Меню

Драматичный фарс с элементами криминала.

11 ноября 2015 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Андрей Мерзликин: «Мы закрываем глаза и представляем: а что, если появится пистолет?»
Драматичный фарс с элементами криминала.


Драматичный фарс с элементами криминала.

Челябинск стал третьим городом, где прошла всероссийская премьера нашумевшего фильма «Училка».

Учительница взяла класс в заложники и заставила всех отвечать по пройденному материалу. Описание здорово смахивает на анекдот! Наверное, поэтому так трудно представить, чего же ожидать от фильма Алексея Петрухина «Училка», который заявлен в прокат как драма и криминальный боевик.

Если появится пистолет

Фильм увлекает с первых минут — не из-за живости сюжета, который на этом этапе еле ползет, а благодаря искусной операторской работе, богатой атмосфере и музыкальному фону. Постепенно перед нами разворачивается картина бедствий несчастной исторички Аллы Николаевны: формализованный образовательный стандарт, коллеги — менеджеры от обучения, а не настоящие педагоги, оболтусы-одиннадцатиклассники... Кажется, ни к чему эта ситуация не приведет, но...
- Мы закрываем глаза и представляем: а что, если появится пистолет? - улыбается актер Андрей Мерзликин, рассказывая о фильме. Действительно, в классе оказывается оружие, и сюжет пускается вскачь: доведенная до предела, Алла Николаевна захватывает собственных учеников в заложники. Но ее власть, конечно, долго не продлится...

Ситуация балансирует на грани драмы и фарса. Пистолет переходит из рук в руки, как эстафетная палочка. И каждый, кому удается добраться до оружия, пользуется случаем, чтобы свободно озвучить свое мнение и хоть раз в жизни быть услышанным. «Появившийся» по воле режиссера пистолет производит неожиданное действие: в классе возникает диалог. Но смогут ли герои добиться взаимопонимания? А если смогут — как они выберутся из ловушки, в которую сами себя загнали? Ведь объявлено, что класс захвачен террористом. За дверями собирается спецназ, готовится к действиям полковник Кадышев — бывший ученик Аллы Николаевны, зарабатывает свой хлеб шустрая и равнодушная журналистка... Одно неизвестно: кому же достанется роль террориста?

Вопрос одного дня

Надо сказать, набор актеров сходу обращает на себя внимание: очень уж «вкусный» список для некоммерческой ленты и тем более — для маленького артхаусного проекта, который предполагался в начале работы — в 2014 году. Места в актерской обойме заняли Андрей Мерзликин (полковник Кадышев), Анна Чурина (Агнесса Андреевна), Роза Хайруллина (Лия Павловна), а главную роль сыграла Ирина Купченко.

- Это ее роль, сценарий специально писался под Ирину Петровну, - пояснил режиссер Алексей Петрухин. - Я волновался из-за того, что она более 10 лет не снимается в картинах, посвящает все силы театру. Но чтобы решить этот вопрос, потребовался один день: вечером я оставил сценарий на вахте в театре, утром Ирина Петровна позвонила мне, сама приехала в студию и сказала, что этот фильм должен выйти. Я предложил обсудить детали: время съемок, гонорары - положение народного артиста предполагает определенные суммы. Но она сказала: «Я понимаю, о чем ты хочешь спросить. Не надо ничего обсуждать». Так волшебным образом все сложилось. Вообще, играть в фильме согласились все актеры, которых мы пригласили. Кроме одного. Его зовут Андрей Мерзликин.

Действительно, первоначально Андрей Мерзликин отказался сниматься в «Училке»: был слишком загружен. Алексей Петрухин просил его найти для съемок хотя бы два дня, или, если на то пошло, ночи — собрали бы остальных актеров и в это время. Это не помогло. Наконец, режиссер сообщил, что съемки будут проводиться в Королеве, надеясь прельстить Мерзликина близостью места: всего 15 минут пути и можно начинать работу. Похвалил заодно атмосферную школу, которую наметили для фильма. И получил весьма неожиданный результат...

- Внезапно Андрей спрашивает (мы говорили по телефону): «Какая школа? Седьмая, что ли?» А я и не знаю — не обратил внимания. Спросил у водителя, с которым ездил на место. Он вспомнил, что на школе было написано: «№ 7». Тогда Андрей согласился сниматься.

А дело в том, что Андрей Мерзликин провел детство в Королеве и учился в этой самой школе № 7. Узнав, что съемки пройдут именно там, он не смог отказаться от роли.

Прямая речь

Предпремьера фильма в Челябинске вызвала неожиданный ажиотаж — вот тебе и скромный «некоммерческий» проект. В «Киномаксе «Родник» людно и шумно: нет недостатка в желающих увидеть ленту до начала проката, а также встретиться с ее режиссером и актерами. Они тоже готовы к общению:

- Фотографии и автографы — это все хорошо, но мы приехали в надежде на диалог со зрителями, на обсуждение, - подчеркнул Алексей Петрухин. - Мы хотим в первую очередь услышать вас.

Но, конечно, пришлось ответить на вопросы и самому режиссеру. Что он рассказал о фильме «Училка»?

- Довольны вы тем, какой получилась картина?

- Трудно сказать. Конечно, жаль, что многое пришлось вырезать ради сокращения экранного времени, где-то даже пожертвовать характерами. В целом за все, что вам в фильме не нравится, ругайте меня. За все, что нравится, хвалите актеров, которые сработали на высоком уровне.

Как бы то ни было, я доволен, что фильм вышел. Каждый увидит в нем свое. То, что мы спорим о нем, — это уже прекрасно. Отзывы самые разные. Многим не понравился счастливый финал. Три фестиваля говорили мне: «Отрежь happy end, и мы возьмем фильм». Но я не справился с этим, не смог. И все же я рад, что идет такое бурное обсуждение, мне даже не с чем поспорить. Меня огорчило только одно замечание о фильме: его назвали чернухой. Мне меньше всего хотелось сделать чернуху. Да, «училка» - это непочтительно, но я выбрал такое название именно затем, чтобы больше никогда так никого не называли. Для меня учитель — это святое.

- И все же в начале фильма герои — я имею в виду учеников — вызывают оторопь. Вы считаете, в школах и правда есть такие классы, как ваш 11 «А»?

- Насколько реалистичной получилась картина — отдельный предмет для споров. Вчера в Новосибирске мы обсуждали фильм, в зале было 300 человек. Поднимается педагог: «Такого не бывает! Не верю!» И тут же в том же ряду поднимается другой педагог: «Не бывает?! Да я, педагог с 40-летним стажем, сейчас такое расскажу...» И 20 минут мы слушали, как они спорят. А ведь это школы одного города...

Но все же не стоит забывать, что жанр этого фильма — фарс. Это фильм-метафора, и многое в нем нужно видеть между строк, между кадров. И конечно, как и положено фильму-метафоре, герои здесь — собирательные образы, характер каждого — некая крайняя точка. Все они немного карикатурны. И речь не только о школьниках - возьмем хотя бы нашу героиню-журналистку. Мы надеемся, что в действительности таких людей нигде не существует. Наши герои — это обобщение. Точно так же, как и школа — ведь речь не только о нашей образовательной системе, но и об обществе в целом.

- Для какой аудитории предназначен ваш фильм?

- Я думал, что это фильм для старшего поколения. Ирина Петровна Купченко, напротив, считала, что он — для молодежи. Предпремьеры показали ее правоту. У нас был большой показ со школьниками, на него собралось четыре класса. Я сразу заметил, что они воспринимают фильм совсем иначе, чем взрослые. Первые 40 - 50 минут реакция зала была — смех. Ребята даже не просто смеялись, а, что называется, ржали. И я думал: как долго они еще выдержат? Но когда появился пистолет, смех стал сходить на нет. И во второй части фильма в зале уже стояла тишина. После сеанса у нас с ребятами был диалог, и, надо сказать, он дорогого стоил. Некоторые девочки не могли толком высказать свое мнение, договорить фразу - срывались в слезы. Парни, конечно, вели себя сдержаннее. Но я понял главное: фильм воспринимается.

- Но ведь рейтинг фильма «16+»? Или вы с ним не согласны?

- Первоначально наш рейтинг был «12+». Это позволило пригласить на сеанс ребят 14 лет. А потом мы стали получать прокатное удостоверение в Министерстве культуры. Фильм там смотреть не стали, просто взглянули на плакат: ага, учительница, пистолет... И вынесли вердикт: «16+».

- Что заставило вас взяться за этот фильм?

- Что меня сподвигло - эта тема заслуживает отдельной дискуссии. Накопились разные впечатления, которые в итоге породили высказывание-киноленту. Меня, как и многих, беспокоит разобщенность нашего общества. Мы потеряли способность доверять друг другу. В лучшем случае мы живем интересами своей семьи, в худшем — и семья перестает быть единым целым: муж, жена, дети — все замыкаются внутри себя. Слава богу, если у вас этого нет. Я это вижу, вижу конфликт поколений. Раньше мы, 12-летние мальчишки, гуляли с теми, кто уже отслужил в армии, и между нами не было никакой границы. А сейчас два-три года разницы в возрасте — и человек уже принадлежит к другому поколению, со своим языком и своими интересами...

О школе, о роли и о себе

Андрей Мерзликин:

- Конечно, я прекрасно понимаю, что в школьные годы в определенных случаях мои сверстники и я сам вели себя некрасиво. Но я был свидетелем и прекрасных поступков своих друзей.

Сейчас я периодически встречаюсь со своими учителями. Теперь мы улыбаемся, когда заходит речь о былых проказах, а в моем случае педагогам есть что вспомнить. Директор со смехом говорит мне: «Андрюша, а это ты помнишь?» А я говорю: «Спасибо вам!» И сейчас я понимаю, как много для меня было сделано. Когда я оказывался в некрасивой ситуации, мне говорили нужные слова. Меня не унизили, не заставили сломаться — наоборот, во многом мне помогли стать тем, кем я сейчас являюсь. И мой герой, Кадышев, в этом похож на меня. В фильме Алла Николаевна говорит: «Значит, из таких хулиганов вырастают прекрасные полковники...» Она произносит это с улыбкой, шутя, но, я думаю, здесь можно убрать улыбку за скобки. У Кадышева горячее сердце, и он позволяет себе действовать нестандартно, когда задание касается его учителя. Это тот момент, когда он может сказать спасибо. Поэтому полковник дает ребятам второй шанс, позволяет совершить поступок, после которого можно называться людьми.

pjyrsdgi.jpg

Анна Чурина:

- Я училась в обыкновенной школе, здесь, на Урале, в городе Свердловске-45. Это было в середине 90-х, я успела побыть октябренком и даже стать пионеркой.

На самом деле у нас была похожая ситуация. В нашей школе был чудесный преподаватель истории - Татьяна Николаевна Пастухова. Она была маленькая, смешная, с длинным носом. Татьяна Николаевна просто болела своим предметом, давала нам ту информацию, которой не было ни в каких учебниках. Она где-то искала эти сведения, рылась в книгах. Ее уроки были просто великолепны. Но класс ее не воспринимал, над ней натурально издевались. Сейчас я нередко встречаюсь со своими одноклассниками, и знаю, что всем нам стыдно за то поведение. Фильм, конечно, напомнил мне об этом.

Зрительские реплики:

- Хочу сказать большое спасибо за фильм! Будем показывать детям и до 16 лет. Потому что, честно говоря, я узнаю наш пятый класс. Они такие же, как герои фильма: могут сказать и сделать что захотят. Они должны понимать, к чему это рано или поздно приведет.

- Мы пришли на сеанс с подругой, и мы с ней, как и герои, учимся в 11 «А» классе. Мне очень понравился фильм, но я считаю, что он не совсем реалистичен. Почему в нем такие герои? Неужели в жизни все действительно ТАК? Людей, которые усиленно учатся, называют зубрилами, не уважают, шпыняют? Дети действительно такие дерзкие? Ведь на самом деле все не так страшно, как здесь показано!

- Должен отметить, в фильме действительно сконцентрировано внимание на проблемах, которые существуют в образовании. Наверное, все кино, которое сейчас снимают про школу, именно такое. Дети — тяжелые, учителя — убогие... Мне кажется, этого уже слишком много. Чернухи с названием «Училка» достаточно. Когда уже выйдет фильм «Учитель»? Не пора ли снять добрую картину о хороших учениках и хороших учителях, которые участвуют в жизни школьников?

- Фильм мне очень понравился. Я помню свою школу в Самарской области: некоторые ребята только при ударе указкой о парту могли что-то воспринимать и хоть недолго посидеть спокойно. Сейчас в школе учится мой сын, и мне снова приходится сталкиваться с разными проблемами. Челябинские школы тоже не идеальны, и толика того, что показано в фильме (хотя это и фарс), в них есть: в гимназиях поменьше, в простых школах — побольше... Конечно, можно снять выпускной, какие-то праздники — легкие фильмы, которые ничему не учат. Но это — совсем другое

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Новости