Меню

Опыт бизнеса хорошо переводится в режим «я-корпорация»

19 Января 2016 - автор Андрей Ваганов
Юлия Кульчицкая: «Гуру становиться не хочу…»
Опыт бизнеса хорошо переводится в режим «я-корпорация»
Когда говорят «экспертное сообщество», я представляю себе не так уж много людей. К сожалению или счастью, немногие в нашем городе могут с полным правом быть причислены к этой группе. Но одна из таких людей, бесспорно, Юлия Кульчицкая - самый известный маркетолог нашего города и гость нашей рубрики.

- Как возник интерес к маркетингу?

- В то время, когда я заканчивала экономический факультет ЧелГУ, маркетинг появился в качестве предмета в одном семестре. Учебников на русском языке не было, что за зверь такой - не знали ни студенты, ни преподаватели. Вся программа строилась на принципах плановой советской экономики, а рыночные механизмы как-то стихийно складывались, интереса к предмету возникнуть не могло. Возник он значительно позже, когда я, опять же случайно, стала маркетологом крупной федеральной мебельной сети в Челябинске. Вот тут мне крупно повезло. Отдел маркетинга там возглавлял много и серьезно поработавший за рубежом специалист, влюбленный в свое дело и умеющий рассказывать о нем просто, понятно и, главное, зажигательно. Нас, региональных маркетологов, хорошо учили, ставили понятные, конкретные задачи, показывали механизмы, которые позволяли оценить эффективность наших действий. Это в конце прошлого-то века! Уникальная была ситуация. Позже были и семинары с тренингами, и бизнес-образование. Но вот тот момент, когда все с нуля, когда работаешь в команде единомышленников с одним глоссарием, с единым пониманием цели - вот, вероятно, и инфицировал меня маркетингом навсегда.

- Учителями кто были?

- Как уже говорила, учителей-маркетологов у меня не было. Их в принципе быть не могло. Но у меня, безусловно, в жизни есть люди, которым я обязана знаниями, умениями, опытом. Помню, на первом курсе экономического факультета в 1989 году, на пару по введению в специальность в аудиторию быстро вошел, почти вбежал легендарный Александр Арсентьевич Голиков, доктор наук, профессор. «Старой экономики уже нет, новой пока тоже нет. Чему вас учить, я не знаю. Поэтому будем учиться самостоятельно добывать знания, логически мыслить и делать выводы», - начал он первую лекцию. «Сама думай, ищи инструменты, адаптируй опыт» - вот за эти советы я ему больше всего и благодарна. Значительно позже, работая уже на ЧМЗАПе, мне посчастливилось поработать под руководством Владимира Дмитриевича Рымаря, который долгое время работал на заводе главным конструктором, потом возглавил службу маркетинга и продаж. Он из моих знаний и не очень большого опыта сформировал позицию и мировоззрение, научил внимательно относиться к деталям, оценивать не только сиюминутный эффект, но и перспективу. Они, учителя мои, даже внешне были чем-то похожи между собой. Оба поощряли самостоятельность во всем, учили сомневаться в решениях до последнего, искать, развиваться. Я и сейчас, когда совсем непросто, вспоминаю присказку Владимира Дмитриевича: «Не знаю, как правильно с точки зрения теории, но я бы сделал так». Всегда помогает найти и принять решение. Еще одна не менее принципиальная вещь, которой я научилась у этих замечательных людей: нет однозначного черного и белого, всегда есть полутона. То, что хорошо с одной стороны, может быть губительно с другой, смотря с чей точки зрения смотреть. Категоричность не приветствую ни в работе, ни в личной жизни, ни в суждениях.

- Первые шаги в этом направлении и первые успехи?

- Первые свои шаги, наверное, любой маркетолог, начинавший в конце прошлого века, делал в рекламе. Там было много и успехов, и провалов, и субъективных оценок. Первый личный осязаемый успех случился на ЧМАЗАПе, в январе 2001 года, когда подвелись итоги по рекламной кампании 2000 года. Тогда стало очевидно, что запущенные в 2000 году новые прицепы стали продаваться больше, чем те, которые продавались в течение пяти-шести лет. Конечно, можно говорить о том, что маркетинг ни при чем, что продавцы сработали, что рынок ждал новый продукт. Но, так или иначе, без маркетинга решить эту задачу с таким результатом было невозможно. После были измеримые, очень серьезные достижения, которые позволили решать серьезные задачи предприятий, на которых я работала, статусы, рейтинги, значимые и не очень. И им, конечно, я тоже радовалась. Но вот то первое ощущение победы маркетинга над стереотипами, в том числе и собственными, забыть невозможно. Это было - «йес»! Казалось, в январе потеплело до весенних температур.

- Как возникла идея создания вашей компании МАК Групп?

- Легенда возникновения МАК Групп очень симпатичная и домашняя. Я поняла, что пора, когда пылесосила дома ковер и в связи с этим потеряла пульт от телевизора. Вынуждена была смотреть без звука какой-то мультик, где лосенок учился кататься на лыжах. Горка была длинной, лосенок рос, а шлем сильно давил на его голову. Аналогия проста: я выросла, поняла, что маркетинг - составляющая часть бизнеса. Доведя клиента до двери компании, маркетолог передает его в руки продавцов, сервисных служб, но гарантировать, что это будут заботливые руки, учитывающие потребности приведенного клиента, он не может. Таким образом, если думать об эффективности бизнеса, то и работать с клиентом надо на всем пути. Эпоха дефицита, когда важно было только донести до клиента информацию о том, что у тебя есть нужное для него предложение, прошла. Естественно, что в рамках отдела маркетинга решать глобальную задачу никто бы не дал. А так хотелось! Поэтому спасибо мультику, решение было принято. В самостоятельное плавание мы выходили маркетинговой компанией в декабре 2008 года, в самый разгар кризиса. Страшно было - жуть! Сейчас правильнее говорить о консалтинге. Сбываются мечты, которые были на открытии компании. Когда комплексно подходишь к ситуации, то понятно, где болевые точки, как посчитать эффект, как оптимизировать бюджеты. Конечно, многое зависит от достаточной политической воли руководителя, от его желания инвестировать в развитие не только деньги, но время, силы, от того, насколько руководитель на самом деле хочет изменений в компании, а не «волшебных фишек» и «волшебных пилюль».

- Преподавательские подвиги - интересные студенты, забавные случаи?

- Вряд ли меня можно назвать преподавателем. Я тренер, и мои технологии обучения – это обучение действием. И работаю больше не со студентами, а со взрослыми состоявшимися людьми, предпринимателями, менеджерами. Они обладают собственным опытом, знаниями и ресурсами, и добавить что-то свое непросто. Поэтому забавных историй в этой среде случается достаточно. Ну, вот история с маркетинговой подоплекой. На одном из тренингов по маркетингу я рассказывала об интервью, которое Филипп Котлер дал в России. С первого ряда поднимает руку симпатичная девушка-маркетолог: «А что, он еще жив?» И тут задумалась я. Интервью было три дня назад, Котлер уже не молод, мало ли. В перерыв уточнила, пожелала гуру маркетинга здоровья и сделала вывод. Для молодежи гуру Котлер - скорее символ, «человек-пароход». Но не носитель, представляющий современные рабочие тренды и инструменты. Поэтому гуру становиться не хочу. Рано еще.

А со студентами работать люблю. В ста процентах случаев делаю это бесплатно. Этому есть объяснение рациональное, и есть эмоциональное. Рациональное – я понимаю, что сегодняшние дети завтра выйдут на рынок, станут маркетологами, и лучше, если они практические знания получат сразу, сформируется единый профессиональный глоссарий. А эмоциональное – в меня много вкладывали люди, которые не обязаны были этого делать, они сформировали мой взгляд на жизнь и профессию. Пришло время отдавать долги. Надо чистить карму. Студенты – шикарная аудитория для любого действующего профессионала. У них по-детски наивный, незамыленный взгляд на ситуацию. Они не стесняются задавать дурацкие вопросы и не боятся показаться некомпетентными. Такой подход позволяет сказать «ух ты» даже бывалому профессионалу. На моей памяти случай, когда на практику к нам в компанию пришла девочка, которая, не отражая никаких авторитетов и веря в себя и в задачу, сделала то, на что ни у кого из нас, бывалых, не было никакой надежды.

- Влияет ли сегодняшний кризис на маркетинг и работу маркетологов?

- Кризис влияет. Ничего с 2008 года, собственно, не поменялось. Тогда пустили под нож сначала HR-ов, поскольку «надо не нанимать персонал, а наоборот, увольнять», а следом – маркетологов, «поскольку бюджета на рекламу все равно нет». Прикольная подмена понятий! А ведь маркетолог не тратит рекламный бюджет, а экономит его. Правда, часть маркетологов на сегодняшнем рынке этого не понимает, и часть руководителей - тоже. А те, кто понимают, ищут не системной работы, а «волшебных фишек», которые внедрятся, и «будет нам счастье в виде продаж и развития». Одна моя знакомая, острая на язык, сказала, что кризис – это время, когда за те же деньги бегать приходится в два раза больше и в два раза быстрее. Почему-то этот принцип не очень учитывается сегодня. Политической воли, терпения не хватает. Еще в кризис сокращаются бюджеты на обучение и развитие персонала (и в первую очередь на маркетинг) и личное развитие. Опять забывается простая истина, что самые эффективные вложения - это вложения в себя. Здоровье, обучение, повышение квалификации, новые направления – это то, во что стоит вкладывать в кризисные времена. Есть хороший анекдот про одного из великих предпринимателей. Как-то его спросили: «Вы не боитесь, что обучите сотрудников, а они уйдут?» - «Я боюсь, что они не обучатся и останутся». Вот это тот ответ, который, несмотря на кризис, должен стать девизом предпринимателя, если он планирует не только выжить в кризис, но и развиваться дальше. Кризис - жесткое время проверки на прочность, и 2016 год из прогнозов аналитиков выпадает, знаменуя рецессию. Но! Прогнозы по улучшению ситуации стартуют с первого квартала 2017 года. А времени осталось немного, а работы – стратегия, маркетинг, обучение и подготовка персонала – более чем достаточно.

- Как публичный человек, вы оказываетесь в центре внимания. Продумываете ли свой стиль и имидж?

- Быть в центре внимания, на самом деле, не удовольствие, а тяжкий труд. Представьте себе картинку: приходите в кафе, с любимым человеком тихо посидеть, может, пофлиртовать. А вам из-за соседнего столика: «Здравствуйте, как хорошо, что мы встретились, хотел сказать спасибо за ту фишечку с вашего мастер-класса». Все, пофлиртовали. Ну и, разумеется, ничего хорошего в том, чтобы этот из-за соседнего столика увидел тебя не в форме: без макияжа, в домашней одежде, во фривольных нарядах. Для меня, трепетно относящейся к понятийному аппарату, стиль и имидж сильно разные вещи. Модой я интересовалась и интересуюсь. Мне кажется, нормальное для женщины явление. А вот за то, что свои знания вопроса я начала применять к себе, за волшебный пинок, который заставил похудеть, заняться собой, вернуться в балет, большое спасибо моей подруге, стилисту и просто человеку с большим жизненным опытом Наталье Листишенковой. Даже сейчас, когда она уехала из города, ее советы онлайн сильно помогают. Спасибо ей. Что касается имиджа, тут, я думаю, поздновато. На консалтинговом рынке я лет 15, наверное. Пора о репутации заботиться. Поэтому изменения в личное позиционирование вносить приходится, но вот в умы такие изменения вносить значительно сложнее. Я уже давно к себе отношусь как предприятию, на котором развивается консалтинговый проект. Опыт бизнеса хорошо переводится в режим «я-корпорация». Правда, хочу отметить, что те, кто приходит ко мне за аналогичным советом и поддержкой, на личный коучинг, такой подход осваивают далеко не все. Самое обидное - срываются на стадии самодиагностики. Жалеют и переоценивают себя любимых. Поэтому повторюсь: относитесь к себе критически, не успокаивайтесь, развивайтесь, и это даст свой эффект.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»