, дважды интерконтинентальный чемпион мира по версии WBA. 

В 1998 году Шкаликов боксировал за титул чемпиона мира WBA в весе до 76,2 кг, уступив по очкам американцу Фрэнки Лайлзу. Закончил карьеру профессионального боксёра в 2003 году в возрасте 35 лет. Сейчас он ведущий организатор профессиональных боксёрских боёв.

— Андрей Валентинович, с чего начиналась ваша боксёрская карьера?


— Родился в семье репрессированных ссыльных рабочих в небольшом шахтёрском городке Челябинской области — Копейске. С раннего детства занимался разными видами спорта.

Больше меня влекли игровые виды, но в моём родном городе приличных секций, кроме боксёрских, не было. Постепенно бокс стал главным делом моей жизни.

В 1985 году даже школьные выпускные экзамены сдавал в Липецке, когда готовился там к Всесоюзным юношеским играм.
В возрасте 18 лет в мае 1986 года выполнил норматив мастера спорта СССР.

В армию призвали в спортивную роту, и в общем-то с этого и началась моя спортивная карьера. Участвовал и побеждал во всероссийских, всесоюзных и международных соревнованиях в Чехословакии, Норвегии, Мексике, Китае, попал в сборную СССР.


— Если не ошибаюсь, вы угодили в первую волну российского профессионального бокса. Со всеми отсюда вытекающими последствиями…


— В 1990 году железный занавес приоткрылся. СССР начали посещать иностранцы, а советские спортсмены поехали по контрактам за рубеж.

Многие, как и я, перешли из любительского спорта в профессиональный. Меня и моих друзей-коллег тогда судьба побросала изрядно. В 1992 году меня и ещё нескольких человек пригласили в США.

Через год, когда мы набили себе шишек, наполучали кучу травм, очень устали от непрерывного бокса, соскучились по родным и русскому языку, просто вернулись домой. В России тогда уже коммерческие бои были «на плаву», но гонорары сильно уступали тем, которые мы получали на Западе.

После того как я с победой вернулся из Южной Африки, мой менеджер — петербуржец Владимир Кушнир — вёл переговоры с одним из сильнейших промоутеров Европы Мишелем Акариесом. Летом 1995 года мы отправились во Францию.

После продолжительных сборов, просмотров и участия в одном не самом удачном бою, в котором я сломал себе руку, всё же получил долгосрочный и последний в моей карьере контракт. Как мне потом объяснили, за волю к победе.

Восемь раундов я сражался с африканским европейцем со сломанной правой рукой. Что касается условий проживания, тренировочного процесса, выступлений и отдыха, французы всё сделали очень правильно и комфортно для нас.

Мы находились в этой стране, только когда готовились к боям. По времени это было от полутора месяцев до трёх.

Потом уезжали домой, активно отдыхали, готовились и снова выезжали во Францию набирать пик формы. Мы не сидели постоянно на одной и той же спортивной базе, а колесили по стране, Европе и миру.

Последние недели перед выступлением мы проводили именно там, где должны были выступать. Это и часовые пояса, и акклиматизация с адаптацией.

За восемь лет, находясь в «A.B.Stars — Акариес-Промоушен», я не раз выступал за титулы чемпиона Европы и мира. Пройдя рекордно длинный путь спортсмена-профессионала, проведя 65 боёв (из которых в
56 победил, в 28 досрочно, два закончил вничью и в семи уступил по очкам), я решил закончить карьеру. На это повлияли и травмы, и общая усталость, и постоянные разлуки с родственниками и друзьями.


— Закончив выступать на ринге, вы решили заниматься  организацией профессиональных боёв в России и странах СНГ?


— На самом деле, долгое время прожив и проработав там, мы поняли, что чемпионов нужно делать именно дома. Какому россиянину в России нужен чемпион мира или Европы из, скажем, Африки или Америки?

Тем более что российские бойцы доказали, что они по праву одни из самых лучших в мире. Многие из них до сих пор находятся «на контрактах» за рубежом.

Но всё чаще я слышу, что тот или иной спортсмен, не став суперпопулярным в той или иной стране и не заработав того уровня, о котором мечтал, возвращается в Россию. Уверены, что у нас всё получится, так как профессиональный бокс — это представление, на которое приходят именно посмотреть и получить удовольствие.

Сейчас в России такие матчи проводятся регулярно, «на контракты» приглашаются боксёры из разных регионов России и стран Восточной Европы. Тем самым повышается уровень спорта, и в частности бокса, растут талантливые молодые спортсмены, судьи набирают квалификацию и опыт, рекламодатели стремятся размещать свою рекламу на турнирах, что делает в первую очередь такие турниры популярными и окупаемыми.


— Но есть ещё Шкаликов-киноартист и постоянный консультант на телевидении…


— Действительно, недавно снялся в роли американского тренера в фильме «Стерва для чемпиона». Такая бесхитростная история о том, как богатая девушка полюбила стареющего боксёра и решила помочь ему стать чемпионом мира.

Фильм получился неплохой, но сценаристы немного намудрили, и рядом с боксёрской тусовкой почему-то оказались «голубые». А это в принципе невозможно.

Скоро на РЕН ТВ выходит сериал «Джокер», где я играю роль крутого боксёра. Киностудия имени Горького тоже надумала сделать правдоподобный фильм про боксёров. И меня пригласили наговаривать сценаристам реальные истории из жизни профессиональных боксёров. Попытаемся донести до зрителей, чем пахнет настоящий бокс: потом, кровью и кожей перчаток.


Владимир БАЙКОВ.