Меню

Результаты ЕГЭ — индикатор состояния региона, его стабильного развития или совсем наоборот

01.07.2015 12:40 - автор Сергей Таран
А пару лет назад вообще по двойкам выпускников и «средней температуре по больнице» оценивалась работа губернатора. Теперь этого нет, как и сравнительного рейтинга успешной сдачи ЕГЭ по регионам. Однако как сдают наши выпускники и как справляется со своими задачами образовательная система - по-прежнему в центре внимания.
Результаты ЕГЭ — индикатор состояния региона, его стабильного развития или совсем наоборот
Фото Вячеслава Никулина

Еще вовсю идет работа конфликтных комиссий, еще выпускники сдают свой последний экзамен по иностранному языку, а журналисты требуют с чиновников от образования отчета: «ну, как там ЕГЭ?»

Начальник управления среднего общего основного образования регионального минобра Елена Тюрина готова объяснять тонкости нынешней экзаменационной кампании:

- Государственная аттестация делится на два мощных направления: обязательные экзамены - русский язык и математика - и предметы по выбору, которые выбирались в разные периоды времени по-разному. Когда школы начали сравнивать по тестовому баллу, стали уговаривать выпускников не сдавать экзамены по выбору, дабы не рушить показатели.

Сейчас наступил другой период. В области принят и действует образовательный проект «ТЕМП», который ориентируется на подготовку тех специалистов, которые нужны в регионе, - инженеров и техников.

И мы вновь столкнулись с тем, что дети сегодня не мотивированы сдавать предметы естественной направленности.

Весь прошедший учебный год образовательная система разом навалилась на работу по мотивации детей к точным наукам. Первые же результаты показали, что «физики» оказались в почете. Количество ребят, выбирающих для сдачи биологию, физику, химию, выросло приблизительно на два процента. И теперь в региональном минобре надеются, что это не локальный эпизод, а устойчивая тенденция.

Несмотря на неполные данные, предварительные итоги экзаменационной кампании подвести можно. По словам Елены Тюриной, количество выпускников текущего года, сдающих ЕГЭ, составило более 13 тысяч.

И вот самая приятная новость: русский язык сдали очень хорошо. Средний тестовый балл вырос на 4,19, это высокий показатель. У нас в области впервые в истории ЕГЭ оказалось 92 стобалльника. От неожиданности работы выпускников перепроверили на три раза.

- В чем причина такой положительной аномалии, пока сказать не могу, - призналась Елена Александровна, - надо анализировать КИМы. Возможно, были не очень сложные задания. А о математике говорить сложно. Впервые в этом году математику разделили на базовый и профильный уровень. Нам сравнить не с чем.

Действительно, математику область сдала неважно. Средний балл по этому предмету снизился по сравнению с прошлым годом на три балла. Причем и этот показатель ниже общероссийского на шесть баллов. Почему? Есть версия, что слишком много детей пришло на «профиль». Напомним, в этом году впервые ребята могли сдавать математику «по-легкому», только базовый уровень, или выбрать более сложный вариант — профильный. Так вот, 80 процентов детей в Челябинской области выбрали «профиль».

- Здесь требуется анализ, - отмечает Елена Тюрина. - С другой стороны, к нам «базу» пришла половина выпускников. Получается, что 30 процентов ребят дважды сдавали математику. А вот средняя отметка (не путать с баллом) у нас выше общероссийской. В среднем по стране школьники не дотягивают до четверки - 3,95 по базовой математике, а у нас он выше — 4,07.

Вот такая получается «двойственность» с этой математикой. Капитаны областного образования рассчитывают к августовскому совещанию досконально проанализировать ситуацию.

Неплохо сданы предметы по выбору. Очень хорошо на уровне российских показателей выглядит география. Челябинская область на десять баллов превысила средний балл. В целом есть положительная динамика по всем предметам. Например, по биологии средний балл - 50,2.

Увеличилось количество выпускников, сдавших математику на 100 баллов. Их стало 92. В прошлом году их было 70. В том числе профильную математику сдали два ученика из 31-го лицея, один - из 5-й школы Магнитогорска. Появилось у нас 11 стобалльников по физике против шести в прошлом году, по информатике был один стобалльник - стало пять.

А всего в области 123 выпускника, взявших высоту в 100 баллов, против 95 прошлого года. И это без учета результатов по иностранному языку.

Чем еще запомнилась экзаменационная кампания? Это был беспрецедентный период по процессуальным нововведениям: металлоискатели, видеокамеры, электромагнитные рамки, наблюдатели, пункты приема экзаменов, постановка радиопомех. В этом году 12 ребят удалили с экзамена за нарушение режима без права сдачи экзамена в этом году. Не смог сдать профильную математику 2661 выпускник, а базовую математику – 338. Правда, здесь есть и двойные совпадения.

С русским языком не справились 35 человек.

Свою оценку экзаменационной кампании дал депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию Владимир Бурматов.

- Ситуация в Челябинской области неплохая, - отметил политик, - мы раньше других регионов в свое время вступили в пилотный проект и быстро наработали положительный опыт. Вторая причина – внимание региональных властей к тому, как проходит государственный экзамен. Главное, что теперь из этого не устраивается истерики. Это просто контроль знаний выпускников.

Владимир Бурматов отметил также, что причина успеха в том, что в Челябинской области сохранили педагогический университет, не поддавшись угару «преобразований». Наличие профильного вуза - определяющий фактор образования. Сохранилась за все эти годы и челябинская педагогическая школа. Отрадно и то, что не случилось ни одного серьезного скандала во время экзаменационной кампании в области.

Депутат рассказал, что внес четыре предложения, которые могут качественно улучшить проведение ЭГЭ по стране. Инициативы поддержало ключевое ведомство Рособрнадзор.

Во-первых, Владимир Бурматов предложил ввести на четыре года мораторий на изменения в системе проведения ЕГЭ.

Не секрет, что каждый год единый экзамен сдается не так, как в предыдущем году. И это проблема. Ни ученики не могут подготовиться без нервотрепки, ни учителя. Только в этом году появилось большое количество изменений. Ученики впервые начали учиться писать экзаменационное сочинение. Нюанс в том, что к сочинению готовили учителя, которые сами не писали экзаменационного сочинения. Однако, сочинение - шаг вперед.

- Но вот разделение математики на базовый и профильный уровень, - подчеркнул Бурматов, - считаю капитуляцией федерального ведомства перед проблемами, которые стоят в стране перед математическим образованием. Мы всегда гордились флагманом российской образовательной системы. Математический всеобуч был на высоком уровне. А в прошлом году было принято решение снижать баллы, потому что не справились с экзаменом. На мой взгляд, неправильный подход. Так можно докатиться до разделения и по всем предметам. Легко может возобладать позиция «хорошо учить не можем, значит, будем попроще спрашивать».

В этом году ввели устную часть по иностранному языку. Это очень серьезно. Отменили «угадайку» в части А контрольно-измерительных материалов по гуманитарным предметам. На этом мы настаивали очень давно.

И все эти четыре нововведения случились в один год. Поэтому следует оставить все как есть. Мораторий на изменения ЕГЭ — запрос профессионального сообщества.

- Надо было заниматься процессуальной частью, чтобы было меньше стрессов на экзаменах, - считает депутат, - а через четыре года можно вернуться к совершенствованию системы.

- Как у всех экзаменов, стрессогенность ЕГЭ весьма высока, - пояснил Владимир Бурматов. - СМИ и все остальные нагоняют жути на выпускников и их родителей. Без конца идут слухи: там камеры зафиксировали, там с экзамена удалили, там результат аннулировали. Я предлагал год назад, чтобы школьные психологи находились в пунктах приема экзаменов, чтобы они могли оказывать психологическую помощь детям. Рособрнадзор эту идею поддержал. Надо только, чтобы федеральное министерство образования дало соответствующие методические рекомендации.

Идея такая: показать до экзамена хотя бы часть актуальных заданий ЕГЭ этого года. Материалы постоянно меняются, как и их сложность. В этом году с этим тоже столкнулись. Но ведь нужно дать школьникам возможность проверить свои силы. Для этого нужно посмотреть, что из себя представляют реальные задания. Но реализация этой идеи, по словам Бурматова, проходит очень трудно. Известно, что Рособрнадзор это готов сделать по математике на следующий год.

Открытый банк данных на самом деле эффективная антикоррупционная мера. Не случайно, пользуясь слабой информированностью, процветают десятки и сотни сайтов, готовые за деньги предложить якобы настоящие задания. На улицах вовсю идет торговля решебниками, справочниками «с ответами».

- Все спекулируют на том, - подчеркнул Бурматов, - что никто не видел настоящих заданий. А здесь они будут в открытом доступе. Это не билеты в автошколу, их прорешать все невозможно. Там тысячи вариантов. Но, попробовав свои силы, каждый сможет сказать себе, надо ли идти к репетиторам или хватит того, что дают в школе. По моему запросу в МВД удалось закрыть 400 сайтов, «специализирующихся» на ЕГЭ. Это серые зоны, с которыми надо бороться. А вот открытый банк данных станет полезным тренировочным полигоном.

Владимир Бурматов предложил прекратить информационную будоражащую кампанию во время ЕГЭ. В СМИ не перестают смаковать негативную статистику, например, о том, сколько нарушителей поймали на ЕГЭ. Каждый год количество нарушений снижается, а количество сообщений об этом увеличивается.

- Надо всем успокоиться и внести коррективы в информационную политику, - считает депутат. Все эти четыре инициативы носят достаточно системный характер. И на них есть запрос в обществе.