Меню

Андрей Николишин: «быстро поднимаешься — падать больно»

29.02.2008 00:00 38 (10921)


Признаюсь, когда «Трактор» заключил контракт с Андреем Николишиным, у меня были большие сомнения относительно его состоятельности как хоккеиста. В последние два года Андрей выпал из поля зрения, почти не проходил в состав СКА.

Подумалось, что Андрей Назаров, подписывая с ним контракт, берёт прежде всего опытного человека «для раздевалки». Мол, с его опытом всегда сможет подсказать, помочь, а если надо, то и прикрикнет на партнёров.

Первые же игры показали, насколько я был не прав. На сегодня Николишин занимает четвёртое место в команде по набранным очкам, хотя сыграл почти в два раза меньше матчей, чем его партнёры.

Более того, он смог стать настоящим лидером команды и совершенно справедливо стал капитаном. Успехи ожившей легенды обратили на себя внимание тренеров сборной, и Андрей после многолетнего перерыва снова попал в национальную команду.

Сразу после его возвращения со шведских хоккейных игр  корреспондент «Вечёрки» встретился и пообщался с хоккеистом. Начало беседы повергло журналиста в лёгкий шок…

Об одном и том же спрашивают…

— Ты мне скажи сначала, о чём разговор, а то, может, разговаривать не будем.

— Обо всём. О сезоне, о «Тракторе», о сборной...

— А, ну тогда у нас не получится с тобой разговор, потому что сезон ещё идёт, о сборной рано что-то говорить, а о «Тракторе» уже столько сказано, что…

— Я понимаю, что за последние недели в различных СМИ с вами вышли семь-восемь интервью…

— Дело не в этом. Просто… Ну ладно, давай. Просто меня об одном и том же спрашивают.

— Я с этого и хотел начать. Наверное, вы от нас, репортёров, устали. Какие-то вопросы вам уже просто надоели?

— Ну давай начнём, посмотрим, будешь ли ты оригинален.

— Как вы миритесь с тем, что приходится быть PR-менеджером и себя, и команды?

— Это хороший вопрос. Молодец. На самом деле чем больше говорят и пишут о команде, тем выше её популярность. Ребята, которые играют со мной в команде, достойны большего внимания со стороны прессы, болельщиков.

В силу их закомплексованности, неумения общаться о них мало кто знает. А ведь по большому счёту они всю жизнь посвящают хоккею.

Болельщики, приходя на игры, видят только вершину айсберга, а та адская работа, которую приходится делать на тренировках, остаётся как бы под водой.

Чем больше о команде пишут и говорят, тем больший смысл имеет занятие хоккеем для этих молодых ребят. И это, наверное, правильно, так должно быть. Чем больше я буду рассказывать, тем лучше.

— Ваш нынешний тренер Андрей Назаров, если ему не нравится вопрос или он не хочет говорить на какую-то тему, может сказать: «Плохой вопрос. Давайте следующий». От вас никто никогда ничего подобного не слышал. В чём секрет, как удаётся?

— Мне на самом деле, наверное, надо учиться у Назарова (смеётся) отшучиваться, переходить к другим вопросам. Нет, если серьёзно, все люди разные и у каждого свои какие-то методы… обороны от прессы.

Не секрет: очень часто бывают нечистоплотные журналисты. Выдают желаемое за действительное, искажают смысл сказанного. Поэтому Назарову бывает проще отшутиться и не отвечать на вопрос, и я абсолютно в этом с ним согласен.

К тому же вы от нас просите профессионализма, но и мы от вас хотим того же. Когда стоят три журналиста рядышком и по очереди задают один и тот же вопрос, то я считаю, что это уже непрофессионализм, граничащий с глупостью. Такое, к сожалению, часто встречается.

Атмосфера в сборной

— От темы сборной нам всё-таки никуда не уйти. Расскажите о своих ощущениях от национальной команды после такого долгого перерыва. Было ли для вас это чем-то новым, чем-то особенным?

— Не сказал бы, что это что-то новое, необыкновенное. Да, сейчас сборная стала совсем иной, атмосфера другая. Поменялись тренеры сборной, поменялся состав. Пришли молодые игроки.

Когда я играл в сборной раньше, знал всех ребят, а теперь больше половины команды для меня — новые партнёры. Я не со всеми пересекался. Вот это было новым.

Порадовало то, что в сборной царила очень хорошая, добрая, не угнетающая атмосфера. Это большой плюс. Сборная — это огромная ответственность, давление.

Все это понимали, но не было «накачки» со стороны тренеров, как раньше. Чувствуешь себя комфортно и приятно. А в плане хоккея, игры ничего нового.

— И в сборной, и в клубе у вас молодые тренеры. И Вячеслава Быкова, и Андрея Назарова причисляют к «новой волне». Чем они отличаются от тренеров предыдущего поколения?

— Когда я приехал в НХЛ, со мной работал тренер, которому тогда было 28 лет. Вот он был молодой (улыбается). Что касается Быкова, то о нём уже можно говорить как о состоявшемся тренере и человеке со своим мнением и мировоззрением.

Может, у него за плечами и нет 10 — 15 лет работы на тренерском мостике, но у него есть своё чёткое понятие о хоккее и о том, как надо в него играть. Его и Назарова отличает от тренеров старой формации отношение к игрокам.

Более старшие наставники всё-таки по-другому относятся к людям. И то, что Быков и Назаров в своё время поиграли и пожили за границей, наложило огромный положительный отпечаток на их карьеру и как хоккеистов, и как тренеров. Они взяли всё лучшее, чему научились за рубежом, и перенесли сюда.

— За три игры в сборной вы набрали одно очко. Как оцениваете своё выступление?

— Не одно, а три.

— Прошу прощения.

— Да. А выступление оцениваю нормально. Наше звено прибавляло в сыгранности от игры к игре. Именно такая задача перед нами и стояла: от игры к игре набирать обороты.

Конечно, последний матч с чехами получился довольно скомканным и поражение стало ложкой дёгтя, хотя мы и выиграли весь турнир. В целом считаю, что задачу, поставленную тренерами, мы по большей части выполнили.

— Ходит много разговоров о том, что Европейский хоккейный тур — это очень странное соревнование. Сборные приезжают не в сильнейших составах, посещаемость на низком уровне. Как вы считаете, нужен ли этот турнир в том формате, в котором он проводится сейчас?

— Моё личное мнение — абсолютно не нужен. Я считаю, что просматривать кандидатов в национальную команду можно не только в играх за сборную, но и в играх за клуб.

Канадцы, например, так не делают, и это не мешает им выигрывать чемпионаты мира. Игры Евротура выбивают из графика чемпионата России. По-моему, этот турнир не имеет смысла.

Новая лига — свершившийся факт

В будущем году вместо суперлиги будет новая, континентальная лига, в которую планируется пригласить и зарубежные клубы. Как вы считаете, это реально и как это скажется на развитии хоккея в стране?

— Новая лига — это уже свершившийся факт. Как это скажется? Сейчас, наверное, рано об этом говорить. Зависит от того, кто будет стоять у руля. Покажет время. Надо процесс запустить, а потом уже будем разбираться.

Одно могу сказать: в первые годы будет очень сложно в плане становления этой лиги. Хорошего изначально ждать не стоит — надо быть реалистом. Чтобы лига заработала на полную, должен пройти не один год. Та же НХЛ строилась десятки лет.

— Швеция, Финляндия, Чехия будут в ней принимать участие?

— В будущем континентальная лига станет альтернативой НХЛ. Если всё будет организовано на должном уровне, то эти страны тоже будут заинтересованы к ней присоединиться. Хоккей от этого только выиграет.

Чем больше будет международных встреч, чем больше будет задействовано игроков самого высокого уровня, тем лучше. Сейчас пока мы варимся в собственном соку.

Ярлыки вешают журналисты

— Поговорим о «Тракторе». До перехода сюда считалось, что вы нападающий оборонительного плана, а здесь стали забивать, отдавать передачи. Поменялась ваша игровая философия или это новые требования тренера?

— Ярлыки вешают журналисты и те, кто вокруг хоккея. Сергей Мозякин забил 30 с лишним голов в чемпионате — вот это, я понимаю, результативность. А мне до него далеко. Я забил не так много, чтобы меня можно было считать бомбардиром.

По поводу смены приоритетов в игре… Да нет, ничего я не менял, просто играю в тот хоккей, которому меня учили с детства. То, что я набираю очки, — это заслуга всей команды и тренера, который использует меня по назначению.

Назаров помогает мне проявлять на площадке мои сильные стороны, а не слабые. В этом, наверное, и есть задача любого тренера, как я считаю. Умение раскрыть игрока с его сильных сторон, а не показать всем его слабости.

— Можно ли сказать, что в вашем возвращении на высокий уровень большая роль принадлежит нынешнему тренеру?

— Естественно, любой профессиональный спортсмен в командных видах спорта мечтает о доверии тренера, чтобы тот давал ему возможность играть.

В хоккей играют не по одному, всей командой. Если у тебя идёт игра, а у партнёров нет, то ничего не получится. Это же не теннис. Тут нужно, чтобы все шестерёнки работали.

— Как у вас получилось так гармонично вписаться в состав? Ваши впечатления от первого прихода в раздевалку «Трактора».

— На самом деле ничего особенного. Команду я сменил не в первый раз. Поначалу просто присматривался к ребятам, они ко мне.

При этом прекрасно понимал, что я человек уже не новый в хоккее, с именем, с опытом, и они на меня смотрят как на ориентир. Пытался найти со всеми общий язык, разговаривал.

Доказывал свою состоятельность не словами в раздевалке, а делами на льду. Поэтому, наверное, и получается всё довольно-таки неплохо.

— На ваш намётанный взгляд, в «Тракторе» сейчас есть игроки уровня сборной или те, кто может в ближайшее время на него выйти?

— Те, кто может выйти, — несомненно. У нас есть игроки уровня молодёжной сборной. Не забывайте, что 80 процентов хоккеистов команды играют всего второй год в суперлиге. Вы хотите, чтобы они тут же чемпионами стали?

Быстро поднимаешься — падать больно. Выходить на уровень первой сборной очень сложно. В будущем всё может быть. Те же Новосельцев, Набоков имеют опыт игры за национальную сборную.

Пускай у них сейчас не лучший период в карьере, но тем не менее… Не за горами вызовы в сборную для Пигановича, Войнова, Дадонова.

Тот же Касянчук за сборную Украины играет. Пускай это не Канада, не Финляндия, но это национальная сборная. Он выступает на международной арене, а это большой опыт.

Сезон заканчивается, контракт тоже

— В бытовом плане вам комфортно в Челябинске?

— Всё отлично. Квартиру снял, льда навалом, кормят хорошо. Единственное — семья у меня живёт в Москве. Редко видимся, и я очень скучаю.

— Перевезти сюда не хотите?

— (После паузы.) Сезон скоро заканчивается, и вместе с ним заканчивается контракт… А дальше пока ничего не известно.

— Понятно, что у вас немного свободного времени. Как предпочитаете его проводить?

— Если есть возможность, стараюсь проводить со своими детьми. К сожалению, в Челябинске это невозможно. Ещё люблю ходить в кино. Если честно, то ни на что другое времени и не остаётся.

— Назаров однажды пошутил, что Денис Баев (защитник «Трактора») в свободное от хоккея время читает философские труды Платона и Ницше…

— (Перебивает.) Почему же пошутил? Вы думаете, хоккеисты не могут читать философские книги?

— Мы спрашивали у Баева, и он сказал, что Платона и Ницше не читает, а предпочитает более лёгкую литературу…

— Денис очень интересный в плане общения человек, и я бы не удивился, если бы он читал подобные книги. Хочешь знать, читаю ли я? Да, читаю. Что читаю? Наверное, об этом промолчу.

Не киногерой

— Вы очень многого добились в хоккее. Как удаётся находить для себя стимул продолжать заниматься?

— Понимаешь, когда всю жизнь посвящаешь какому-то делу, особая мотивация и не нужна. Сказать, что я ничего не умею кроме хоккея,  неправильно, но в процентном отношении в этом есть определённый смысл.

Конечно, иногда возникают мысли заняться чем-то другим, но потом понимаешь, что это неправильно. Хоккей — то, чему я отдал большую часть моей жизни, и так или иначе он всегда будет со мной.

— О вас сняли фильм (его впервые показали в Челябинске в день записи интервью). Чувствуете себя киногероем?

— Сейчас уже свыкся с этой ролью, хотя поначалу был немного смущён. Фильм снял мой друг Владимир Полянский, причём абсолютно спонтанно, на свои деньги, не оповещая никого. Я узнал об этом, только когда фильм уже был готов.

Володя позвонил мне, сказал: так и так, не хочешь взглянуть? Мы посмотрели... Я ему искренне благодарен за то, что он сделал, хотя при этом… ну не ощущаю я себя тем героем, которого он нарисовал.

А потом, когда его показали зрителям, когда стали задавать вопросы, когда стали говорить об этом фильме, я понял, что он нужен. Нужен не для меня, не для моего тщеславия, а для того, чтобы дети посмотрели и заинтересовались хоккеем.

Вот сняли про меня, а таких героев очень много в спорте. О них нужно снимать фильмы и показывать детям в качестве учебных пособий о способах добиться в жизни успеха, не воруя, не убивая и так далее. Ч

ем больше будет таких фильмов, тем меньше будет наркомании, бандитизма, хулиганства, тем лучше будет наше подрастающее поколение.

Пётр МАЛЕТИН
Фото Вячеслава НИКУЛИНА