Меню

Иностранный легион Чехия

29.01.2009 14:36 16 (11149)


Иностранные легионеры в нашем хоккее в последние годы перестали быть экзотикой. И если семь-восемь лет назад это были игроки не самого высокого уровня, то теперь иностранцы как минимум крепкие профессионалы, а иногда и звёзды первой величины.

В «Тракторе» после назначения главным тренером Андрея Назарова обосновались уже пять игроков из дальнего зарубежья. «Вечерний Челябинск» в преддверии плей-офф более подробно знакомит своих читателей с иностранным легионом. Начнём мы с челябинских чехов.

Секрет любви

Чехи, пожалуй, доминирующая диаспора в КХЛ. Хоккеисты из этой маленькой европейской страны на первых ролях уже не первый год.

Достаточно сказать, что основу сборной Чехии на этапах Европейского хоккейного тура составляют именно игроки из отечественных клубов, а лучший снайпер и бомбардир нынешнего сезона КХЛ — Ян Марек.

Есть ещё самый крутой чешский хоккеист последних поколений — Яромир Ягр, играющий за «Авангард». Секрет такой любви чешских игроков к российскому чемпионату очень прост: им здесь легко адаптироваться.

Всё-таки языковой барьер — это серьёзное испытание для человека. Англоязычным людям чрезвычайно тяжело даётся русский. То же самое касается финнов, шведов, канадцев-франкофонов. Чехам в этом смысле намного легче. К тому же менталитет у нас схож. Всё-таки чехи тоже славяне, только самые западные.

Марек Ворел и Ян Платил очень не похожи. Первый — нападающий, второй — защитник. Первый — тихий и серьёзный, второй — шумный весельчак. Первый всю свою карьеру провёл в Европе, второй — закалённый Америкой профи.

Первый всегда рассчитывает на свою технику, второй залезает противнику под кожу и выводит его из психологического равновесия своей жёсткостью. К тому же у них шесть лет разницы в возрасте. Давайте повнимательнее посмотрим на биографии челябинских чехов.

Философ с клюшкой

Марек Ворел родился 27 августа 1977 года в городе Брно. Там он начал играть в хоккей в клубе Kometa. Вот что он рассказал о своём родном городе:

— Брно — это второй по величине город в Чехии (после Праги) с богатой историей. Очень красивый и сильно отличающийся от других городов. В Брно много университетов, академий, музеев, архитектурных памятников. Там живут добрые и честные люди. Каждому надо обязательно там побывать. А ещё в Брно рождаются самые красивые женщины в мире.

Марек за сезон в чемпионате трижды пересекал барьер 30 очков. Это было в клубе Znojemsti Excalibur Orli в 2001/02-м и 2002/03-м, а также в Slovan Bratislava в 2006/07-м. С сезона-2007/08 Марек выступает в «Тракторе».

В прошлом сезоне он играл достаточно заметную роль в челябинской атаке, набрав 25 очков. Всего Ворел сменил за карьеру девять клубов и однажды вызывался в сборную Чехии.

— Я очень хочу играть в сборной, но на моей позиции высокая конкуренция. В этом сезоне я долго лечил травму руки, и поэтому мне сложно сейчас бороться за место в составе, — говорит о своих перспективах Марек Ворел.

— Тренеры вызывают в первую очередь тех, кто играет, находится в тонусе. Но если позовут играть за Чехию, я с большим удовольствием всегда готов приехать. Это большая честь — представлять свою страну.

«Трактор» стал первым российским клубом в карьере Ворела. Для человека, всю жизнь отыгравшего в Европе, переезд в Россию, должно быть, стал непростым решением. Хотя сам Марек относится к этому философски:

— Жизнь хоккеиста такова, что едешь играть туда, куда позовут и где хорошие условия. Сильно раздумывать не приходится. Когда я ехал в Россию, даже не представлял, что меня ждёт. Но теперь убедился, что всё нормально.

Как Ян съел собаку

Ян Платил родился 9 февраля 1983 года в городе Кладно. Он воспитанник той же хоккейной школы, что и Яромир Ягр.

— Кладно — это промышленный город. Там был один из самых больших в Европе металлургических заводов. Poldi-Kladno — известная марка в прошлом, — рассказывает о родине Ян.

— При этом заводе всегда были очень хорошая хоккейная команда и качественная школа. Оттуда вышли такие игроки, как Яромир Ягр, Павел Патера, Мартин Прохазка, Милан Нови.

Так что в чём-то город похож на Челябинск, только намного меньше. А ещё Кладно известен тем, что там готовят такое блюдо, как «Собака на чесноке».

— Что, прямо настоящая собака?

— Да. Гав-гав (смеётся). После тренировки особенно вкусно.

Но по-настоящему Ян съел собаку в Северной Америке. В 17 лет он отправился за океан в одну из молодёжных лиг. Там он несколько раз признавался лучшим защитником месяца. Талант был очевиден, но реализоваться что-то помешало.

Впрочем, три полноценных сезона в АХЛ в составе Binghamton Senators тоже многого стоят. Уже тогда проявился характер Янни. Про него болельщики говорят: «Платила можно любить только в своей команде».

Он жёсткий защитник, применяющий скрытые тычки, захваты, подножки, толчки, бьющий противника исподтишка, провоцирующий его словами. Для болельщиков соперника он просто грубиян.

Но такая игра тоже часть хоккея. Ян просто делает своё дело, не имея ничего личного против оппонентов на площадке. В 2006 году Платил вернулся в Европу. Поиграв полгода в финском Lukko Rauma, он принял приглашение Вячеслава Быкова и подписал контракт с московским ЦСКА.

— Три года назад, когда ехал в ЦСКА, я знал, что там работает молодой, перспективный и, главное, демократичный тренер Вячеслав Быков. Для меня это было очень важно, — вспоминает Платил.

— Кроме того, российская лига тогда была и сейчас находится на подъёме. Здесь хорошее качество хоккея, хорошие условия. Я понимал, что выступление в России пойдёт мне на пользу, поэтому согласился и ни о чём не жалею.

Ян к 26 годам успел сменить семь клубов из четырёх стран мира. В России он кроме ЦСКА и «Трактора» играл в хабаровском «Амуре». В сборной оказался более востребован, чем Марек.

— Я был в списке игроков сборной этой осенью на первый этап Еврохоккейтура, но получил травму и, к сожалению, не смог выступить. Конечно, я хочу играть в сборной.

Надеюсь, тренеры про меня не забудут и пригласят в следующий раз.
Не забыли. На днях Платила вызвали в сборную на Шведские хоккейные игры. Об этом «Вечёрка» сообщала вчера.

Десять лет спустя

В «Тракторе» чехи не всегда выходят на лёд в одном звене, но за пределами площадки обычно держатся рядом. И это несмотря на заметную разницу в темпераментах. Оказалось, что они были знакомы ещё до «Трактора». Их знакомство состоялось много лет назад, правда, один из них об этом не помнит:

— Один раз! Один раз мы встречались! — Ян перебивает Марека, которому был адресован этот вопрос. — Но не на льду. У нас был общий друг, тоже известный хоккеист, Петер Тенкратц.

Мы с его семьёй и Мареком ездили кататься на водных горках в аквапарке. Мареку тогда было 20, а мне 15. Конечно, мы тогда и подумать не могли, что через столько лет будем играть в одной команде, да ещё и в России.

— А я, если честно, даже не помню этого, — признаётся Марек. — Про тот случай мне Ян рассказал. А на лёд до Челябинска мы в одной команде не выходили.

Сейчас они не только играют в одной команде, но и часто ходят друг к другу в гости. Например, доподлинно известно, что католическое Рождество чешская диаспора встречала дома у Яна.

— Я тщательно подготовился в этом году к Рождеству. Несколько лет не отмечал, потому что не получалось из-за игр, разъездов, а тут купил ёлку, украсил её, — рассказывает гостеприимный хозяин Ян Платил.

— Ко мне из Чехии на пару дней приезжали родители. Мама запекла карпа, приготовила овощной салат, как только она одна умеет делать, и мы с Иржи (хороший друг команды «Трактор» и, вы не поверите, тоже чех. — Авт.), Мареком и родителями собрались и всё съели.

Вольный час

Даже то, что они не поделились запечённым карпом с партнёрами по команде, не мешает чехам поддерживать с другими «трактористами» дружеские отношения.

Ян за долгое время пребывания в Северной Америке отвык делить людей на чехов, канадцев, русских. Он прекрасно говорит на английском и сносно — на русском.

Марек тоже знаком с английским языком, а за полтора года в Челябинске поднаторел в русском. Оба признаются, что команду очень сильно сплачивает её капитан Андрей Николишин.

Каждый месяц он один-два раза собирает хоккеистов с семьями на совместный обед или ужин, где все могут свободно поговорить на любые темы.

Кстати, Марек и Ян в один голос говорят, что не испытали абсолютно никаких проблем при переходе на русскую кухню. Спокойно питаются в челябинских ресторанах и покупают продукты в супермаркетах.

Только вот свободное время им приходится проводить в основном дома. Всё-таки смотреть фильмы на русском языке пока тяжеловато. Но «вольный час» («свободное время» по-чешски) у хоккеистов бывает очень редко, и они по этому поводу не слишком переживают.

Ян любит посидеть за компьютером, побродить по Интернету, отдать должное видеоиграм. Ещё у него дома есть сауна, куда он часто ходит с друзьями. А Марек не против на досуге поиграть в сквош или теннис.

Хотя основную часть свободного времени чехи, как и все прочие хоккеисты, спят. Вообще, Ворел и Платил так отзываются о России:

— Конечно, в Чехии и во всей Европе ещё есть некоторое недоверие к вашей стране. Когда говоришь кому-то, что едешь сюда, на тебя начинают косо смотреть, — говорит Марек.

— Но это оттого, что там не знают, как здесь живут люди, как всё происходит. Тот, кто побывал в России однажды, уже не боится приезжать сюда снова.

— Я был в России 11 лет назад, когда участвовал в юношеских соревнованиях в составе сборной. Конечно, то, что было тогда и что сейчас, — это небо и земля, — рассуждает Ян.

— В конце 90-х Россия находилась на переломном этапе политических, экономических и прочих изменений. Сейчас видно, что Россия — это современная страна, такая же, как Европа или Америка.

Здесь столько же свободы. Можно спокойно сходить покушать в ресторан или кафе, за покупками. В магазинах можно приобрести всё, что угодно, можно ездить на такой машине, которая тебе нравится. Так что, по-моему, Россия очень сильно изменилась в лучшую сторону.

Все, наверное, слышали о неприятной истории, которая произошла с Яном Платилом не так давно. Кабина лифта в его доме оборвалась и рухнула с третьего этажа.

Чех в это время находился внутри. К счастью, он не пострадал и пропустил из-за инцидента всего одну тренировку. Надеемся, это не слишком повлияло на его отношение к нашей стране.

Пётр МАЛЕТИН
При подготовке материала использованы фрагменты интервью из клубного журнала ХК «Трактор»