Меню

Челябинские студенты узнали об иммерсивном и постдраматическом театрах

25.03.2019 12:26 - автор Андрей Ваганов
Для них была организована встреча с московскими критиками – Глебом Ситковским и Аленой Карась.
Челябинские студенты узнали об иммерсивном и постдраматическом театрах


Фото из аккаунта ЮУрГУ в социальных сетях

Встреча состоялась в рамках Международной филологической ассамблеи, организованной Южно-Уральским государственным университетом. В честь Года театра в программу ассамблеи была включена Лаборатория театральной критики, призванная познакомить студентов с тенденциями развития современного сценического искусства.

Глеб Ситковский рассказал об иммерсивном театре, который сегодня переживает настоящий бум. Постановки в этом жанре – постоянные гости крупных европейских театральных фестивалей.

О чем идет речь? Иммерсивный театр разрушает традиционное деление пространства на «зрительный зал» и «сцену». Зрители присутствуют рядом с актерами как «невидимые» свидетели или соучастники действия. Таким образом достигается полное погружение и вместо просмотра спектакля человек переживает приключение, подобное тому, что испытывает участник игры-квеста.

1.jpg
Глеб Ситковский. Фото из аккаунта критика в социальных сетях

Глеб Ситковский:
– Мы наблюдаем сегодня, как театр выламывается из привычного пространства сцены и осваивает новые пространства. В таком театре декорациями служат то вокзал, то больница, то заброшенное здание, порой зрители сами превращаются в актtров. И это очень популярно, поскольку отвечает потребностям публики видеть не «фальшивую» условность, а уловить некую подлинность…

Алена Карась познакомила аудиторию с постдраматическим театром – еще одним актуальным направлением, популярным в Европе.

Что это такое? Современный театр ищет новые формы, например отказываясь от традиционного драматического текста как основы представления. Спектакли перестают подчиняться логике, они больше не рассказывают истории, а просто представляют зрителю некое сочетание сцен, призванных пробудить эмоции, погрузить в атмосферу.

2.jpg
Алена Карась. Фото из аккаунта критика в социальных сетях

Алена Карась:
– Мне кажется, что эта тенденция одновременно интересна и очень опасна. Отказываться от традиций можно по-разному. Отказ от драматического начала может привести не только к разрушению смысла представления, но и к отказу от самой образной природы искусства. Последствия такого явления предсказать трудно.

Почему это важно? В нынешнем году Челябинск примет фестиваль иммерсивного театра. Об этом мы писали в материале.

Поэтому студентам, которые смогут посетить представления, важно знать законы жанра, правила восприятия своеобразного зрелища. Небесполезны и знания о постдраматическом театре, который на сценах нашего города пока не присутствует.

Детали:

Глеб Ситковский – театральный критик, член комиссии СТД РФ по критике и театроведению, член экспертного совета Международной конфедерации театральных союзов.

Алена Карась – театральный критик, доцент кафедры истории театра России ГИТИС, руководитель семинара по театральной критике, эксперт фестиваля «Золотая маска» и Международного театрального фестиваля им. Чехова.