Меню

В наших кранах нельзя ошибиться

26.07.2013 10:49 57 (11668)


Корреспонденты «Вечерки» побывали на Челябинском механическом заводе и увидели, как собирается «Челябинец».

Большая доля гусениц

Сегодня Челябинский механический завод выпускает автомобильные краны на различных шасси и разной грузоподъемности (автокраны с патриотичным названием «Челябинец»), гусеничные краны (ДЭК), а также краны по индивидуальному заказу. ЧМЗ делает 85 процентов от общего объема производства гусеничных кранов в Российской Федерации. При этом Россия — не единственная страна, где поднимает тяжести «Челябинец» и перевозит грузы ДЭК. Поставки автомобильных и гусеничных кранов идут в страны СНГ, а также в Эстонию, Египет. Ведутся переговоры с другими восточными странами — Ираном, Ираком. Однако это немного по сравнению с тем, что было в советские времена, — тогда челябинские краны отправлялись на работу в 49 стран мира.

География поставок позволяет избежать сезонности в работе.

— В летний период больше всего заказов приходит из Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также с юга страны. С осени по весну активнее становятся поставки в северные регионы страны — ХМАО, Тюменскую область, где с помощью нашей техники осуществляется перегрузка трубы, установка буровых, — рассказывает Денис Саттаров.

ЧМЗ — это цикл

— Мы занимаемся проектированием кранов, их производством и сборкой, а также дальнейшей реализацией, так что получается полный цикл. Конечно, часть оборудования закупаем: шасси для автокранов, часть комплектующих, электроды для сварки, металл, уголки, трубы... Однако всю сборку, монтаж конструкций осуществляем сами, — говорит наш собеседник.

В это время мы заходим в заготовительный цех, где происходят два самых важных в производстве дела — лазерный раскрой металла и листогибочные работы. После последовательной кучи искр из куска металла лазер вырезает определенную форму. Далее листогибочный пресс легко превращает плоский лист в объемную деталь, например, часть будущей стрелы крана.

— Здесь мы гнем стрелы для автомобильных и элементы для гусеничных кранов, — объясняет Денис Саттаров. — Листогибочный пресс позволяет делать изделия гнутого профиля — элементы облицовки крана, элементы стрел.

«Лего» для взрослых

Также мы проходим мимо склада, где аккуратными рядами лежат и стоят уже готовые детали — хоть сейчас ставь на кран. Как нам сообщил наш собеседник, в любом серийном производстве есть остатки комплектующих деталей, узлов, агрегатов. Они-то и лежат на складе, тем самым обеспечивая непрерывный поток производства.

Склад выглядит, как педантично разложенное «лего» для взрослых. Из металлических фигур разных конфигураций в итоге получается, например, стрела для крана.

Сколько тонн металла лежит на складе, директор по маркетингу не считал. Но соблазн прихватить пару-тройку тяжелых металлических деталей (вытянут на 3 кг каждая) появился даже у меня. Только вот из этого желания вряд ли что-то выйдет — на заводе строгая система безопасности, так что весь металл — либо в дело, либо...  снова в дело. Здесь даже металлическая стружка идет либо на переработку, либо, учтенная, сдается в металлолом.

— Избыток металла — это хорошо. А не бывает ли у вас недостатка материала?

— На заводе разработана производственная программа, рассчитанная на год. В ней прописана вся номенклатура, которую мы планируем произвести, а также просчитано, какие материалы необходимо для этого закупить.

Ты просто космос!

Под самым потолком цехов завода ездят с различными грузами на крюках совсем другие краны, судя по названию, магнитогорского производства.

— Зачем прибегать к помощи конкурентов? Неужели крановый завод не может построить себе пару таких кранов?

— Это не так просто. Чтобы изготовить конструкцию того или иного крана, ее надо спроектировать и все рассчитать, особенно нагрузку, которую несет каждый узел. Затем продукцию следует сертифицировать, получить разрешение на ее производство, только после этого можно работать. Работа с грузами — потенциально опасная, тем более что в ней задействованы люди. Есть много других видов кранов — башенные, портальные, но это не значит, что мы должны производить их все.

— А как же производство каких-нибудь новинок?

— С этим как раз все нормально. Мы постоянно разрабатываем новые модели. Если раньше мы выпускали автомобильные краны грузоподъемностью 25, 32, 40 тонн, то новая модель может поднять 50 тонн. У другой модели появилась самая длинная стрела в своем классе… Кстати, эти новинки были представлены на специализированной выставке «Строительная техника и технологии» в Москве. Чтобы привлечь к нашей технике еще больше внимания, мы по следам упавшего метеорита покрасили «Челябинцы» в цвета космоса.

— Задумка удалась?

— Еще как! Всем посетителям очень понравилось. Вообще индивидуальная покраска кранов — это не просто привлечение внимания, это требование рынка. Такие компании, как «Роснефть», «Башнефть», предпочитают в собственном автопарке держать технику, выкрашенную в корпоративные цвета. Кроме того, сейчас покупатель крана, как и покупатель иномарки, может выбирать необходимые ему опции. Так что наша концепция «индивидуальный кран» дает хорошие результаты. Кстати, завод также проектирует и изготавливает специальные краны по техническим требованиям заказчика. Один из недавних примеров — проектирование переставного крана. Свердловской компании «Уралмаш», которая занимается производством буровых вышек и установок, потребовался кран на салазках небольшой грузоподъемности — 15 тонн — для обслуживания и выполнения вспомогательных работ рядом с буровой установкой. Мы полностью спроектировали специальный кран и произвели его.

ДЭК — источник света

Во внутреннем дворе завода все чисто: дорожки подметены, газоны подстрижены. Над одной из цветочных клумб возвышается небольшая модель гусеничного крана.

— Это продукт творчества наших рабочих, — говорит Денис Саттаров. — Монумент гусеничному крану ДЭК 631а был изготовлен заводчанами еще 30 лет назад. В прошлом году к 70-летию завода мы отреставрировали миниатюру и установили ее в память об истории нашего предприятия. Челябинский механический — вообще единственный в России и мире завод, который производит гусеничные краны под маркой ДЭК. Причем в них мы вкладываем гораздо больше труда. С автомобильными кранами проще. На ЧМЗ приходит голое шасси — будь то от КамАЗа, МАЗа или «Урала». Кабины, как и типы шин, могут варьироваться. Затем начинается непосредственная работа специалистов ЧМЗ: на шасси навешивается собственная рама, монтируются выносные опоры, делаются все металлоконструкции. Для производства же ДЭКов из готового приходят только гусеницы и покупные узлы: двигатели, тормоза, агрегаты, гидроцилиндры, моторы…

Однако объем производства гусеничных кранов меньше, чем автомобильных. В силу специфики, масштабности, стоимости. Цена самого маленького ДЭКа почти в два с половиной раза больше, чем автомобильного. Конечно, у него и функционал при этом другой. ДЭК может передвигаться с грузом на крюке, да и масса груза может быть больше. Он может запитываться как от электросети, так и за счет дизель-генераторной установки. А если уж не работают сами, то могут на время стать самостоятельными источниками электроэнергии и обеспечивать светом потребителей — вахтовые поселки, рабочие станции.

Скрестили стрелы

Испытательная площадка — огромная территория под открытым небом, где, ожидая своей очереди, стоят автомобильные и гусеничные краны разных цветов и моделей. Скрещенные на фоне открытого неба стрелы выглядят довольно монументально.

Здесь краны проходят необходимое для будущей работы тестирование — гусеничные «мучают» только грузами, на долю автокранам достаются еще и пробеговые испытания, которые показывают правильность монтажа установки и некоторые другие дефекты. Во время нескольких смен каждый кран выполняет рабочие операции с превышением собственной грузоподъемности на 10 — 25 процентов. Это делается для подтверждения работоспособности узлов и для того,  чтобы в эксплуатации он выполнял заявленные нормативные характеристики.

После того как кран показал себя только с лучшей стороны, он проходит окончательную покраску и отправляется к заказчику. Последний может забрать технику самостоятельно прямо с площадки предприятия либо же оформить доставку до места назначения. Если автомобильный кран еще можно пригнать своим ходом на небольшое расстояние, то гусеничные краны переезжают либо на автомобильных тралах и полуприцепах, либо по железной дороге. Причем одна машина в зависимости от комплектации может занимать от двух до четырех платформ.

В большинстве своем краны делаются под заказчика: каждому нужна своя кабина, свои шины и свои технические характеристики. Тем не менее есть стандартные модели, которые всегда востребованы на рынке. Эта техника стоит на складе с некоторым запасом.

Ответственность кадров

Всего на заводе работает порядка 1200 человек. Как и многие другие, предприятие испытывает кадровый голод. Сложно найти высококвалифицированных технологов, есть проблема с конструкторами в определенных узких направлениях работы. Челябинский механический плотно сотрудничает с техникумами и высшими учебными заведениями, особенно с автотракторным факультетом ЮУрГУ. В некоторых цехах работают преимущественно молодые специалисты, которые умеют обращаться с высокоточной техникой на базе компьютеров, знают программирование и могут точно контролировать все операции. Так что на заводе рады новым стажерам и практикантам, хотя и опытных «бойцов» не спешат отправлять на пенсию. Токарь-универсал Александр Объедков работает на ЧМЗ три года. Всю свою жизнь он не изменяет своей профессии, а вот мест работы до этого сменил немало. Здесь он решил работать не только до пенсии, до которой осталось каких-то 10 месяцев, но и после.

— А что? Условия хорошие, инструмент весь есть, оборудование нормальное и начальство тоже. На пенсию не пойду, ведь у меня внуки, внучки и даже правнук есть! К тому же здесь я чувствую свою причастность к большому делу. От каждой мелочи, от каждого болтика зависит целый кран: не сделаешь — кран не соберут, — говорит Александр Объедков.

Его слова подтверждает и Денис Саттаров:

— Продукция ответственная, в наших кранах нельзя ошибиться. Если ты ошибся, это может привести не только к выходу из строя самой продукции, но и различным необратимым последствиям. К кадрам относимся соответственно, поэтому и зарплата у наших сотрудников выше рыночной.



Название Челябинского механического завода сразу вызывает два вопроса. Из-за отсутствия в нем слова «кран» многие интересуются, чем же именно занимается предприятие. К тому же сокращенный вариант навевает мысли, что завод стоит в Металлургическом районе. На самом деле вот уже 71 год как ЧМЗ находится в Ленинском районе. Сейчас предприятие занимает 85 процентов российского рынка по производству гусеничных кранов, поставляет автокраны в Египет, а также раскрашивает «Челябинец» в цвета космоса. Мы встретились с директором по маркетингу Челябинского механического завода Денисом Саттаровым и спросили обо всем по порядку.



По словам директора по маркетингу Дениса Саттарова, Челябинский механический завод — единственное официально зарегистрированное предприятие с названием ЧМЗ в Челябинске: «Бывший Челябинский металлургический завод давно переименован, и, например, в Сургуте все знают ЧМЗ как крановый завод и отдельно знают «Мечел».



Метеорит не только вдохновил сотрудников ЧМЗ покрасить краны в космической теме, но и ускорил программу модернизации предприятия. Замена оконных блоков и так стояла в инвестиционной программе на год, но в результате взрывной волны несколько рам было выбито, никто не пострадал. Так что вызывать стекольщиков пришлось быстрее, чем планировалось. Вообще же в инвестиционной программе заложена модернизация самого оборудования и обновление производственных участков.



Грузоподъемность 25 тонн — это наиболее распространенный вариант автомобильного крана, такая техника составляет примерно 70 процентов производства всех «Челябинцев».