Меню

Изменения в правила дорожного движения вносятся в нашей стране с завидной регулярностью

27 Августа 2015 - автор Ирина ЯББАРОВА
Алексей Горшков: «Главная задача – снизить аварийность»
Изменения в правила дорожного движения вносятся в нашей стране с завидной регулярностью
Любое нововведение тут же становится поводом для всевозможных обсуждений, обмена мнениями, отрицательных и положительных откликов. Но как бы там ни было, все участники дорожного движения обязаны их соблюдать. За любое нарушение в законодательстве предусмотрена равносильная ответственность.

За последние полгода в действие вступил целый ряд изменений и поправок, которые призваны навести порядок на российских дорогах, дисциплинировать не только водителей, но и пешеходов. Суть наиболее значимых изменений в ПДД разъяснил заместитель начальника ГИБДД УМВД России по городу Челябинску Алексей Горшков.

Пьянству на колесах – бой!

В первую очередь законодатели объявили бой пьянству на колесах. Если раньше любителей сесть за руль подшофе лишали водительских прав, да и только, то теперь за такую выходку можно угодить и в тюрьму.

– Алексей Вадимович, новые правила предполагают уголовную ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения. Но нередки случаи, когда нетрезвый хозяин автомобиля разрешает своему нетрезвому товарищу садиться за руль. Предусмотрена ли какая-либо ответственность в отношении автовладельца в случае дорожно-транспортного происшествия? Если да, то какая? Ужесточилось ли наказание в таких случаях?

– Безусловно, ответственность за передачу права управления лицу, находящему в состоянии алкогольного опьянения, есть. На сегодняшний день это административное наказание, которое предполагает наложение штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Что касается гражданина, который в пьяном виде сел за руль, то в данном случае наказание может быть разным. Так, если он впервые управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения либо отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, то на него составляется административный материал по статье 12.8 КоАП или статье 12.26 КоАП Российской Федерации. В обоих случаях предусмотрена санкция – лишение права управления транспортным средством от полутора до двух лет, а также штраф в сумме 30 тысяч рублей.

– А что делать с нарушителями, которые уже лишены водительских прав, в том числе и за «пьяную езду», но тем не менее садятся за руль. В данном случае предусмотрено ужесточение ответственности? Какая эффективная мера может быть применена к таким неоднократным нарушителям?

– В данном случае закон действительно ужесточил наказание для тех, кто повторно сел за руль в нетрезвом виде и у кого еще не закончился срок лишения права управления автомобилем. Здесь уже предполагается уголовная ответственность, наложение солидных штрафов в размере от 200 до 300 тысяч рублей и исправительные работы. Но пока говорить о судебных прецедентах по вынесению уголовного наказания рано, в основном суды ограничиваются большими штрафами или исправительными работами. Надо понимать: наказание штрафом и исправительными работами – это также уголовная статья, то есть в любом случае у нарушителя будет судимость, а это уже так или иначе скажется на жизни человека, а значит, заставит задуматься.

Добавлю, что мы практически ежедневно задерживаем водителей, которые садятся за руль в алкогольном опьянении. Но в любом случае таких нарушителей уже стало меньше: видимо, понимание того, что так нельзя, все-таки к водителям постепенно приходит.

– Кстати, уже озвучивалась инициатива о том, чтобы не только лишать любителей «пьяной езды» прав, но и забирать и продавать их автомобили. По вашему мнению, насколько это может быть действенной мерой?

– Между прочим, в США и некоторых странах Европы такая практика существует, там действительно за то, что человек сел за руль в нетрезвом виде, у него могут забрать транспортное средство, то есть вообще изъять его из процесса дорожного движения.

Возможно, как альтернатива такой способ решения проблемы и может быть, особенно в тех случаях, когда водитель уже лишен прав, но все равно управляет автомобилем.

Мое мнение, не только как сотрудника правоохранительных органов, но и водителя с большим стажем и гражданина Российской Федерации: такую инициативу стоило бы рассмотреть, но при этом важно разграничить момент системности. Если, например, человек в первый раз попался на таком нарушении, то такую меру все-таки не стоит применять, ведь каждый человек в жизни оступается, многие после такой ошибки встают на путь исправления. А изъятие автомобильного транспорта все-таки достаточно жесткое наказание. А вот если человек даже после второго раза, когда он получил уголовное наказание, все-таки сел за руль нетрезвым и в третий раз, то здесь, думаю, такой способ борьбы со злостным нарушителем будет уместным.

Но опять же граждане начнут искать возможности, чтобы избежать такого наказания. Как вариант: переоформлять свой автомобиль на родственников. Поэтому здесь очень важно взвешенное решение.

Водители под видеоприцелом

Большой ажиотаж среди водителей вызвала новая система видеофиксации, которая активно внедряется в Челябинске в последние полгода. О том, на каких перекрестках установлены видеокамеры, предупреждают автовладельцев и специальные знаки, нанесенные на проезжую часть. Сотрудники госавтоинспекции уже отмечают: благодаря видеоприцелу нарушений в городе стало на порядок меньше.

– Алексей Вадимович, если говорить о камерах видеофиксации, сколько на сегодняшний день их установлено в Челябинске? Планируется ли в ближайшее время увеличить их количество?

– В настоящий момент в Челябинске установлено всего 34 поста видеофиксации. Обращаю внимание, что у нас несколько видов комплексов видеокамер. Первый комплекс – «Автоураган» – фиксирует исключительно нарушение правил скоростного режима. Второй комплекс видеокамер – «Одиссей», он введен в эксплуатацию в этом году. В настоящий момент в городе работает 16 таких видеокомплексов. До конца года планируется установить еще порядка 24 подобных постов видеонаблюдения.

Каждый водитель должен понимать, что видеокамеры не устанавливаются просто так, что называется, наобум. Все они вводятся в эксплуатацию только в очагах аварийности. И установке каждого видеокомплекса предшествует серьезная работа: сотрудники госавтоинспекции анализируют причины аварийности на каждом конкретном участке и уже исходя из этого делают выводы. В настоящее время в Челябинске насчитывается 290 очагов аварийности, именно на них и действуют видеокамеры.

– За что «штрафуют» такие видеокамеры?

– В первую очередь такие видеопосты фиксируют нарушения правил проезда перекрестков. Речь идет о проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении стоп-линии, нарушении правил рядности, то есть совершении маневра с той или иной полосы. Также контролируют скоростной режим и фиксируют нарушения правил проезда пешеходных переходов.

– С проездом пешеходных переходов, скоростным режимом, выполнением маневров все понятно. Но практически всех автовладельцев мучает вопрос относительно пересечения стоп-линии. В правилах разрешено остановиться у края пересечения проезжей части, если автомобиль пересек стоп-линию, как только загорелся запрещающий сигнал светофора. Как быть в таких случаях? Получается, что камера «выпишет» штраф, если водитель остановился у края пересечения?

– Подобные обращения к нам уже поступали: многие автовладельцы ссылались на то, что не успевали завершить маневр и, пересекая стоп-линию, останавливались у края пересечения. Каждую такую ситуацию мы разбираем в индивидуальном порядке. Как правило, просматриваем автомобильные потоки и делаем выводы: была возможность у водителя остановиться или нет. Ведь видеокамера фиксирует поток автомобилей, как он проходил, кто нарушил. По видео сразу видно, почему произошло нарушение: потому что автолюбитель был невнимателен и выкатился за стоп-линию, или потому что образовался затор, и в тот момент, когда он пересек стоп-линию, произошла смена сигнала светофора.

Но как бы там ни было, на все замечания и жалобы водителей ответ один: необходимо правильно выбирать скорость и быть внимательнее. Конечно, хочется, чтобы в городе были установлены светофоры с обратным отсчетом времени для водителей, чтобы автовладельцу было проще ориентироваться, но пока такие светофоры действуют только для пешеходов, а также на двух перекрестках города для водителей.

– А уже можно сделать какие-то выводы, насколько такие видеокомплексы эффективны?

– Да, конечно. В настоящий момент мы наблюдаем резкое снижение аварийности на дорогах Челябинска. Так, за последние несколько месяцев общая аварийность снизилась на 21 процент, на 10 процентов меньше стало дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, то есть с погибшими. Это очень серьезные показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вообще, считаю, что как только наши жители привыкнут к видеокамерам на дорогах, и ДТП станет в разы меньше.

– Кстати, а возможно ли обжалование штрафа, если водитель с ним не согласен? Если да, то каков механизм?

– Безусловно, такой механизм есть. Каждый автолюбитель имеет право на обжалование постановления в течение установленных законодательством сроков. Каждую жалобу мы рассматриваем и даем заключение. Механизм простой. Автолюбитель может оставить сообщение на сайте ГИБДД России, в специальном ящике для жалоб и заявлений, который установлен в городской ГИБДД. Есть еще один вариант: прийти для разбора ситуации лично на прием. В госавтоинспекции для этого действует специальный кабинет разборов, где с такими несогласными работает инспектор: на мониторе подробно разбирается конкретная ситуация и разъясняется каждая ошибка. И могу сказать, что все автомобилисты, которые приходят для разбора к нам лично, впоследствии соглашаются с тем, что все-таки допустили то или иное нарушение.

Обращаюсь ко всем автовладельцам: у сотрудников госавтоинспекции нет задачи собрать больше штрафов, наша главная работа заключается в том, чтобы снизить аварийность на дорогах.

Остановка запрещена

– Еще одно нововведение касается правил эвакуации автомобилей, которое вызвало неоднозначные мнения по поводу того, насколько они необходимы. Так, если под знаком «Остановка запрещена» установлен знак «Работает эвакуатор», то автомобиль имеют право эвакуировать; если такого знака нет, то и эвакуации не будет. Какое в данном случае предусмотрено наказание для нарушителей? Могут ли автомобиль не забирать, если его владелец вернулся до того, как авто погрузили на эвакаутор?

– В Челябинске действительно уже установлены знаки «Работает эвакуатор». Всего по городу установлено 200 знаков примерно в 75 местах, которые были обозначены распоряжением главы города. Установлены они в основном там, где наиболее затруднен проезд, проходят остановки общественного транспорта, а также находится большое скопление транспорта. В основном это в центре города. Для нарушителей предусмотрено солидное материальное наказание. Так, в соответствии со статьей 12.19 Кодекса об административных правонарушениях штрафы могут быть от 500 до пяти тысяч рублей в зависимости от того, где автолюбитель поставил свою машину.

Там, где установлены таблички «Работает эвакуатор» действительно будет производиться принудительная эвакуация транспортного средства и составляться административные материалы. Где такой таблички нет, там на автовладельца будет составляться только протокол об административном правонарушении.

Кроме того, обращаю внимание, что в соответствии с внесенными изменениями считается, что эвакуация начинается с того момента, как автомобиль погрузили и эвакуатор начал движение. Если машину погрузили, но в этот момент вернулся автовладелец и предоставил все необходимые документы, подтверждающие, что транспортное средство принадлежит именно ему, то по правилам эвакуации автомобиль обязаны выгрузить, но это при условии, что эвакуатор не начал движение. Но как бы там ни было, водитель все равно привлекается к административной ответственности за нарушение правил остановки. Пока прецедентов в Челябинске не было, поэтому делать какие-то выводы относительно новых требований к эвакуации транспортного средства рано. Работа идет в штатном режиме.

Блик для безопасности

– Алексей Вадимович, новые правила с первого июля этого года предполагают использование фликеров на дорогах вне населенных пунктов. Правильно ли я понимаю, что это касается не только детей, но и взрослых? Где такие фликеры могут приобрести граждане? И каким образом планируется отслеживать, соблюдаются ли эти требования?

– Фликеры граждане могут приобрести в любом специализированном магазине по продаже детской одежды, по продаже детских автомобильных кресел, удерживающих устройств. Надо понимать, что нигде не оговорено, какого вида должен быть фликер, главное требование: он должен быть четко виден участникам дорожного движения, особенно это касается темного времени суток и мест вне населенных пунктов. Носить фликеры должны действительно не только дети, но и взрослые.

Это требование решено было ввести, поскольку загородные дороги у нас, как правило, не оснащены элементами уличного освещения. И водитель зачастую не видит, что, допустим, по обочине идет человек или едет велосипедист или мопед. Именно поэтому чаще всего случаются трагедии, а фликер или любой светоотражающий элемент на одежде позволит водителю обратить внимание, что на дороге помимо него есть еще кто-то.

Например, при скорости 60 километров в час при наличии светоотражающего элемента у пешехода водитель видит образ с расстояния порядка 200 метров. И скорость реакции в данной ситуации составляет восемь-десять секунд, то есть водитель может среагировать на ту или иную ситуацию, быть готовым и вовремя принять то или иное решение, поскольку у него уже сфокусировано внимание на светоотражающем элементе. Но чем больше скорость, тем меньше будет времени на реакцию и принятие каких-либо мер, тем не менее при наличии фликера водитель все равно видит человека.

Вообще, как сотрудник госавтоинспекции считаю, что такое требование использовать фликеры или светоотражающие элементы необходимо ввести и в населенных пунктах. Более того, было бы правильным, на мой взгляд, ввести определенные стандарты для пошива детской одежды, школьных ранцев для того, чтобы они в обязательном порядке были оснащены светоотражающими элементами. Что касается контроля, то здесь сложно сказать что-то конкретное. Считаю, что в данном случае можно осуществлять контроль только с элементами видеофиксации.

К слову, за отсутствие фликера на загородной трассе пешеход может быть оштрафован на 500 рублей в соответствии со статьей 12.29 Кодекса об административных правонарушениях.

Страховка онлайн

– Алексей Вадимович, внесены изменения и в систему страхования для автовладельцев: нововведения предполагают возможность оформления полисов ОСАГО в электронном виде. Каким образом этот механизм будет работать?

– Действительно, такие изменения внесены. Предполагается, что уже сейчас полис ОСАГО можно заказать в электронном варианте. И надо понимать, что существуют правила дорожного движения, в которых четко прописано, какие документы при себе должен иметь водитель транспортного средства и что он обязан предъявлять сотруднику полиции при остановке. Полис ОСАГО входит в число этих документов, поэтому он обязательно должен быть на руках. Каким образом автовладельцы будут его приобретать, сотрудников госавтоинспекции не должно волновать, ведь это в первую очередь забота водителей и страховых компаний. Наша главная задача – проверять наличие всех необходимых документов, чтобы иметь возможность идентифицировать каждого водителя.

Кстати, добавим: пока механизм выдачи полисов ОСАГО в Челябинске не заработал. Сотрудники страховых компаний не скрывают: интерес со стороны автовладельцев есть. Но когда именно будет запущено электронное страхование автомобилей, даже сами сотрудники страховых компаний сказать не могут, а на все вопросы скупо отвечают: «Никаких указаний сверху пока не поступало».

Более 319 272 нарушений правил дорожного движения зафиксировали видепосты за прошедшие месяцы текущего года. Из них 232 278 – нарушения скоростного режима, 25 416 – игнорирование дорожных знаков и разметки, 60 936 – нарушения правил проезда перекрестков и 1 205 фактов неправильного проезда пешеходных переходов.

Если водитель ранее уже попадался пьяным за рулем (либо отказывался пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения), был пойман за управлением авто без прав или спустя год после окончания срока снова сел за руль нетрезвым, то в таких случаях он рискует оказаться за решеткой. Кроме того, по новым правилам в места не столь отдаленные могут сослать водителя, который был ранее судим за нарушение ПДД или ДТП, совершенное в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть одного или более лиц.

Причем наказание в данном случае предполагает лишение свободы на срок до двух лет, штраф в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов и принудительные работы на срок до двух лет.

Также ужесточено наказание за смертельные аварии, виновником которых стал пьяный водитель. Если раньше частью 4 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривалось лишение свободы до семи лет в случае аварии с одним погибшим, то с 1 июля этого года за решетку за ДТП со смертельным исходом можно отправиться на срок от двух до семи лет. Если погибших два и более, то наказание составит от четырех до девяти лет.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»