Меню

Первоапрельское хулиганство на челябинской сцене

13.04.2016 10:15 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Итак, свершилось чудо. В разгар кризиса Челябинск обзавелся еще одним фестивалем. С легкой руки народного саксофониста России Игоря Бутмана в городе прошел первый на Урале, в стране, а может и мире фестиваль музыкального юмора. Сам губернатор местной области поддержал заманчивое предложение доверенного лица президента исключительно из-за уважения к джазу и Бутману. Что уж говорить о челябинской публике, которая джаз давно любит и ценит, о чем известно даже в златоглавой.
Первоапрельское хулиганство на челябинской сцене
Фото Юрия ЕРМОЛИНА и Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

Разборки с субдоминантой

«Фестиваль – это прекрасно, но при чем тут юмор?!» - недоумевали некоторые пристрастные журналисты, все-таки жизнь негров на плантациях веселой не назовешь, а «блюз», который насмерть лег в основу джаза, иначе как тоска, печаль не переведешь.

- Это ж какое надо иметь чувство юмора, чтобы после тяжелого трудового дня под палящим солнцем в поле, прийти в свою лачугу и найти в себе силы что-то петь! – парирует Бутман.

Журналисты хихикнули, но все же попросили объяснить, как может юмор проявляться в музыке, да еще которая без слов?

- Элементарно, - подключается бывший напарник и соратник Бутмана, джазовый трубач Вадим Эйленкриг. – Аранжировка может быть сделана весьма остроумно. К тому же, джаз – это единственное направление в музыке, где не все жестко прописано нотами, и подразумевает импровизацию. Можно, к примеру, вставить цитату из какого-го известного произведения и обыграть ее мелизмами. Наконец, использовать технические возможности инструментов – всхлипнуть, захрипеть, зарыдать.

- А ваши цитаты и мелизмы поймет неискушенная публика? – не унималась пресса.

- Конечно. Я считаю, что человек, который пришел на джазовый концерт, уже априори образован и умеет мыслить абстрактно. А чувство юмора – это тоже абстрактное мышление, в чем убежден мой друг, психиатр женского буйного отделения, - серьезно заявил Эйленкриг.

- А давайте проверим? Расскажите какой-нибудь чисто музыкальный анекдот, а мы попробуем посмеяться, - Бутман и Эйленкриг переглянулись, но на эксперимент согласились:

- «Назовите субдоминанту от фа? - Так фа – это и есть субдоминанта!» – вспомнил Бутман под нестройный смех четырех музыкантов.

Если вы в этом месте не смеетесь, значит вы – точно не музыкант. Впрочем, фестиваль действительно получился музыкальный и юмористический: исполнители много шутили, причем, как на словах, так и на деле.

0vrvbltj.jpg
Вадим Эйленкриг

Кто кого перешутит

- В детстве я обожал слушать Райкина на пластинках, потом приходил в школу, пересказывал, всех смешил и меня выгоняли с уроков. Сейчас я тоже попытаюсь вас рассмешить, надеюсь, меня не выгонят, - приветствовал публику народный артист уже на концерте.

Главными шутниками стали Бутман и Эйленкриг, им не привыкать – оба участники разных телешоу, к тому же постоянные партнеры по сцене и, судя по всему, просто родственные души, поэтому шутками сыпали наперегонки.

- Я только что за кулисами узнал, что будет исполнять биг-бэнд Игоря Бутмана, и сейчас мы вам все это сыграем, - провоцировал друга Эйленкриг.

- А вы попробуйте! – откликался на реплику из-за кулис Бутман.

- Игорь, я же не сказал, что мы это сделаем также хорошо, - отшучивался Вадим.

- Вот с шутками у него уже получается, хорошо бы, чтобы и с музыкой получилось, - «отомстил» Игорь.

С музыкой получилось у всех, тем более, что оба вечера на сцене звучал горячий и температментный hot jazz. Правда, наши, местные музыканты изо всех сил старались придать ему более солидное, если можно так выразиться классическое звучание, зато гости из Москвы и Америки не стеснялись в выражении чувств. Пели, плясали, даже летали по сцене, вплетали Хенрику Кужняку (сочинившему знаменитую мелодию из фильма «Ва-банк») таривердиевские мелодии, а в монтановскую Se si bo добавляли цитатку из «Марсельезы», даже тему из Седьмой симфонии Шостаковича ввернули!

Словом, откровенно, но творчески хулиганили, что, впрочем, джазовые каноны никак не запрещают.

Публика первые минут 20 оттаивала от привычного консерватизма, зато потом зал включился в игру: реплики музыкантов рикошетили ответами из зала, а буйный драйв на сцене усиливался овациями из зала.

Первый международный фестиваль музыкального юмора прошел по инициативе народного артиста России Игоря Бутмана. В двухдневном марафоне приняли участие Вадим Эйленкриг ( джазовый трубач и ведущий популярных телешоу «Большой джаз» на телеканале «Культура» и «Танцы со звездами» на «России 1») и группа «Eilenkrig Crew», пианист Олег Аккураторв, Сэмми Миллер и его команда “The Congregation” (США), а также челябинские музыканты - «Уральский диксиленд Игоря Бурко» и группа «Корчагин Band».
n04lvfh0.jpg
Сэмми Миллер и его команда “The Congregation” (США)

Английский и немножко блюза

Участники фестиваля – это отдельный разговор.

- Надо понимать, что хочет публика, и как воспримет, - чуть –чуть сомневался перед открытием застрельщик. Оказалось – совершенно зря. Вадима Эйленкрига публика уже знала по телешоу «Большой джаз» и «Танцы со звездами». А теперь воочию оценила его чувство юмора и мастерство, а также умение просто общаться с людьми.

- В принципе из любого произведения можно сделать джаз, - провел короткий мастер-класс трубач. – Надо перевести название на английский и немножко добавить блюзового минора. Ну вот, например: Fly of the Bumblebee поехали!

И ребята вкатили знаменитый «Полет шмеля», который в оригинале Римский-Корсаков написал для скрипки.

Благодаря фестивалю челябинцы познакомились с молодыми джазменами из Америки. Сэмми Миллера и его команду Бутман заприметил еще в Нью-Йорке.

- Я хотел, чтобы вместе с ними выступил наш пианист Олег Аккуратов, подошел к ребятам и получил отказ, представляете? Нет, Олег все-таки выступил, я сказал конферансье, что мы договорились, но он сыграл перед их выступлением. А я остался послушать, что же это за ребята, которые посмели мне отказать?! У них была потрясающая программа, и я сразу понял, что наше участников для своего фестиваля.

Американцы называют свое направление «радостным джазом», хотя на самом деле они делали тоже самое, но только по-английски. Причем, это их нисколько не смущало, и ничуть не напрягало русскую публику, которая точно также смеялась и реагировала на все происходящее, не замечая никаких языковых и прочих барьеров.

u1dlg84w.jpg
Игорь Бутман и министр культуры области Алексей Бетехтин

Музыкальный анекдот от Бутмана:

Пришел грузин поступать в консерваторию: «Отвернитесь. Мы будем нажимать ноты, а вы должны угадать.. – Знаю: ты нажал!»

Не музыкальный анекдот от Бутмана:

«Хочешь, я тебе расскажу политический анекдот? – С ума сошел? Я же милиционер! – А я два раза расскажу».

«Идея такого фестиваля зрела давно, но как-то не получалось. А здесь, в Челябинске все сошлось: это город, в котором любят музыку, ценят джаз и понимают юмор». Игорь Бутман.