Меню

Интервью с челябинским бизнес-консультантом

27 Мая 2016 - автор Андрей ВАГАНОВ
Максим Шахматов: Все начинается в студенчестве
Интервью с челябинским бизнес-консультантом
Превратности судьбы преподавателя как-то привели меня в ряды жюри одного студенческого конкурса. Среди участников выделялась почти непобедимая команда во главе с харизматичным лидером – Максимом Шахматовым. Сегодня в рубрике «Люди нашего города» Максим – консультант и бизнес-тренер – гость нашей рубрики.

- Где вы учились и как начали заниматься проектом SIFE?
- Первое свое высшее образование я получил в ЧГПУ, это был исторический факультет. В дальнейшем я учился в ЮУрГУ, Финансовом университете при Правительстве РФ, получал дополнительное образование в таких местах, как MoscowBusiness School, МИРБИС. Но наибольшее влияние на меня оказала именно учеба в педагогическом университете. Нередко вспоминаю пять лет учебы там как, возможно, самые теплые годы в жизни. Именно в ЧГПУ я познакомился с проектом SIFE. Как это случилось? Помню так, словно это было вчера. Шел конец учебного года, второй курс. Друзей по учебе пригласили посмотреть какие-то соревнования – и они позвали меня с собой. Когда мы все это увидели своими глазами, сомнений не оставалось – мы решили создавать команду, в которой мне посчастливилось стать капитаном. Порой думаю, насколько иначе могла бы сложиться моя жизнь, не окажись я в нужное время и в нужном месте. 
Для тех, кто не знает: SIFE (сейчас он называется Enactus), это международная студенческая программа. В ней студенты создают социальные и бизнес-проекты, цель которых - заработать деньги и сделать жизнь других людей лучше. 

- Расскажите о вашей команде, как она создавалась? 
- Все было случайно. Случайно пять человек поехали, чтобы увидеть соревнования, тогда проходившие в академии культуры и искусств, случайно загорелись этим. На протяжении всех трех последующих лет костяк не менялся. Остальные люди то приходили, то уходили. В общей сложности было человек 20, но костяк, те самые пять человек, не менялся никогда. Это Василий и Алексей Дюрягины, Олег Козлов, Иван Молчанов и я. Вообще, у нас получилась амбициозная команда. На соревнованиях любят говорить: «Тут нет проигравших, вы все победители». Это не было нашей философией. Победитель один, и мы хотели быть именно ими. Мы хотели быть одними из лучших в России, и нам это удалось. 

- Сколько игр вы провели вместе? Где побеждали?
- С 2005 по 2008 год мы провели шесть игр. В первый год мы заняли второе место в региональных соревнованиях, проходивших в Челябинске. В 2007-м мы выиграли региональные соревнования и поехали на всероссийский этап в Москву. И вот как раз в 2007-м мы провели лучшее свое выступление. С первого места вышли в суперфинал, по результатам которого стали бронзовыми призерами России, подспудно взяв приз за «Лучший проект года». Соревнования проходили в PresidentHOTEL. Насколько я знаю, до сих пор в Челябинске мы единственные, кому это удавалось. 

- Самые яркие воспоминания? 
- Лично для меня это бронза России и поездка в Нью-Йорк. На ней подробнее и остановлюсь. Помимо прочих многих проектов, с которыми мы выступали, у нас было одно ноу-хау: мы авторы первой в мире книги по бизнесу для слепых написанной азбукой Брайля. Книга реально существует. Всего их было издано две. Одна сейчас в Челябинске, а вторая в городе Коломне. Данный проект активно поддерживался и субсидировался банком HSBC. Дважды мы получали от них долларовые гранты. 

И вот однажды утром, в августе 2007 года, перед учебой я зашел на свою почту и увидел официальное приглашение от банка на всемирный студенческий экономический форум в Нью-Йорк! В этот момент я, наверное, впервые в жизни по-настоящему ощутил состояние счастья и эйфории. Всего, со всего мира они отобрали 100 человек из более чем 60 стран мира. Сразу после форума проходил мировой кубок SIFE, и все это: форум, кубок, проживание в отеле HILTON на 5-й авеню - было за счет банка. Передать впечатления от поездки словами невероятно сложно. Только представьте: вы находитесь в огромном зале, сотни флагов разных стран развеваются у вас прямо над головой. Сотни людей со всего мира приехали на эти соревнования, и в этот момент громкий, невероятно красивый мужской голос говорит: «Welcome to the United States Of America!» Я не могу этого забыть до сих пор. Не говоря уже о том, что я безумно влюбился и в сам город. 

Не менее памятна и сама бронза России. Признаться, нам хотелось взять по меньшей мере второе место – это бы дало возможность поехать на европейский кубок SIFE. Но увы. Однако и эта победа была радостной. Я позвонил прямо из Москвы тогда еще ректору ЧГПУ В.В. Латюшину. За нас все были сильно рады и встречали почти как героев. Хорошее было время. Часто говорят, что студенческая жизнь остается в памяти на всю жизнь. В моем случае это на 100% так. 

++x_135d48f4.jpg

- Впечатление о сегодняшнем состоянии проекта?
- Удручающее. Я не видел, что сейчас в Москве, но если сравнивать то, что было еще в 2008-м, с тем, что есть сейчас в Челябинске, возникает ощущение, что программа катится в каменный век. Проекты скучные. Выступают без харизмы. Технологические решения в проведении презентаций на невероятно низком уровне. Выходят ребята, читают по бумажкам, а в это время на экране мелким шрифтом написано то, что написано у них в бумажках. Ужас! Мы себе такого и помыслить не могли. Анализировали выступления победителей российских и мировых соревнований. В 2008-м мы в конце выступления использовали фишку победителя мирового Кубка SIFE. Наверное, сейчас, выступай мы до сих пор, пускали бы изображение на экран с iPhone. Было бы больше разного рода интерактивных решений. Но увы, побывав в этом году на соревнованиях, с грустью в сердце я понял: приходить и смотреть на это я больше не хочу. 

- Чем занимаетесь сейчас? 
- Последние полтора года я работаю на себя, и, как мне кажется, вполне успешно. То, что по-настоящему люблю делать и что у меня действительно хорошо получается, - это маркетинг, в широком смысле этого слова. Меня часто приглашают на предприятия, чтобы я проанализировал всю их организационную структуру. Увидел слабые места в позиционировании, управлении, в том, как компания на всех этапах взаимодействует с клиентом, что говорят клиенты с сотрудниками, смог четко сформулировать целевую аудиторию компании и предложил альтернативное, отличающееся позиционирование. Невероятно люблю создавать рекламу и думаю, у меня это получается. Причем я люблю создавать именно необычную рекламу. Все дело в том, что реклама в Челябинске большей своей частью скучная. Я почти не наблюдаю рекламу, увидев которую, хочется воскликнуть: «Господи, кто это придумал?! Почему не я?!». На мой взгляд, реклама должна быть такой, чтобы и у клиента, и у самого предприятия она вызывала восторг! 

Однажды для одного медицинского центра я создал радиоролик, в котором красиво поют а капелла. Насколько я знаю, до сих пор чуть не у половины сотрудников этот ролик стоит на телефонах. Это и про гордость, и про то, что это про них. Сотрудники центра при виде меня часто напевают с улыбкой: «Спина болит, сустав болит...» Приятно. Обожаю создавать новые рекламные стратегии. Чаще всего такой анализ приводит к тому, что меня приглашают на работу в качестве руководящего специалиста в области маркетинга и развития, и иногда я беру эти компании на личный аутсорсинг. Создаю для них классную рекламу, реорганизую многие вещи, которые всплыли в процессе анализа компании. 

Помимо этого, я разбираюсь в вопросах корпоративной культуры, или, как это сейчас модно говорить,  в «управлении энергией на предприятии». К сожалению, в большинстве компаний сотрудники работают плохо не потому, что они плохие, а потому, что компании, простите, доводят вопросы управления персоналом до уровня абсурда. Однажды в книге А.Маслоу прочитал выдержку из выступлений Питера Дукера. Собирая руководителей на свои семинары, он задавал руководителям два вопроса. Первый был такой: «Скажите, у вас на предприятии есть сотрудники, которые работают из рук вон плохо, потеряли хватку и их стоит уволить?» После этого вопроса в зале образовывался просто лес рук. Следом он задавал второй вопрос: «А вы взяли таких людей на работу или они стали такими после работы на вашем предприятии?» И тут зал замолкал. Либо вы берете не тех людей, либо что-то не то с ними делаете. 

Увы, спрос на эту услугу крайне низкий, и это обусловлено прежде всего тем, что руководителям чаще всего проще искать проблемы в других, чем в себе. В виде хобби провожу тренинги, семинары, когда приглашают. Очень люблю это делать, но в отдельный вид деятельности, требующий продвижения, это свое увлечение не вывожу. Помимо этого есть один собственный проект, к которому уже проявили интерес в Сколково, он связан с медициной. В этом проекте есть два человека из той старой команды SIFE. 

- Какие самые сложные и самые интересные задачи пришлось решать в этой роли? 
- Самое сложное – это работа с самими руководителями. Вот представьте: вы, худо ли бедно, построили организацию, которая существует, приносит прибыль, там есть люди и процессы у вас все отлажены. А тут прихожу я и говорю, что то, что ранее на предприятии делалось, в целом не так эффективно. 

Меняться сложно. Волшебной пилюли не существует. Мы привыкли жить так, как живем, и становиться другим - это значит пройти непростой путь осознания и перемен. Подавляющее большинство руководителей к этому не готовы. Они проводят очень небольшие, локальные перемены, но раз телега все та же, то со временем все возвращается на круги своя. Все те же проблемы, но теперь появляется иллюзия: «Мы пробовали, это не работает». Не пробовали! Я часто вижу, что приглашают больше не для перемен, а для собственного самоуспокоения. Для того, чтобы я пришел и сказал: все хорошо, только вот тут немного добавьте, а тут убавьте. Увы, это не про меня. А что интересно? Решать тривиальные задачи нетривиально. Ну, например, один заказчик недавно захотел на главную страницу сайта 74.ru баннер. Ну вот хочет он! Разместили. Но я придумал не просто баннер, а первый в истории сайта 74.ru баннер, с которым нужно играть. Специалисты сайта даже его разработать не смогли – искал сторонних заказчиков. Но зато эффект был!

- Чем увлекаетесь помимо работы?
- Есть несколько серьезных хобби. Я астроном-любитель. У меня есть очень хороший телескоп, в который можно разглядеть деление Кассини на Сатурне. Обожаю сидеть вечером перед телескопом, за чашкой горячего кофе и смотреть в небо. В эти минуты возникает ощущение, что словно подглядываешь за Богом. Люблю бегать. Много катаюсь на горном велосипеде. Минимум два раза в неделю меня можно увидеть несущимся по кочкам в лесной зоне парка Гагарина. Люблю читать. Наибольшее влияние на мое мышление оказали Ф.М. Достоевский и Эрих Фромм. Иногда хожу в походы. Любимое место в области – село Тюлюк. Однажды поднимался на гору Большой Иремель, расположенную как раз там. Планирую в этом году подъем повторить. 

-Как бы вы сформулировали свой девиз?
- «Думайте иначе!» (Apple).

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»