Меню

Челябинские эксперты в сфере ИТ: какие компетенции будут востребованы в цифровом будущем и как помочь бизнесу перейти на цифровую экономику?

09.04.2018 15:48
В минувшую пятницу в медиа-холдинге «Гранада Пресс» состоялась пресс-конференция «Новое в подготовке «специалистов будущего»: громкие планы и тихая реальность». В роли спикеров выступили первый замминистра информационных технологий и связи Челябинской области Игорь Фетисов и два представителя кафедры «Математика и информатика» челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ – завкафедрой, доцент, д.п.н.  Юлия Подповетная и профессор кафедры, д.т.н. Павел Петрович Переверзев.

Напомним, в конце февраля 2018 г. правительственная комиссия утвердила план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ», написанной по распоряжению Владимира Путина. Согласно последнему из включенных в программу на 2018-2020 гг.  пяти разделов использование информационных технологий (ИТ) должно улучшить качество жизни и условий предпринимательской деятельности. В рамках программы образование в России и регионах будет направлено на получение соответствующих навыков, в связи с чем, в частности, ожидается разработка новых образовательных стандартов. Также берётся курс на талантливых детей и молодежь: предполагается внедрить систему раннего выявления, поддержки и сопровождения таких обучающихся, в том числе планируется обеспечить грантовую поддержку организаций, работающих с юными талантами. Кроме этого, студентов и школьников предполагается стимулировать заниматься предпринимательством.

Челябинские эксперты в сфере информационных технологий и ИТ-образования рассказали о том, в чём заключается план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ», утверждённый правительством на 2018-2020 годы, а также о том, какие основные трудности существуют сегодня в сфере ИТ-образования и какие препоны в российской технологической системе мешают развитию цифрового производства на местах. Специалисты также поделились своим видением возможных путей решения проблем в сфере подготовки «специалистов будущего» и их дальнейшего трудоустройства.

Юлия Подповетная, завкафедрой  «Математика и информатика» челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ:

Трудоустройство «специалистов будущего»: какие профессии будут востребованы?

– Трудоустройство выпускников является показателем мониторинга эффективности вуза, поэтому анализ запросов работодателей и востребованности профессии, безусловно, необходим. Регулярно ставится вопрос: какие профессии и навыки окажутся наиболее востребованными у работодателей в ИТ-сфере в 2018 году, через год, два… через пять лет. А — наоборот, устареют и перестанут интересовать компании? Проанализировав мнения экспертов, отмечу востребованность специалистов по блокчейну и искусственному интеллекту,  спрос на них в 2018 году только вырастет. Также востребованы будут специалисты по машинному обучению. Будут нужны люди, которые могут думать датасетами.  Ещё одна востребованная область — это компьютерное зрение и дополненная реальность. Особенно востребованными будут специалисты по оптимизации алгоритмов машинного обучения.

В недавнем выступлении руководитель академических программ Яндекса привел в пример, что востребованным будет такой специалист, который  является одновременно и аналитиком, и программистом, и который умеет работать с данными. То есть сегодня компаниям, с одной стороны, нужны узкие специалисты (к примеру, не просто веб-разработчик, а специалист по JavaScript) а с другой – IT-профессионалы широкого профиля.

Пути решения проблем в сфере подготовки ИТ-специалистов

– Важным аспектом при подготовке IT-специалиста является формирование способностей и умений корректировать свои знания с учетом передовых разработок. Так как даже самый престижный и продвинутый вуз порой не может вовремя подстроить свои образовательные программы под стремительно развивающиеся и новые технологии. Отдельное внимание в вузах должно уделяться программам дополнительного образования для студентов, учитывающим потребности компаний (должна предоставляться возможность выбора учащимися и получения интегрированной услуги в сети организаций). Необходимо приглашать в вузы действующих сотрудников ИТ-индустрии для преподавания по дисциплинам блока информационных технологий (час практических открытий). И, наконец, должен вестись постоянный мониторинга готовности педагогов к использованию цифровых технологий в образовательном процессе при обучении студентов. Необходимо повышение квалификации, переподготовки и непрерывное профессиональное развитие, а также внесение изменений в профессиональный стандарт преподавателя, предусматривающих обязанность освоения курса повышения квалификации.

Павел Переверзев, д.т.н., профессор кафедры «Математика и информатика» челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ:

Цифровая экономика в бизнесе

– Основная проблема заключаетсяв том, что люди не понимают, что их ждет. Есть обширные планы по цифровой экономике, но люди не понимают, к чему им готовиться, что изменится и как выжить в этой цифровой экономике.

Отмечу главные отличия цифрового предприятия от обычного. Первое – это то, что цифровое предприятие работает круглосуточно в автоматическом режиме, без праздников и выходных, каждый день. И тут у людей возникает вопрос: «а я-то что там буду делать? пока я буду спать, предприятие будет работать». Второе отличие – это автоматическая обработка большого объема данных. То есть идет круглосуточная автоматическая обработка всех счетов, фактур и прочих документов. И у человека опять встает вопрос: а я-то где буду в этой системе? У электронных предприятий идет очень обширный поток документов, которые вручную в принципе нельзя обработать. Третье – это международные кооперации. Это разные валюты, разные законодательства… Международная логистика, отправки… Все это накладывается на деятельность предприятия и обеспечивает масштабирование. Четвертое – это применение искусственного интеллекта. Нужно всё это применить – от  стратегии до рабочего места на станке.

Без искусственного интеллекта - никуда

– Чтобы человеку понять своё место во всех этих изменениях, приведу несколько примеров. Допустим в электронном магазине Амазон, где осуществляются миллионные продажи товаров, в среднем идёт 100 продаж в секунду, круглосуточно каждый день. Значит, должна быть и соответствующая отгрузка. А если учесть, что человек заказывает несколько товаров, а они все находятся не в одном месте, а на разных складах, распределены по всей планете. Их надо собрать, укомплектовать, упаковать и отправить или почтой, или контейнером. И кто всё это будет решать в таком темпе? Только искусственный интеллект. И тут у менеджера возникает вопрос: «А я тут причем? Все делается без меня».

Другой пример. Возьмем экономистов, бухгалтеров. Существует стандартная процедура – проводить финансовый анализ предприятия. Экономисты вычисляют разные коэффициенты, которые определяют финансовое здоровье предприятия. Этих коэффициентов достаточно много и они изменяются в разных диапазонах, и в каждый конкретный момент времени могут быть разные сочетания этих коэффициентов. И на сегодня экономисты на этом заканчивают свою работу и начинают думать: как же поправить финансовое здоровье предприятие. На это уходит несколько дней, а то и недель. В условиях цифровой экономики это недопустимо, там идёт круглосуточная работа. Там динамика очень сильная, всё быстро изменяется. То есть, опять же, нужен искусственный интеллект, который должен принимать решение, что делать в конкретной цифровой ситуации, какие принять меры по устранению финансового негатива. Можно рекомендовать применение экспертных систем, советующих, что надо делать, но в идеале – искусственный интеллект сам должен принимать решения, как держать здоровье предприятия на нужном уровне.

Еще один пример – аудит. Он обязателен в бизнесе. А теперь представьте – сотни миллионов документов, да ещё на разных языках, нужно осмыслить текстовые и цифровые данные (и договоры, и счета… и чего там только нет!), да еще и выявить несоответствие. А аудит сейчас наименее автоматизирован. Но как в принципе провести аудит на цифровом предприятии без искусственного интеллекта – непонятно. То есть опять встает вопрос: а что делать на таком предприятии аудитору?

Ну, и последний пример – с промышленностью, с базовой отраслью – машиностроением. Там предполагается внедрение концепции индустрии 4.0, внедрение киберфизических систем, в которых искусственный интеллект управляет различными станками, оборудованных всякими сенсорными датчиками. И по данным от этих датчиков искусственный интеллект принимает решение по обработке деталей на станках с ЧПУ – увеличить режим, уменьшить, и тем самым управляет процессом. Здесь ситуация наиболее плачевная, потому что сегодня, чтобы в потоке автоматизировать производство, нужно автоматически спроектировать технологический процесс (т.е. от заготовки до детали, разбить на операции, выявить размерные цепи, которые нужно выдерживать на станках с ЧПУ, и вычислить припуски, по которым определяются наилучшие режимы резания). Так вот ни одной оптимальной системы на сегодня нет. Есть, конечно, многие автоматизации, но автоматического проектирования технологических процессов нет, нет оптимальных режимов для станков с ЧПУ. Промышленность сейчас к этому не готова, все решают технологи, инженеры вручную.  И опять встает вопрос – уже о роли технологов…

Необходимые компетенции «специалистов будущего»

– Какой вывод нужно сделать, исходя из примеров, приведенных выше…  Необходимо ответить на вопрос: что в этой системе будут делать люди? Какие компетенции необходимы? Я считаю следующее: специалисты должны уметь обучать искусственный интеллект автоматическому принятию решению в динамически изменяющихся ситуациях каждого конкретного бизнес-процесса. Нужно научить искусственный интеллект мыслить и принимать решения в разных ситуациях. Какими компетенциями должен обладать специалист для этого? Прежде всего, он должен быть высоким профессионалом в своем деле. Для чего? Чтобы выстраивать алгоритмические цепочки для  программистов, чтобы потом применять эти цепочки в машинном обучении. Ведь искусственный интеллект нужно обучить. То есть освоение методов машинного обучения – это обязательная компетенция специалиста цифровой экономики. Поскольку процессов очень много самых разных, то и специалистов на это понадобится очень много.

Все знания в цифровой экономике нужно разделить на уровни, и первый – это уровень букваря. Обязательный, базовый,  уровень знаний, которым должны обладать все. Сюда, к примеру, входят знания электронного документооборота, без этого невозможно организация круглосуточной работы. Второе – это электронная подпись, без которой невозможна обработка большого объема данных электронных документов. Следующее  –  это методы машинного обучения, это тоже обязательно.  И, наконец, блокчейн – обеспечение информационной безопасности. И если государство еще поможет с бесплатными инструментами, методиками, и поможет малому, среднему и крупному бизнесу вот это всё внедрить, обучить предпринимателей всему этого, – тогда процесс цифровой трансформации будет успешным.

Игорь Фетисов, первый замминистра информационных технологий и связи Челябинской области:

Челябинская область: достижения школьников

– Подготовка кадров для цифровой экономики в регионе осуществляется на разных уровнях образовательной системы. Первое – это формирование и развитие ИТ-компетенций обучающихся в рамках освоения основных образовательных программ общего образования. На уровне начального общего образования в результате изучения всех без исключения предметов начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Дети приобретают опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные. На уровне школьного образования обеспечиваются уже различные компетенции (такие, как владение навыками алгоритмического мышления, умение понимать программы, написанные на алгоритмическом языке, и анализировать алгоритмы с использованием таблиц, и т.д.).

Работа с одаренными детьми является одним из важнейших направлений деятельности региональной системы образования. Челябинская область устойчиво лидирует по физике, химии и экономике информатике. В течение последних 10 лет регион занимает 5 место по количеству победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, уступая Москве, Санкт-Петербургу, Республике Татарстан и Московской области. Традиционно Челябинская область показывает высокие результаты по итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников: так, в 2017 г. абсолютным победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике среди десятиклассников стал ученик из физико-математического лицея № 31 г. Челябинска, еще 12 южноуральцев вошли в число победителей и призеров. Участнику выпала честь в составе сборной команды представлять Россию на престижной международной олимпиаде ІОІ-2017 в Тегеране, где он завоевал серебряную медаль. А в этом, 2018, году 11 школьников Челябинской области добились права участвовать в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. Старшеклассники Челябинской области ежегодно принимают участие в командных олимпиадах по программированию, которые проводятся на базе ЮУрГУ, и в других олимпиадах и конкурсах, входящих в перечень утвержденный Минобрнауки России. Также челябинские школьники ежегодно показывают высокие результаты и на олимпиадах по математике. Один из учеников приглашен на учебные сборы для участия в составе сборной команды РФ в международной олимпиаде по математике.

Формирование и развитие ИТ-компетенций обучающихся осуществляется в рамках учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (на факультативных и элективных курсах).

ИТ-подготовка на всех этапах образования: примеры и цифры

– Ведется также подготовка кадров для цифровой экономики в рамках среднего профессионального образования. В Челябинской области такую подготовку по программам по направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» осуществляет 27 профессиональных образовательных организаций (в том числе четыре – негосударственных) и три  организации высшего образования. В течение последних трех лет наблюдается тенденция к увеличению численности обучающихся по вышеуказанным направлениям подготовки. Так, если в 2015 г. обучалось 3733 студента, то в 2017 г. – 4540. Повышенная потребность в кадрах в сфере ИТ-технологий учитывается при согласовании министерством образования и науки Челябинской области контрольных цифр приема граждан по программам среднего профессионального образования.

Кроме того, осуществляются мероприятия по совершенствованию системы образования, которая должна обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами.

Популяризация и повышение престижа профессий в сфере ИТ-технологий осуществляется через проведение конкурсов профессионального мастерства студентов. С 2015 года в Челябинской области в рамках Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Южный Урал проводятся соревнования по целому блоку компетенций информационно-коммуникационной сферы: «Веб-разработка и дизайн», «Сетевое и системное администрирование», «Программные решения для бизнеса», «Инженерный дизайн CAD (САПР)». Ежегодно увеличивается количество участников чемпионата по ИТ-компетенциям (2015 год – 22, 2016 год – 25, 2017 год – 32), а также количество победителей и призеров национальных и международных чемпионатов по ИТ-компетенциям (2015 год – 1, 2016 год – 2, 2017 год – 3). В 2017 году в регионе достигнуты наивысшие показатели по данному блоку, в том числе и золотая медаль на мировом первенстве WorldSkills в г. Абу-Даби по компетенции «Веб-разработка», завоеванная выпускником Южно-Уральского государственного технического колледжа.

В целях развития ИТ-компетенций созданы специализированные центры компетенций на базе профессиональных образовательных организаций по компетенциям «Веб-дизайн», «Сетевое и системное администрирование», «Инженерный дизайн CAD», «Программные решения для бизнеса». Для оснащения специализированного центра компетенций «Веб-дизайн» и организации работы по проведению его аккредитации по стандартам «Ворлдскиллс» в 2018 году выделены средства областного бюджета в объеме 2050 тыс. руб.

В рамках пилотной апробации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста  впервые в 2017 г. проведена апробация проведения итоговой аттестации по специальностям направления «Информатика и вычислительная техника» в форме демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс».

В 2017 г. утверждена программа модернизации системы профессионального образования Челябинской области на основе лучших практик подготовки кадров по направлению «Информационные и коммуникационные технологии». Базовой  площадкой сетевого взаимодействия по данному направлению подготовки выбран «Челябинский радиотехнический техникум». В 2018 г. на организацию площадки выделена субсидия из федерального бюджета – 19,444 млн. руб. при региональном софинансировании 4,563 млн. руб.

В подготовке кадров активно участвует бизнес. Челябинская компания «Инновации детям» является разработчиком нескольких успешных проектов для детей – интерактивная песочница, несколько экземпляров которой уже продано в Японию, комплекс «Играй и развивайся», включающий более 100 образовательных подвижных занятий, в которых дети с помощью движений тела, рук и ног управляют интерфейсом. Обучение детей современным технологиям ведется также в детских технопарках. В Челябинской области их два – «Инженерика», созданная на базе челябинского ИТ-парка, и Экспериментальная лаборатория информационных технологий в г. Миассе, открытая в Доме детского творчества «Юность» имени академика В.П.Макеева». Обучение в детском технопарке Челябинска проводится в двух форматах. Первый – это как дополнительное образование по различным сферам ИТ: разработка мобильных приложений, изучение языков С++ и других современных, в том числе Scratch-программирование для самых маленьких. Для министерства информационных технологий и связи Челябинской области дети разрабатывали ролик, рекламирующий портал госуслуг.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»