Меню

На Южном Урале обсудили рынок труда: тенденции, проблемы, перспективы

14.06.2018 18:19


14 июня в пресс-центре холдинга «Гранада Пресс» состоялась пресс-конференция на тему «Кадровый вопрос по-челябински: тенденции, нововведения и ошибки». Участие в ней приняли представители двух кафедр челябинского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, а также представитель южноуральской промышленности – руководитель регионального Союза машиностроителей.

У любой медали, как и у конфликта, две стороны, и «кадровый вопрос» не исключение. С одной стороны, ужесточаются требования к работодателям: так, например, с 1 мая 2018 г. повысились штрафы за нарушения в сфере охраны труда, а с 1 июля в Челябинской области начнутся кадровые проверки на предприятиях и в организациях на предмет соблюдения новых требований, принятых в феврале этого года. Представители бизнеса уверяют, что они зачастую не готовы к работе без нарушений по ряду причин. Во-первых, работодатели не владеют всей необходимой информацией, не имеют возможности нанять специалиста по охране труда, перекладывая эти обязанности на плечи кадровиков и, тем самым, увеличивая ответственность этих должностных лиц. Во-вторых, в условиях массовой диверсификации бизнеса (в частности, в связи с переходом предприятий с гособоронзаказа на мирное производство) возникает потребность этого бизнеса в различных грамотных, квалифицированных специалистах – в сфере финансов, управления, маркетинга, права и т.д. Потенциальные работодатели всё активнее сотрудничают с вузами по вопросам подготовки специалистов под нужды конкретных предприятий.

 О том, как решается «кадровый вопрос» в Челябинской области и какие профессии и специальности в сегодняшних условиях наиболее востребованы; какие ошибки совершают работодатели и к чему компании и организации должны быть готовы в связи с введением на законодательном уровне новых правил и требований, – об этом и другом рассказали на пресс-конференции «Кадровый вопрос по-челябински: тенденции, нововведения и ошибки» представители системы высшего образования и бизнеса. В роли спикеров выступили два преподавателя  челябинского филиала Финансового университета при Правительстве РФ – Ольга Владимировна Перевозова, к.п.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», и Ирина Александровна Кравченко, к.п.н., доцент кафедры «Философия, история и право», а также представитель южноуральской промышленности – Дмитрий Евгеньевич Кожевников член Челябинского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России», генеральный директор АО «Радий».
 
Эксперты обсудили следующие вопросы:
 
- Тенденции на рынке труда Челябинской области: какие профессии и специальности сегодня наиболее востребованы?
 
-  Куй специалиста, не отходя от вуза: какую работу ведут совместно вузы и предприятия  по целенаправленной подготовке кадров? 
 
- Насколько актуален вопрос кадрового голода в условиях диверсификации бизнеса для южноуральских промышленников и с какими ещё трудностями сталкиваются сегодня предприятия? 
 
- Взаимоотношения работодателя и работника: ТОП самых распространённых ошибок (основных нарушений норм охраны труда) челябинских работодателей при приёме сотрудников на работу. 
 
- К чему должны быть готовы компании и организации в условиях меняющихся правил и ужесточающихся требований? 
 
 
Тенденции и перспективы
 
Тренды на рынке труда

 «По данным мониторинга сферы занятости и рынка труда Челябинской области сезонный фактор роста уровня безработицы не повлияет на общие положительные тенденции на рынке труда Челябинской области в 2018 году, – говорит доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» челябинского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Перевозова. – Специалисты Областной службы занятости населения фиксируют положительную динамику на областном рынке труда. В сравнении с аналогичным периодом 2017-го увеличилось количество вакансий, представленных в службу занятости населения Челябинской области: на 01.01.2018 г. - 20981 (на 01.01.2017 г. – 15773) единица, на 08.02.2018 г. 22380 (на 08.02.2017 г. – 16578) единиц. Количество зарегистрированных безработных снизилось с 26,7 тыс. человек на начало года до 26, 1 тыс. человек  на 01.02.2018 г. При этом снижение за январь 2018 г. (624 чел.) на 93 человека превышает аналогичный показатель 2017 года (531 чел.)».
 Уровень безработицы, отмечает Ольга Владимировна, за год (к февралю 2018 г.) снизился с 1,8%  до 1,4%. Уведомление о предполагаемых сокращениях получено от 221 предприятия (на 3,7 тыс. чел.). В режиме неполного рабочего дня на 07.02.2018 г. находятся 4,8 тыс. работников 51 предприятия. Наибольшая численность – на «ЧТЗ-Уралтрак» (1,9 тыс. человек), где этот режим сохраняется уже четвертый год.
 
В целом на 2018 год специалисты прогнозируют положительную динамику на рынке труда, аналогичную динамике прошлого года, отмечает Ольга Перевозова. К осени 2018 года численность безработных должна снизиться до 21-22 тыс. человек, и это будет наименьший показатель в регионе за шесть лет.
 
Профессии и специальности: новые тренды
 
По словам доцента кафедры «Менеджмент и маркетинг» челябинского филиала финуниверситета, самыми востребованными на рынке труда-2018 остаются профессионалы IT-сферы, за ними следуют специалисты сферы продаж и торговли, инженеры, маркетологи. «Из-за исчезновения и слияния профессий, образованных из двух смежных или противоположных специальностей, произошло увеличение рынка должностей, – говорит Ольга Владимировна. – Запрос на функционал нового работника появляется раньше, чем люди могут обучиться. Классический пример – менеджер, который разбирается в системе блокчейн».
 
Еще одна тенденция, по словам специалиста, состоит в том, что с каждым годом укрепляется стремление к свободному рабочему графику, люди охотнее устраиваются на удаленную работу, переходят на фриланс, так как не желают проводить день в офисе.
 
 «Рынок труда в России в 2018 году стабилизировался, - продолжает спикер. – Поэтому работодатели осторожно относятся к повышению зарплат. Компании, которые планируют проводить оптимизацию, следят за прогнозами и не планируют повышать оклады больше 4–6%. Треть организаций не рассматривает такой возможности. Представители дефицитных профессий могут получить прибавку, показав ценность для организации».
 
Наиболее востребованные вакансии на рынке труда в 2018 году, по словам кафедры «Менеджмент и маркетинг» финуниверситета: программисты, системные администраторы и веб-дизайнеры. При этом крупные промышленные предприятия испытывают нехватку инженерных кадров – несмотря на кризис, строительные объекты не замораживаются. Отмечается спрос и на грамотных специалистов в сфере продвижения. «В ситуации перенасыщения рынка, экономической нестабильности, падения потребительского спроса компании заинтересованы в грамотном маркетологе, который умеет продвигать товар», –  говорит Ольга Перевозова.
 
Остаются востребованными и представители социальных профессий, учреждения готовы принимать новые кадры, причем как молодых специалистов, так и людей с опытом. При этом дополнительным требованием к большинству профессий на рынке труда выступает знание иностранного языка, и расширение межкультурных связей приводит к росту спроса на лингвистов. 
 
В целом на рынке труда в 2018 году востребованы медики, кадровики, психологи, сотрудники торговли и услуг. Эти профессии требуют стрессоустойчивости, развитых коммуникативных навыков, эмпатии, поэтому подходят не всем.
 
Проблемы рынка труда в 2018 г.
 
По словам специалиста, главной проблемой рынка труда в России остается возрастная дискриминация: компании понижают заработные платы возрастным сотрудникам, при этом они не готовы достойно платить молодым специалистам без опыта. «Нет достойной замены работникам со стажем, – продолжает спикер. – Люди не хотят работать в бюджетных организациях, в которых небольшие зарплаты, отдавая предпочтение частным компаниям. Острая нехватка кадров наиболее заметна в школах, детских садах и больницах. Устаревают рабочие места, должности совмещаются. Работодатели сокращают численность работников, расширяя круг их обязанностей».
 
Аналитики уверены, что рынок труда в 2018 году будет на том же уровне, а спада не произойдет. Прогнозы благоприятны для всех городов России. Новости рынка труда в 2018 году показывают, что в зону риска попадают бухгалтеры, продавцы, кассиры. Численность штата оптимизируют, внедряя новые технологии, помогающие выполнять ряд операций без вмешательства человека. Полностью отказаться от услуг персонала организации не смогут. Компании оставят успешных, перспективных и опытных работников, расширив круг их обязанностей.
 
Кем хорошо работать в Челябинске?
 
По данным службе исследований Зарплата.ру, самые большие зарплаты обещают «технарям». В Челябинске от 40 до 80 тысяч рублей ежемесячно (при официальной средней зарплате в 29 тыс. руб.) готовы платить программистам 1С, Java, Net, PHP. Чуть меньше – до 70 тысяч рублей – в отрасли производства. Наблюдается высокий спрос на технологов, начальников участка в промышленном секторе, а также специалистов в отрасли металлообработки и наладчиков оборудования. На третьем месте по уровню обещанных зарплат медики – 40-60 тыс.руб. Больше всего предложений на рынке труда представлено для врачей общей практики в муниципальных больницах. Также зарплаты выше средних можно встретить в вакансиях для топ-менеджеров и руководителей среднего звена. Наиболее перспективные отрасли для управленцев — строительство, продажи и бухгалтерский учет, считают аналитики Зарплаты.ру. Примечательно, что бухгалтеров наряду с юристами и экономистами в областном управлении занятости отнесли к списку невостребованных: на одну вакансию приходится несколько десятков человек.
 
Между тем, требования к соискателям становятся все более жесткими, отмечают эксперты рынка труда. Помимо образования, это опыт работы от трех лет. Если речь идет о руководящей должности, необходимо, чтобы соискатель сам «дорос» до нее со стартовой позиции. Обращают внимание и на то, в какой фирме человек работал ранее.
 
Тем, кто не может найти работу по специальности, но очень хочет зарабатывать, в управлении занятости предлагают пройти переобучение. Воспользоваться такой возможностью могут не только безработные, но и пенсионеры, желающие продолжить трудовую деятельность, и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кстати, выбор профессий достаточно большой. Например, оператор ЭВМ, менеджер по рекламе, парикмахер, повар, облицовщик и другие. Также проводится обучение основам предпринимательства. Как показывают данные специалистов, более 90% прошедших обучение устраиваются на работу.
 
Что касается спроса на специалистов со стороны южноуральских промышленников, то в этом отношении вузы стараются сотрудничать с бизнесом. Так,  челябинский филиал Финуниверситета занимает активную позицию по взаимодействию с крупными предприятиями. Мы сотрудничаем с Уралрезиной, ЧТЗ-Уралтраком, Рембыттехнкой, ЧКПЗ, Ариант и другими компаниями. Студенты очной формы обучения ходят на экскурсии на эти предприятия, начиная уже с первого курса, погружаются в специфику и особенности профессиональной атмосферы, также знакомятся с производственными и логистическими процессами данных компаний. Особая форма сотрудничества – научные исследования хозяйственной деятельности предприятия. Исследования проводятся достаточно разноплановые – от анализа маркетинговой среды до анализа корпоративной культуры и кадровой политики. Сферу и область исследования заказывают сами предприятия с целью совершенствования производственных и управленческих процессов. В этой связи системными заказчиками выступают как отдельные предприятия бизнеса, так и банковские структуры.  На выпускном курсе студенты очной формы обучения выходят на практику, которая является их первой формой стажировки, по окончании которой есть шанс зарекомендовать себя и остаться на рабочем месте уже на профессиональной постоянной основе.
 
Но отдельное место в отношениях с работодателями занимают студенты заочной формы обучения, которые выбирают профили подготовки челябинского филиала финуниверситета именно под заказ работодателя. Большая часть предприятий сейчас выбирает стратегию диверсификации и дифференциации по персоналу, что сопровождается ростом служб со вспомогательным функционалом. Требуются маркетологи, логисты, управляющие проектами. Так, например, фабрика «Юничел», образуя отдел маркетинга, делала ставку на заочников, выпускающихся по профилю «Маркетинг».  Крупные заводы ЧМЗ, ЧТЗ, ЧКПЗ сегодня ориентированы на проектное управление. В этой связи в челябинский филиал поступают студенты на заочную форму обучения на профиль «Управление проектами».  Также в формате специалитета  студенты-заочники выбирали профиль «Производственный менеджмент», чтобы по окончании филиала сразу претендовать на руководящие позиции производственных подразделений.  В планах филиала – осуществлять набор по профилю «Менеджмент организации», так как многие предприятия сегодня испытывают недостаток именно в компетентном управленческом составе.  Особую роль играют студенты заочной формы обучения, выбравшие направление подготовки «Государственное и муниципальное управление».  Как правило, они поступают в филиал, имея опыт работы в муниципальных и государственных учреждениях, но не имея базовых знаний по данному направлению. В этой связи в челябинском филиале финуниверситета учатся служащие из налоговых органов, администраций, ФГУПов, министерств и, в том числе, из военных структур.
 
Таким образом, все профили и направления подготовки студентов, предлагаемые филиалом, прежде всего обусловлены именно текущим и стратегическим спросом на рынке труда.
К слову о труде... 
 
Работа в новых условиях и ошибки работодателей 
 
Ирина Александровна Кравченко, к.п.н., доцент кафедры «Философия, история и право»: 
 
-  Каков ТОП самых распространённых ошибок (основных нарушений норм охраны труда) челябинских работодателей при приёме сотрудников на работу?
 
- В ТОП-10, по результатам проверок Государственная инспекция по труду (ГИТ) вошли: охрана труда - этим вопросам посвящено 2/3 проверочных листов; заработная плата; оплата работы в праздники, на выходные, оплата сверхурочной работы; уклонение от заключения трудового договора и подмена трудовых отношений гражданско-правовыми; нарушение порядка увольнения; междусменный отдых и отпуск; обучение по охране труда; медосмотры; средства индивидуальной защиты; спецоценка условий труда. За период с 25 по 31 мая 2018 г. государственные инспекторы труда в Челябинской области провели 38 проверок соблюдения трудового законодательства, по результатам проверок выдано 39 предписаний и наложено 46 административных штрафов, общая сумма которых составила 2,143 тыс. рублей. Кроме того, за указанное время госинспекторы труда рассмотрели 95 обращений граждан.
 
Лидируют нарушения  по вопросам охраны труда, оплаты и нормирования труда, трудового договора, обучения и инструктирования работников по охране труда, проведения медосмотров работников, а также в части обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдения установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах, материальной ответственности сторон трудового договора, расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, коллективных договоров и соглашений, рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций, дисциплины труда и трудового распорядка,  регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
 
Нарушение порядка оформления трудовых отношений между работником и работодателем является основанием для проведения в отношении работодателя внеплановой проверки. Основанием для проведения внеплановой проверки будет являться также поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юрлиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
 
Проверят – всех!
 
- К чему должны быть готовы компании и организации в условиях меняющихся правил и ужесточающихся требований?
 
- При плановых проверках работодателей применяют риск-ориентированный подход. Дело в том, что деятельность всех организаций и ИП относят к определенной категории риска, по критериям, утвержденным в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором  выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юрлица, ИП и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. В соответствии с этим подходом все хозяйствующие субъекты распределены по категориям риска: высокий риск – один раз в два года; значительный – один раз в три года; средний – не чаще одного раза в пять лет; умеренный риск – не чаще одного раза в шесть лет. Если деятельность организации или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводят. Четыре фактора, по которым присваивается категория риска: вид экономической деятельности, численность сотрудников, задолженность по выплате заработной платы за три года, несчастные случаи в течение последних трех лет. Приказом Роструда от 30.12.2016 N 538 утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости. Количество нормативно-правовых  актов СССР и РСФСР в сфере труда для проверок было сокращено с 75 000 до 473.
 
С февраля 2018 года плановые проверки  проводятся по  проверочным листам (списки контрольных вопросов).  Проверочные листы Роструда для работодателей – это список вопросов о том, как компания применяет правила Трудового кодекса. На сегодняшний день утвердили 107 проверочных листов, всего их будет 154. На ревизиях инспекторы будут подбирать опросники по темам с учетом того, что именно захотят проверить: порядок оформления на работу; требования к содержанию трудовых договоров; порядок установления и выплаты зарплаты; порядок установления продолжительности рабочего времени; требования охраны труда при проведении различных видов работ, иных требований.
 
Если с первого февраля 2018 года инспекторы проверяли с помощью таких листов компании с умеренной категорией риска, то с первого июля 2018 года будут проверять всех без исключения.
 
Нововведения в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ дают новый повод для проведения внеплановой проверки. Им являются обращения и заявления граждан о фактах нарушений работодателями требований ТК и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приведших к невыплате или неполной выплате в закрепленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Основанием для внеплановой проверки может быть так же обращение работника о нарушении его прав в связи с тем, что работодатель не соблюдает требования о спецоценке. 
 
О кадрах по охране труда
 
Минтруда собирается обновить порядок обучения специалистов по охране труда. Проект проводит четкое разделение, какие работники могут учиться у работодателя, а какие – только в обучающих организациях. Сейчас есть неопределенность в этом вопросе. В обучающих организациях изучать охрану труда предстоит, например, руководителю компании, главному инженеру, специалистам службы охраны труда. Учиться им придется не реже чем раз в пять лет. Сейчас периодичность такого обучения – как минимум раз в три года.
 
Обучение будет проходить с использованием современных технологий. В проекте упоминается возможность участвовать в интернет-конференциях, вебинарах. Проверять знания станут централизованно с помощью компьютерного тестирования. При успешном прохождении тестов работник получит удостоверение, которое, согласно проекту, будет действовать до окончания его срока, даже если специалист сменит место работы.
 
В своей организации обучаться охране труда будут работники рабочих профессий и руководители производственных подразделений. Работодатель сам утвердит программу обучения, которую понадобится обновлять не реже, чем раз в три года.
 
Для проверки знаний работодателю придется составлять график и знакомить с ним работников как минимум за 30 дней до ее начала. Планируется, что такая проверка должна будет проводиться не реже чем раз в год.
 
Планируется оставить прежними виды инструктажей, но детализировать особенности каждого из них. Чтобы работодателям было легче составить программы инструктажей, в приложениях к проекту есть специальные перечни вопросов. Вероятно, появятся некоторые "льготы". В организациях малого бизнеса вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте можно будет совместить. Офисных сотрудников освободят от первичного инструктажа, им будет достаточно вводного.
 
Стажировку согласно проекту будут проходить: работники рабочих профессий – после прохождения программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ; те, кто принят на работу с вредными и опасными условиями труда, - после первичного инструктажа. Сейчас проходить стажировку необходимо только второй группе.
 
Слово - бизнесу 
 
Представитель Союза машиностроителей рассказал о снижении гособоронзаказа и закрепившейся в связи с этим тенденции диверсификации бизнеса. Уделил спикер внимание и кадровому вопросу, отметив потребность в качественно новом кадровом потенциале и рассказав о том, какие именно специальности востребованы сегодня на промышленных предприятиях. По словам руководителя регионального Союза машиностроителей, в условиях диверсификации производства необходимо уделять особое внимание решению такой задачи, как подготовка кадров для предприятий ОПК.
 
«Еще в 2016 году президент РФ Владимир Путин поставил задачу использовать потенциал оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках, – напомнил собравшимся Дмитрий Кожевников. – Решение этой задачи (диверсификации) требует значительных ресурсов. Как таковых «подушек безопасности» у предприятий ОПК нет.  Поэтому основная стратегия, которой должны придерживаться предприятия ОПК – выявление внутренних резервов и ликвидация «узких» мест, снижение издержек производства продукции, и самое главное – серьезная работа с кадровым потенциалом».
 
По мнению эксперта, для внедрения гражданских видов продукции и реализации стратегических проектов на предприятиях ОПК Челябинской области должна активно внедряться концепция бережливого производства и проектное управление. «Но здесь предприятия ОПК столкнутся с дефицитом кадров, имеющих правильное отношение к организации труда и производства, способных формировать технологические компетенции, проводить инвентаризацию продуктового портфеля, владеющих стратегией пространственного планирования по мультипродуктовым направлениям», – отмечает спикер. По его словам, у предприятий ОПК на настоящий момент нет компетенций по продажам, тем более за пределами нашей страны. «Для предприятий ОПК очень важен маркетинг инноваций, – продолжает представитель Союза машиностроителей. – Кто будет продавать? Как организовать их обучение?».
 
Необходимо уделить внимание таким вопросам, как комплектование кадров на предприятиях ОПК, условиям работы и уровню зарплат, а также бюджетным местам и работе с военными кафедрами. Чтобы решить все эти проблемы, необходимо формирование образовательной программы совместно с предприятиями ОПК, проектное обучение, работа кураторов от предприятий с будущими специалистами (Институт менторов проектов).