Директор челябинской школы рока открывает все секреты
По коридору гуляет заводной гул электрогитары, в дверях каждые несколько минут возникает румяный с мороза, довольный человек, часто – с инструментом на спине. Кто-то почти сразу скрывается в кабинете с табличкой «Metallica» или «Пол Маккартни» (все кабинеты вместо номеров помечены названиями), другие ждут начала урока, болтают и пересмеиваются...
В гости в школу рока «Sunday Rock» я напросилась с извечной журналистской целью – выяснить правду. Действительно ли музыка – это та наука, за которую нужно приниматься как можно раньше? Можно ли добиться результатов, если с детства казалось, что на ухо наступил медведь? Потребовать ответа я решила у директора школы «Sunday Rock» Алексея Попова. Помогли в поисках истины и преподаватели с учениками.
– Алексей, расскажите немного об учениках школы. Почему обычно люди решают учиться музыке?
– На самом деле учениками школы рока становятся самые разные люди. Самому младшемутиз них – на моей памяти – было около четырех лет. Самому старшему – 60 или 65. Как видите, разброс очень велик даже в возрастном плане. И конечно, у всех разные цели. Если ученику 4 – 5 лет, то приход в школу – скорее решение его родителей. Старшие хотят научить его чему-то новому и видят в музыке элемент общего развития. Подростки приходят к нам, потому что научиться играть самому сложно, гораздо легче и продуктивнее делать это с наставником. Взрослые люди стараются раскрыть в себе то, что не успели осознать в юности, реализовать свой потенциал еще в одном направлении, получить новый опыт.
– Вижу, возрастной разрыв действительно велик. Закономерный вопрос: а зависят ли способности к обучению от возраста? Ведь считается, что начинать лучше с детства...
– Здесь действительно есть свои особенности, но не те, о которых вы говорите. Обучение, напротив, не стоит начинать слишком рано. Дело в том, что для освоения любого инструмента требуется определенный уровень усидчивости, внимательности, стойкой мотивации. Обычно у детей все это появляется с 6 – 7 лет. Поэтому мы рекомендуем браться за игру на инструментах не раньше этого возраста. Правда, это вовсе не значит, что до шести лет о работе нужно забыть: можно заниматься ритмикой, слушать различную музыку – это тоже музыкальное развитие, которое поможет в дальнейшем обучении.
А вот верхней возрастной границы нет. То, что взрослый или пожилой человек не может научиться музыке, – это какой-то миф. На самом деле нет существенной разницы между тем, как усваивает новые знания подросток 12 – 14 лет и взрослый человек лет в 30 – 35. Иногда даже наоборот, у взрослых получается лучше: они более усидчивы, лучше представляют чего хотят. У нас таких учеников много.
– А как насчет таланта? Может быть, «у меня нет слуха» – это тоже миф?
– Вообще, если человек слышит речь, звуки, то есть по медицинским показаниям он не глухой, – слух у него имеется по определению. Большинство людей – мы с вами, наши соседи, прохожие на улице – обладают музыкальным слухом, пусть даже в зачаточном состоянии. Но и в таком виде он позволяет заниматься музыкой. Да, бывают люди, которые совершенно не улавливают разницы в звуках. Им заниматься бессмысленно. По разным оценкам, количество таких людей составляет всего около 2% населения Земли.
Все остальные могут учиться, осваивать инструменты и получать удовольствие от музыки!
– Тогда что же главное в обучении музыке?
– Главное – не лениться! А если серьезно, то я выделил бы несколько важных пунктов. Во-первых, следует учиться у хорошего преподавателя, то есть у того, кто не осваивал инструмент самостоятельно или под руководством друга, а получил настоящее музыкальное и педагогическое образование. Во-вторых, нужно заниматься самостоятельно. Если не выполнять музыкальные упражнения самому, пусть даже по 5 – 10 минут в день, то обучение будет идти очень медленно и, прямо скажем, непродуктивно.
– Правда, что лучший вариант для обучения – играть ту музыку, которую любишь?
– Да, безусловно. Причина проста – в этом случае мотивация гораздо выше. Если ты любишь современную музыку, а преподаватель заставляет играть классические академические композиции и не объясняет, зачем это надо, то очень легко потерять всякое желание заниматься. Многие из тех, кому сейчас более 25 лет, в детстве учились в музыкальных школах. Причем в большинстве своем эти люди занимались год или два, а не полный курс. Во многом это связано с тем, что программа в «музыкалках» консервативная, и ученики нередко теряют мотивацию.
– А что если человек сам не знает, что он хочет играть или на чем? Или такого обычно не бывает?
– Бывает и такое: иногда приходят люди, которые не знают, какой инструмент хотят освоить – гитару или барабан, просто у них появился такой порыв – приобщиться к музыке. А ведь игра на разных инструментах – это, по сути, разные планеты! Нужно понять, что ими движет и попадает ли это движение в один ритм с вашим. Обычно мы в таких случаях предлагаем бесплатные пробные уроки – можно записаться на несколько сразу и посмотреть, что происходит на каждом. Это помогает разобраться в своих предпочтениях. Но обычно человек все же настроен на какое-то конкретное направление, хотя может и не понимать до конца, зачем ему это нужно.
– А что можно сделать для человека, когда он определился с направлением и теперь учится? Или достаточно дать ему возможность получать знания и умения?
– Нет, конечно, поддержка очень важна. Обучение музыке не сводится к зазубриванию нот и положений пальцев. В первую очередь ученик должен погрузиться в музыкальную среду. Поэтому ходить в школу лучше, чем учиться самому: ребята встречаются, вместе репетируют, создается особая творческая атмосфера. Это помогает и мотивировать себя, и расти как музыканту. Чем глубже это погружение, чем больше точек вдохновения – тем лучше. Встреча с профессиональным музыкантом, разговор с популярным певцом тоже могут придать энергии для обучения. Мы в феврале этого года устраивали встречу с группой «Spyrals» из Америки – ребята очень радовались. Но все-таки главное – это среда.
– А что музыка значит для вас лично?
– Я не являюсь профессиональным музыкантом, но музыка для меня – это все. Скоро будет четыре года, как появилась наша школа рока, а мне все время кажется, будто мы начали работать только вчера. Впереди столько интересного! Хватило бы только жизни, чтобы все это сделать! Я бы однозначно не хотел заниматься чем-то другим.
– Что же впереди, чего нужно добиться?
– Хотелось бы основательно поработать над качеством обучения. У нас эстрадное музыкальное образование развито не так сильно, как, например, на Западе. А хотелось бы учить лучше, чтобы наши ребята могли получать знания быстрее и легче. Это главная цель. Все остальные – сопутствующие.
Преподаватели
Алексей Коптеев, преподаватель по классу гитары:
– Я начал учиться поздно – в 17 с лишним. В музыкальных школах считают, что это уже «мертвый» возраст. Хотя на самом деле в нем есть
свои плюсы: у взрослого руки уже сформированы, а маленькому ребенку обычно даже не хватает сил зажимать струны. К тому же у взрослого есть терпение, усидчивость, а они совершенно необходимы. Хотя, должен признаться, мне было нелегко. Музыкального слуха у меня не было, пришлось ставить. Говорили, у меня ничего не получится. Но бросать на половине я не привык – и вот результат. Сейчас занимаюсь гитарой, бас-гитарой, модерном, клавишами, пишу свою музыку, учу других.
Моим собственным ученикам от 6 до 50, сейчас в основном занимаются подростки и молодые люди. Что самое сложное в обучении? Объяснить ребятам, что нужно работать! Осваивать игру на гитаре – это как учить чужой язык: нельзя сразу начать играть или говорить идеально. Приходится отрабатывать бесконечное количество мелочей. Но без этого не обойтись. А продолжать работу можно всю жизнь. Всегда есть что-то еще, чему можно научиться. Ведь в музыке множество направлений, множество плоскостей: можно заимствовать какие-то элементы джаза, метала, рока... Именно так и создается настоящая музыка.
Иван Мурзин, преподаватель по классу гитары и бас-гитары:
– Что я могу сказать о своих учениках? Они классные! Независимо от возраста.
Сам я начинал учиться в 12 лет. Все мои родственники играют на музыкальных инструментах: преподаватели, настройщики фортепиано, музыканты. С такой традицией не поспоришь – оставалось только выбрать инструмент! Вообще, я больше люблю бас-гитару: она интереснее. К ней нужен более ответственный подход, отдача от этого инструмента гораздо меньше. Стать известным исполнителем (о чем мечтает любой музыкант), если твоя специальность бас, едва ли возможно. Все считают, что четыре струны – слишком мало для хорошего музыканта. Именно поэтому на моей бас-гитаре восемь струн! (Смеется.)
Михаил Доценко, преподаватель по классу ударных:
– Барабаны – это то, чем занимаются по зову души! Когда хочешь держать ритм, создавать основу музыки – берешься за ударные. Со мной было именно так. Мне понравилось само ощущение от работы с этим инструментом.
Начинать всегда сложно. В определенный момент спрашиваешь себя: а что впереди? Как двигаться дальше? И такой этап нужно пройти. Для этого нужны душевные силы, а также много-много упражнений, работы с инструментом. Но
справиться можно со всем. Главное при обучении – это желание, нацеленность на работу. Если человек хочет заниматься, то можно поставить слух, выработать чувство ритма. У меня были ученики, которым удалось это сделать. Вот если нет интереса к работе – тогда конец, бороться бесполезно.
Ученики
Евгений Савочкин:
– Мне шестнадцать. Я занимаюсь музыкой уже третий год – играю на гитаре. Меня интересуют все стили, от метала до регги. Когда любишь слушать музыку, то поневоле хочется научиться так же классно играть самому. К тому же у меня довольно музыкальная семья. Поэтому я пошел в рок-школу. Вскоре оказалось, что все это всерьез. Сейчас у нас образовалась небольшая музыкальная группа. Познакомились прямо здесь, в школе: мы с гитаристами занимались вместе. Потом нашли барабанщицу и вокалистку. Работа кипит! Надеемся выйти на новый уровень!
Денис Фролов:
– Мне 21 год. Я начал заниматься всего полгода назад, с нуля – до этого музыкального образования не было вообще. Поначалу было очень сложно, не
представляю, как с этим можно справиться без хороших учителей. Узнал массу нового! Для меня музыка – это своего рода гармония, релакс. Я отдыхаю, когда беру в руки бас-гитару. Тем не менее хотелось бы пойти дальше: сейчас ищу людей, с которыми можно организовать группу.
Анастасия Елисеева:
– Я заканчивала обычную музыкальную школу по классу домры. Тогда же пришлось столкнуться с самой большой сложностью – теорией! Потом я оставила музыку на несколько лет... И внезапно поняла, что в моей жизни не хватает какой-то важной составляющей! К тому времени я увлеклась рок-музыкой, поэтому легко определилась с направлением. А гитара показалась мне близкой потому, что я уже знаю домру. Теперь музыка прочно закрепилась в моей жизни, и я по этому поводу совершенно счастлива! Есть и планы на будущее, точнее мечта. Но о ней рассказывать не стану, а то не сбудется!
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»